И не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего

то соседствующие с ними Гессуряне были на полулегальном положении и война с ними идёт наравне с амаликитянами родственниками евреев по крови (предок амаликитян Исав и предок евреев Иаков были братьями), давними врагами евреев. Именно на посёлки гессурян нападал Давид во время своей службы у филистимского царя, после чего от них оставались одни головёшки

(Первая книга Царств, глава 27 стих 8а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)

8 И выходил Давид с людьми своими и нападал на Гессурян и Гирзеян и Амаликитян, которые издавна населяли эту страну до Сура и даже до земли Египетской.
9 И опустошал Давид ту страну, и не оставлял в живых ни мужчины, ни женщины,и забирал овец, и волов, и ослов, и верблюдов, и одежду; и возвращался, и приходил к Анхусу.

***

к этому же стиху...

(Третья книга Царств, глава 15 стих 2)
2 Три года он царствовал в Иерусалиме; имя матери его Мааха, дочь Авессалома.

«...имя матери его Мааха...»

Я, конечно, не ставлю под сомнение точность перевода Писания, но логично предположить что тут речь идет не об имени матери Авии, а об ее национальности -мааха. Так как мааха - это название народа, который необходимо было изгнать евреям

(Книга Иисуса Навина, глава 13 стих 13а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)

13 Но сыны Израилевы не выгнали жителей Гессура и Маахи[и Хананеев], и живет Гессур и Маахасреди Израиля до сего дня

Иметь такое имя это все равно что говорить: - «Мое имя - белоруска!».

Если же предположить что данным стихом автор хочет придать негативную окраску семейству Авии и объяснить почему все-таки Авия отошел от Господа, то у нас все становится на свои места. Если в вольной форме пересказать этот стих, то получается следующее...

«...Три года Авия царствовал в Иерусалиме, у него, как и у его отца - Ровоама, была мать - язычница из-за которой он и отверг Господа. Его мать была по национальности - мааха, из осуждаемой династии гессуриянина Авессалома (Вторая книга Царств, глава 3 стих 3а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________).

и тогда понятно становится почему в (Вторая книга Паралипоменон, глава 13 стих 2) матерью Авии названа женщина по имени Михаия, дочь Уриилова

(Вторая книга Паралипоменон, глава 13 стих 2)

2 Три года он царствовал в Иерусалиме; имя матери его Михаия, дочь Уриилова, из Гивы. И была война у Авии с Иеровоамом

то есть это она, эта Михаия (и ее отец Уриил) были из народов маахи и гессура, которым разрешили жить среди израильтян, но которые продолжили поклонения идолам и верование которых повлияло на преданность Иудейских царей.

***

(Третья книга Царств, глава 15 стих 2)
1 В восемнадцатый год царствования Иеровоама, сына Наватова, Авия воцарился над Иудеями.
2 Три года он царствовал в Иерусалиме; имя матери его Мааха, дочь Авессалома.

«…имя матери его Мааха, дочь Авессалома..»

Понятно когда путают имя отца. Летописцы могли иметь разные представления об отцовстве (как при написании родословной Иисуса Христа, когда Христа считали и сыном Бога и в то же время и сыном Иосифа), но как можно ошибиться в материнстве? В (Вторая книга Паралипоменон, глава 13 стих 2) матерью Авии указывается уже не дочь Авессалома, а Михаия, дочь Уриила.


(Вторая книга Паралипоменон, глава 13 стих 2)

2 Три года он царствовал в Иерусалиме; имя матери его Михаия, дочь Уриилова, из Гивы. И была война у Авии с Иеровоамом

причем ошибки в написании имен (Мааха - Михаия) тут быть не может, так как не далее чем двумя главами раньше, в (Вторая книга Паралипоменон, глава 10 стих 20)

летописец указывает имя матери Авии также как и в Третьей книге Царств - Мааха

(Вторая книга Паралипоменон, глава 10 стих 20)

20 После нее он взял Мааху, дочь Авессалома, и она родила ему Авию и Аттая, и Зизу и Шеломифа

И тут надо ещё разбираться кто все-таки родил Авию - Фамарь - дочь Авессалома, Мааха - дочь Авессалома или Михаия - дочь Уриилова)

(Вторая книга Царств, глава 14 стих 27а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________) 27 И родились у Авессалома три сына и одна дочь, по имени Фамарь; она была женщина красивая [и сделалась женою Ровоама, сына Соломонова, и родила ему Авию]   (Третья книга Царств, глава 15 стих 1а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________) 1 В восемнадцатый год царствования Иеровоама, сына Наватова, Авия воцарился над Иудеями. 2 Три года он царствовал в Иерусалиме; имя матери его Мааха, дочь Авессалома. (Вторая книга Паралипоменон, глава 13 стих 1а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________) 1 В восемнадцатый год царствования Иеровоама воцарился Авия над Иудою. 2 Три года он царствовал в Иерусалиме; имя матери его Михаия, дочь Уриилова, из Гивы.


***

(Третья книга Царств, глава 15 стих 2)
... Авия воцарился над Иудеями.
2 Три года он царствовал в Иерусалиме; имя матери его Мааха, дочь Авессалома.

(Третья книга Царств, глава 15 стих 10)
9 ... воцарился Аса над Иудеями
10 и сорок один год царствовал в Иерусалиме; имя матери его Ана, дочь Авессалома.

Авия - имя матери его Мааха, дочь Авессалома.

и

Аса - имя матери его Ана, дочь Авессалома.

Гораздо логичней предположить что отец и сын были женаты на двух сестрах (разница в возрасте - это личное дело вкуса) чем что это были бабушка и внучка.

***

(Третья книга Царств, глава 15 стих 3)
3 Он ходил во всех грехах отца своего, которые тот делал прежде него, и сердце его не было предано Господу, Богу его, как сердце Давида, отца его

Какие бы негодные поступки не делал Давид, но кроме него евреям и в пример привести то некого. Из пяти царей правивших в Израиле (Саул, Давид, Соломон, Ровоам, Авия), четверо покинули Иегову после краткого с ним знакомства. И получается что прелюбодей, убийца (все-таки это ему пришла в голову идея убить мужа своей любовницы), клятвопреступник и человек с «дурным сердцем» (Первая книга Царств, глава 17 стих 28а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)

объявляется образцом для поведения

***

(Вторая книга Паралипоменон, глава 13 стих 10)

10 А у нас – Господь, Бог наш; мы не оставляли Его, и Господу служат священники, сыны Аароновы, и левиты при своем деле.

«...А у нас – Господь, Бог наш; мы не оставляли Его...»

Ишь как заговорил, «мы не оставляли его...», а про кого ж тогда сказано «Он ходил во всех грехах отца своего, которые тот делал прежде него, и сердце его не было предано Господу»?

(Третья книга Царств, глава 15 стих 3)
3 Он ходил во всех грехах отца своего, которые тот делал прежде него, и сердце его не было предано Господу, Богу его, как сердце Давида, отца его

(Третья книга Царств, глава 14 стих 24)
24 И блудники были также в этой земле и делали все мерзости тех народов, которых Господь прогнал от лица сынов Израилевых.

Автор Второй книги Паралипоменон точно про Авию -сына Ровоама писал в своей летописи? Уж чересчур расхождения большие у него с автором Третьей книги Царств. В Царствах мать Авии зовут Мааха, дочь Авессалома

в Паралипоменоне - имя матери его Михаия, дочь Уриилова, из Гивы

В книге Царств - Авия -грешник оставивший Господа, в Паралипоменоне - самый ярый его приверженец.

(Третья книга Царств, глава 15 стих 3) 3 Он ходил во всех грехах отца своего, которые тот делал прежде него, и сердце его не было предано Господу, Богу его, как сердце Давида, отца его   (Вторая книга Паралипоменон, глава 13 стих 10) 10 А у нас – Господь, Бог наш; мы не оставляли Его, и Господу служат священники, сыны Аароновы, и левиты при своем деле.  
(Третья книга Царств, глава 15 стих 2а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________) ... Авия воцарился над Иудеями. 2 Три года он царствовал в Иерусалиме; имя матери его Мааха, дочь Авессалома. (Вторая книга Паралипоменон, глава 13 стих 1а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________) 1 ... воцарился Авия над Иудою. 2 Три года он царствовал в Иерусалиме; имя матери его Михаия, дочь Уриилова, из Гивы.

Очень похоже на то, что из-за постоянно дублирующихся имен (Нават - сын Иеровоама, сына Навата, Мааха - дочь Авессалома, сына Маахи) у историка-летописца где-то сбой произошел из-за чего и выпало пару поколений.

***

(Вторая книга Паралипоменон, глава 13 стих 10)

10 А у нас – Господь, Бог наш; мы не оставляли Его, и Господу служат священники, сыны Аароновы, и левиты при своем деле.

Царь Авия -«наркоман», «фашист», «убийца» или лапушка и образец для подражания?
Царь Авия - второй царь Иудеи про которого сказано что он проправил три года. За эти три года он успел прославиться тем что начисто игнорировал Господа (..."Он ходил во всех грехах отца своего...")

(Третья книга Царств, глава 15 стих 3)
3 Он ходил во всех грехах отца своего, которые тот делал прежде него, и сердце его не было предано Господу, Богу его, как сердце Давида, отца его

и в то же время сам он называет свои поступки, свои действия как богоугодные

(Вторая книга Паралипоменон, глава 13 стих 10)
10 А у нас – Господь, Бог наш; мы не оставляли Его, и Господу служат священники, сыны Аароновы, и левиты при своем деле.

За что первый летописец писавший Третью книгу Царств назвал его грешником, тогда как второй летописец (писавший Паралипоменон) считает его молодцом и праведником?
Ладно, отойдем от нравственных оценок Авии дееписателелями и представим картину правления Авии.
Есть стих в котором сказано что Авия делал все те грехи что и Ровоам, отец его...

3 Он ходил во всех грехах отца своего, которые тот делал прежде него, и сердце его не было предано Господу...

то есть он "...делал все мерзости тех народов..." что и его отец. А именно...


23 И устроили они у себя высоты и статуи и капища на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом.
24 И блудники были также в этой земле и делали все мерзости тех народов, которых Господь прогнал от лица сынов Израилевых.

Но после слов самого Авии что "...А у нас – Господь, Бог наш; мы не оставляли Его,..."

10 А у нас – Господь, Бог наш; мы не оставляли Его, и Господу служат священники, сыны Аароновы, и левиты при своем деле.

появляется впечатление что он даже не подозревает о том что те мерзости что он делает являются грехами и раздражают Господа. Как так? То есть Авия изготовляет идолов, и "...проносит детей через огонь" и в то же время искренне верует что именно это Господу и необходимо! Что он имеет право рассчитывать на божью поддержку за свое искреннее ему служение, что он в глазах Господа чем то отличается от напавших на него идолопоклонников-израильтян.
То есть он как бы поклоняется и вашим и нашим или как говорится и на елку влезть и рыбку съесть.

***

(Третья книга Царств, глава 15 стих 5)
5 потому что Давид делал угодное пред очами Господа и не отступал от всего того, что Он заповедал ему, во все дни жизни своей, кроме поступка с Уриею Хеттеянином.

«…кроме поступка с Уриею Хеттеянином…»

Все остальное что делал Давид, можно считать сделанным с Божьего согласия и одобрения. Причем даже такие шокирующие летописцев поступки (если б это было обыденное дело, то, думаю, про него не стали бы даже упоминать) как сжигание людей в печах

(Вторая книга Царств, глава 12 стих 31а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)

31 А народ, бывший в нем, он вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами Аммонитскими. И возвратился после того Давид и весь народ в Иерусалим.

Да и гнев от Давыдовой переписи населения, за которую Господь убил семьдесят тысяч человек

(Вторая книга Царств, глава 24 стих 15а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)

15 И послал Господь язву на Израильтян от утра до назначенного времени; [и началась язва в народе] и умерло из народа, от Дана до Вирсавии, семьдесят тысяч человек.

после заявления что все что Давид делал - угодно Богу, воспринимается как театральный жест, призванный переложить вину с «больной головы на здоровую». Жест ставящий самого Господа в позу оскорбленной невинности, мол вы, евреи сами виноваты что разозлили меня.

(Вторая книга Царств, глава 24 стих 13)

1 Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду.

***

(Третья книга Царств, глава 15 стих 6)
1 В восемнадцатый год царствования Иеровоама, сына Наватова, Авия воцарился над Иудеями.

...

6 И война была между Ровоамом и Иеровоамом во все дни жизни их

Несколько непонятно, как этот стих вообще попал сюда, ведь Ровоам уже давно умер?

***

(Вторая книга Паралипоменон, глава 13 стих 3)

3 И вывел Авия на войну войско, состоявшее из людей храбрых, из четырехсот тысяч человек отборных; а Иеровоам выступил против него на войну с восемью стами тысяч человек, также отборных, храбрых

Четыреста тысяч иудеев и восемьсот тысяч израильтян. Итого миллион двести тысяч боеспособных солдат! Свежо предание, да верится с трудом. Как то многовато для маленького Израиля и Иуды. Специально посмотрел в Википедии список стран по численности действующих войск

и оказалось что древний Израиль превосходит по численности войск современную Россию. В России, по ситуации на 2009 год, численность действующего войска примерно один миллион солдат, тогда же как в древнем Израиле (Иуда плюс Израиль) численность действующего войска - миллион двести тысяч.

***

(Вторая книга Паралипоменон, глава 13 стих 4)

4 И стал Авия на вершине горы Цемараимской, одной из гор Ефремовых, и говорил: послушайте меня, Иеровоам и все Израильтяне!

«...одной из гор Ефремовых ...»

Следует обратить внимание что НЕ ИЗРАИЛЬТЯНЕ напали на иудеев, а ИУДЕИ ПЕРЕШЛИ ГРАНИЦУ и Иеровоам всего лишь обороняется. Такой вывод следует из места с которого Авия выступает со своей прокламацией - «гор Ефремовых». То есть это он, а не Иеровоам, находится на чужой территории и, следовательно, это с его стороны идет захватническая война несмотря на указание Господа о ненападении на своих братьев - израильтян

(Третья книга Царств, глава 12 стих 24)

24 так говорит Господь: не ходите и не начинайте войны с братьями вашими, сынами Израилевыми; возвратитесь каждый в дом свой, ибо от Меня это было. И послушались они слова Господня и пошли назад по слову Господню.

***

(Вторая книга Паралипоменон, глава 13 стих 5)

5 Не знаете ли вы, что Господь, Бог Израилев, дал царство Давиду над Израилем навек, ему и сыновьям его, по завету соли [вечному]?

«...Бог Израилев, дал царство Давиду над Израилем навек...»

Дать то он дал, тут Авия сказал все правильно, но почему ж тогда Авия умолчал тот факт что это царство сам Господь у потомков Давида и забрал?

(Третья книга Царств, глава 11 стих 11)

11 И сказал Господь Соломону: за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему;

И что восстание из-за которого и произошло разделение государства и в котором Авия ошибочно обвиняет Иеровоама,

(Вторая книга Паралипоменон, глава 13 стих 6)

6 Но восстал Иеровоам, сын Наватов, раб Соломона, сына Давидова, и возмутился против господина своего.

это своего рода наказание от Господа, исполнение Его воли? Если уж Авия начал свою рекламную речь с экскурса в историю, то пускай и рассказывает все как есть, без недомолвок.

***

(Вторая книга Паралипоменон, глава 13 стих 7)

7 И собрались вокруг него люди пустые, люди развращенные, и укрепились против Ровоама, сына Соломонова; Ровоам же был молод и слаб сердцем и не устоял против них.

Опять же, причем тут «молодость Ровоама», когда разделение государства - это целиком идея Господа?

(Третья книга Царств, глава 11 стих 11)

11 И сказал Господь ...Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему;

***

(Вторая книга Паралипоменон, глава 13 стих 14)

14 И оглянулись Иудеи, и вот, им битва спереди и сзади; и возопили они к Господу, а священники затрубили трубами.

Хотя и говорят что благоприятный для иудеев исход войны был всецело последствием их непоколебимой веры в Господа, но сдается мне что от такой веры во весь голос не вопят («...и возопили они к Господу...»). Может они и верили в поддержку Господа когда шли на войну, но когда увидели засаду в тылу и решили что им «крышка», то я думаю в их «возопили» было больше ругани и упреков чем восхваления и надежд на Господа.

***

(Вторая книга Паралипоменон, глава 13 стих 15)

15 И воскликнули Иудеи. И когда воскликнули Иудеи, Бог поразил Иеровоама и всех Израильтян пред лицем Авии и Иуды

Любит Господь пощекотать нервы верующим. Вроде ж иудеи и так преданны Иегове («...10 А у нас – Господь, Бог наш; мы не оставляли Его...»), но Он все равно заставил их сначала обделаться от страха («...И воскликнули Иудеи...») и только затем спас.

Мог, в принципе, и сразу разогнать израильтян, или вообще не допустить прихода израильской армии в Иудею, но ему нравится когда Его о чем то просят и для этого он сначала устраивает какую-нибудь пакость, а затем красиво от нее избавляет.

Можно даже напомнить историю с Анной, матерью Самуила, чрево которой Господь сначала «заключил»

(Первая книга Царств, глава 1 стих 5)

5 Анне же давал часть особую, [так как у неё не было детей], ибо любил Анну [более, нежели Феннану], хотя Господь заключил чрево ее

и только после того как она намучалась и пообещала сделать подарок Господу (отдать сына в уборщики при скинии -в помощь левитам), он позволил ей родить.

(Первая книга Царств, глава 1 стих 19)

19 И встали они поутру, и поклонились пред Господом, и возвратились, и пришли в дом свой в Раму. И познал Елкана Анну, жену свою, и вспомнил о ней Господь

***

(Третья книга Царств, глава 15 стих 7)
7 Прочие дела Авии, всё, что он сделал, описано в летописи царей Иудейских.

Примечательно что жизнь Авии описанная в Третьей книге Царств, гораздо короче чем во второй книге Паралипоменон. Так если в книге Царств Авии уделяется всего лишь шесть стихов, то в Паралипоменоне - целая глава. Но автор объясняет такое увлечение Авией тем что для написания книги Царств он использует царские летописи «...описано в летописи царей Иудейских...», то есть официальный исторический документ, тогда как в Паралипоменоне - он использует своего рода «поучающие сказки для взрослых» - сказания пророка «...описаны в сказании пророка Адды...»

(Вторая книга Паралипоменон, глава 13 стих 22)

22 Прочие деяния Авии и его поступки и слова описаны в сказании пророка Адды

в которых он описывает свое личное отношение к своему царю. Поэтому и получается что в официальных хрониках Авия представлен как «отвернувшийся от Бога» (Третья книга Царств, глава 15 стих 3)
3 Он ходил во всех грехах отца своего…

а прозорливец, качество жизни которого напрямую зависело от благости царя, поет ему дифферамбы.

(Вторая книга Паралипоменон, глава 13 стих 10)

10 А у нас – Господь, Бог наш; мы не оставляли Его…

***

(Вторая книга Паралипоменон, глава 13 стих 21)

21 Авия же усилился; и взял себе четырнадцать жен и родил двадцать два сына и шестнадцать дочерей.

Когда то прародительница еврейского народа - Лия умудрилась за пять лет (несколько лет из семи годов сожительства Лия не «рождала») народить семерых детей (причем всех поодиночке). Плодовитость во времена Авии уже конечно не та, но все равно, за три года четырнадцать жен Авии умудрились нарожать тридцать восемь детей. Если же вернуться немного назад к царям Давиду и Соломону с их гаремами (у Соломона под тысячу жен, у Давида под два десятка (это если считать вместе с наложницами)), то можно сделать вывод что через триста -пятьсот лет в каждом втором еврее будет течь частица Давидовой крови. То есть половина еврейского государства сможет похвастаться принадлежностью к царскому роду.

***

(Третья книга Царств, глава 15 стих 9)
9 В двадцатый год царствования Иеровоама, царя Израильского, воцарился Аса над Иудеями

То ли летописцы специально запутывают читателя с датами, то ли евреи действительно не подозревают о существовании календаря, но начав отсчет времени от сотворения мира

(Бытие, глава 5, стихи 3)

3 Адам жил сто тридцать [230] лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф

евреи тут же забывают об своем поступке и начинают новую летопись уже с привязкой к потопу

(Бытие, глава 11, стихи 10)

10 Вот родословие Сима: Сим был ста лет и родил Арфаксада, чрез два года после потопа;

затем новый календарь начинающийся с заключения завета с Авраамом

затем от Исхода евреев из Египта,

затем от времени постройки Храма и т.д.

И после всего этого летописцы утверждают что они пишут историю Израиля? Да это скорее набор коротких рассказов стыкующихся между собой только местом действия.

Любая летопись подразумевает какую-то единую точку отсчета к которой привязываются все события, будь то сотворение мира или рождение Мессии. Когда же такой точки нет, это означает что либо действия не связаны между собой, либо авторы хотят избежать проверки со стороны, сверки дат в своей летописи и, например, в летописи своих соседей.

Было бы в Писании сказано что, вот на тысяча пятисот двадцатом году от сотворения мира на престол взошел иудейский царь Авия, а в тысяча пятисот двадцать втором году - воцарился израильский царь Нават и вопросов бы ни у кого не возникало, ни кто сколько проправил, ни кто с кем воевал. Но летописцы начинают ставить даты восхождения на престол с относительными ссылками на правление другого царя и у них получается такая каша что они сами в ней запутались и указали протяженность правления израильских царей на тридцать лет больше чем иудейских.

***

сюда же...

(Третья книга Царств, глава 15 стих 9)
9 В двадцатый год царствования Иеровоама, царя Израильского, воцарился Аса над Иудеями

Кому засчитать двадцатый год правления Иеровоама? Авии или Асе? Авии этот год необходим для того чтоб сошелся трехгодичный срок указанный в (Третья книга Царств, глава 15 стих 2)

2 Три года он царствовал в Иерусалиме; имя матери его Мааха, дочь Авессалома.

То есть Авия процарствовал в Иудее восемнадцатый год правления Иеровоама (свой первый год)

(Третья книга Царств, глава 15 стих 1)
1 В восемнадцатый год царствования Иеровоама, сына Наватова, Авия воцарился над Иудеями.

девятнадцатый год правления Иеровоама

и, соответственно, двадцатый год правления Иеровоама.

Но если двадцатый год правления Иеровоама мы зачислим Авии, то ничего не остается чтоб поцарствовать в этом году Асе, а если этот, двадцатый год, мы засчитаем Асе, то не сойдется с указанными тремя годами, срок правления Авии. Если же этот год мы засчитаем И Авии И Асе, то есть им обоим по полгода каждому, то мы получим двойную бухгалтерию, когда один и тот же год считается по два (а то и по три, если царей в этот год было трое) раза. Что конечно льстит царедворцам (а наш царь проправил целых три года, а не два с половиной), но сводит на нет смысл календаря как такового.

***

(Третья книга Царств, глава 15 стих 10)
10 и сорок один год царствовал в Иерусалиме; имя матери его Ана, дочь Авессалома.

Сколько все-таки у Авессалома было дочерей? Одна -Фамарь

(Вторая книга Царств, глава 14 стих 27а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)

27 И родились у Авессалома три сына и одна дочь, по имени Фамарь;;

две - Фамарь и Мааха?

(Третья книга Царств, глава 15 стих 2а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)

2 Три года он царствовал в Иерусалиме; имя матери его Мааха, дочь Авессалома.

Или три - Фамарь, Мааха и Ана?

(Третья книга Царств, глава 15 стих 10а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)
10 и сорок один год царствовал, имя матери его Ана, дочь Авессалома

к этому же стиху...

(Третья книга Царств, глава 15 стих 10)
10 и сорок один год царствовал в Иерусалиме; имя матери его Ана, дочь Авессалома.

Летописцы у Израиля были все таки получше чем у Иудеев. По крайней мере они не путали имен матерей своих царей. А то иудеи вот уже у второго царя не определятся с именем матери. Сначала у Авии не могли решить кто его мать, Мааха дочь Авессалома или Михаия, дочь Уриилова

(Третья книга Царств, глава 15 стих 2)
1 ... Авия воцарился над Иудеями.
2 Три года он царствовал в Иерусалиме; имя матери его Мааха, дочь Авессалома.

(Вторая книга Паралипоменон, глава 13 стих 2)

2 Три года он царствовал в Иерусалиме; имя матери его Михаия, дочь Уриилова, из Гивы. И была война у Авии с Иеровоамом

а затем и с царем Асой, сначала именуют ее Маахой (также как и его бабушку), а затем Аной

(Вторая книга Паралипоменон, глава 15 стих 16а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________) 16 И Мааху, мать свою, царь Аса лишил царского достоинства за то, что она сделала истукан для дубравы…   (Третья книга Царств, глава 15 стих 10а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________) 9 ... воцарился Аса над Иудеями 10 и сорок один год царствовал в Иерусалиме; имя матери его Ана, дочь Авессалома.  

***

(Третья книга Царств, глава 15 стих 11)
11 Аса делал угодное пред очами Господа, как Давид, отец его.

Автор Писания согласен с тем, что «угодное пред очами Господа» не всегда есть хорошее (доброе) в общечеловеческом понимании и поэтому разделяет эти два понятия как во (Вторая книга Паралипоменон, глава 14 стих 2)

2 И делал Аса доброе и угодноев очах Господа, Бога своего

Надеюсь разделять «угодное Богу» и «доброе» мы уже научились когда читали про жизнь Давида и про все те ужасные поступки что он вытворял в завоеванных им городах.

(Вторая книга Царств, глава 12 стих 31)

31 А народ, бывший в нем, он вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами Аммонитскими. …

(Первая книга Царств, глава 27 стих 9-11а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)

9 И опустошал Давид ту страну, и не оставлял в живых ни мужчины, ни женщины, и забирал овец, и волов, и ослов, и верблюдов, и одежду; и возвращался, и приходил к Анхусу

11 И не оставлял Давид в живых ни мужчины, ни женщины, и не приводил в Геф, говоря: они могут донести на нас и сказать: «так поступил Давид, и таков образ действий его во все время пребывания в стране Филистимской».

(Первая книга Царств, глава 30 стих 17а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)

17 [И напал на них] и поражал их Давид от сумерек до вечера другого дня, и никто из них не спасся, кроме четырехсот юношей, которые сели на верблюдов и убежали

(Вторая книга Царств, глава 8 стих 2а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)

2 И поразил Моавитян и смерил их веревкою, положив их на землю; и отмерил две веревки на умерщвление,а одну веревку на оставление в живых. И сделались Моавитяне у Давида рабами, платящими дань.

И про зверства которого честно сказано что они были не добрыми, они были «угодными» («... Давид делал угодное пред очами Господа...»)

(Третья книга Царств, глава 15 стих 5а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)

5 потому что Давид делал угодное пред очами Господа и не отступал от всего того, что Он заповедал ему, во все дни жизни своей, кроме поступка с Уриею Хеттеянином

и поэтому во (Вторая книга Паралипоменон, глава 14 стих 2)

когда говорят про «доброе и угодное» не сравнивают Асу с его прадедом -Давидом, а в (Третья книга Царств, глава 15 стих 11) не упоминают слово «доброта» по отношению к Давиду.

***

(Третья книга Царств, глава 15 стих 12)

12 Он изгнал блудников из земли и отверг всех идолов, которых сделали отцы его

«...идолов, которых сделали отцы его...»

Все таки нечего пенять на жен Соломона и на развращенные нравы иудеев. Сами иудейские цари были ничем не лучше своих подданных. И хотя не сказано кто именно изготавливал идолов, но кто то из предков Асы все таки был замечен в личном изготовлении истуканов. Ведь дано не общее, расплывчатое обвинение отцов всех евреев, что они грешили идолопоклонством, а конкретное указание на одного из «отцов», предков иудейского царя -Асы («...отцы его...).

***

(Третья книга Царств, глава 15 стих 14)

14 Высоты же не были уничтожены. Но сердце Асы было предано Господу во все дни его

«...Но сердце Асы было предано Господу во все дни его...»

Может по сравнению со своими предшественниками его сердце и было предано Господу, но по сравнению с последующими поколениями он оказался в одном списке с отступниками. Так Иисус, сын Сирахов, считает что настоящих праведников достойных быть образцом для царей всего трое- это Давид, Езекия и Иосия («...Кроме Давида, Езекии и Иосии, все тяжко согрешили...»)

(Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, глава 49 стих 5)

5 Кроме Давида, Езекии и Иосии, все тяжко согрешили,
6 ибо оставили закон Всевышнего; цари Иудейские престали:
7 ибо предали рог свой другим и славу свою — чужому народу.

***

(Третья книга Царств, глава 15 стих 11)
11 Аса делал угодное пред очами Господа, как Давид, отец его.

(Третья книга Царств, глава 15 стих 14)

14 Высоты же не были уничтожены. Но сердце Асы было предано Господу во все дни его

Верное служение подразумевает и щедрую награду. По крайней мере именно так обещал Господь Моисею

(Второзаконие, глава 28 стих 2)

1 Если ты, когда перейдете [за Иордан в землю, которую Господь Бог ваш дает вам], будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь, Бог твой, поставит тебя выше всех народов земли;
2 и придут на тебя все благословения сии и исполнятся на тебе, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего

но какой награды дождался сам Аса? Для начала ему пришлось бороться с вражеским нашествием эфиоплян (причем превосходящих их по численности)

(Вторая книга Паралипоменон, глава 14 стих 9)

9 И вышел на них Зарай Ефиоплянин с войском в тысячу тысяч и с тремя стами колесниц и дошел до Мареши.

затем обострились отношения с соседями - израильтянами

(Вторая книга Паралипоменон, глава 16 стих 1)

1 В тридцать шестой год царствования Асы,пошел Вааса, царь Израильский, на Иудеюи начал строить Раму...

ну а под конец еще и жутко неприятная болезнь ног под конец жизни

(Вторая книга Паралипоменон, глава 16 стих 12)

12 И сделался Аса болен ногами на тридцать девятом году царствования своего, и болезнь его поднялась до верхних частей тела; но он в болезни своей взыскал не Господа, а врачей

***

(Вторая книга Паралипоменон, глава 14 стих 9-12)

9 И вышел на них Зарай Ефиоплянин с войском в тысячу тысяч и с тремя стами колесниц и дошел до Мареши

12 И поразил Господь Ефиоплян пред лицем Асы и пред лицем Иуды, и побежали Ефиопляне

Господь серьезно рассердился на иудеев если решил пригнать в Иудею войско аж из Эфиопии. Все таки путь не близкий, вон где Эфиопия, а где Иудея. Пускай карта и не современник Давида, но примерное расстояние которое пришлось преодолеть эфиопам прикинуть можно.

И не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего - student2.ru

Да еще ж и куча государств (взять хотя бы тот же Египет), армии которых эфиопам необходимо было разбить прежде чем добраться до Иерусалима.

***

(Третья книга Царств, глава 15 стих 15)
15 И внес он в дом Господень вещи, посвященные отцом его, и вещи, посвященные им: серебро и золото и сосуды.

То что посвящено Господу - есть великая святыня. Так об этом было сказано в книге Левит.

(Левит, глава 27 стих 28а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)

28 Только все заклятое, что под заклятием отдаёт человек Господу из своей собственности, — человека ли, скотину ли, поле ли своего владения, — не продается и не выкупается: все заклятое есть великая святыня Господня;

Не знаю что Господь собирался с этим имуществом делать, но Он крайне строго следит за тем чтобы из его посвящения не пропадало ни крошки.

(Книга Иисуса Навина, глава 6 стих 18а Иисуса Навина_____________________________________________________________________________________________________________)

18 и все серебро и золото, и сосуды медные и железные да будут святынею Господу и войдут в сокровищницу Господню

Так во времена Иисуса Навина, Господь даже наказал евреев за то, что Ахан украл у него полкилограммовый слиток золота

(Книга Иисуса Навина, глава 7 стих 15

15 и обличенного в похищении заклятого пусть сожгут огнем, его и все, что у него, за то, что он преступил завет Господень и сделал беззаконие среди Израиля.

А при Давиде, например, первосвященники не открывали Господних сокровищниц даже при трехлетнем голоде

(Вторая книга Царств, глава 21 стих 1)

1 Был голод на земле во дни Давида три года, год за годом. И вопросил Давид Господа. И сказал Господь: это ради Саула и кровожадного дома его, за то, что он умертвил Гаваонитян

что позволило Соломону внести это золото в Храм

(Третья книга Царств, глава 7 стих 51)
51 Так совершена вся работа, которую производил царь Соломон для храма Господа. И принес Соломон посвященное Давидом, отцом его; серебро и золото и вещи отдал в сокровищницы храма Господня

Наши рекомендации