Тестирование и анкетирование при приеме на работу
В число кадровых процедур,с которыми может столкнуться претендент на трудоустройство в конкретную организацию, входит тестирование и анкетирование.
Для успешного прохождения этих процедур необходимо придерживаться определенных правил. Результаты тестирования и анкетирования учитываются при принятии окончательного решения о приеме на работу, но не являются определяющими.
Тестирование при отборе персонала сейчас становится все более популярным. Применяемые при приеме на работу тесты предназначены для того, чтобы получить психологический портрет кандидата, оценить его способности, профессиональные знания и навыки. Они позволяют сравнить кандидатов между собой, а также с идеальным кандидатом (эталоном).
С точки зрения специалистов по управлению персоналом, использование тестов обусловлено двумя причинами. В первую очередь, увеличивается число претендентов на вакантные должности, и специалисты по отбору персонала стремятся использовать максимум возможностей для определения наиболее достойного. Чем больше претендентов, тем сложнее оценить уровень их профессиональной пригодности по сравнению друг с другом.
Поскольку образование и профессиональный опыт не могут считаться достаточными критериями, в расчет принимаются и прочие достоинства кандидата, среди которых можно назвать личные качества, интеллектуальный потенциал, гибкость, способность к адаптации. Тестирование рассматривается как инструмент, способный прояснить для работодателя все вышеперечисленное.
Однако не следует полагать, что использование тестов напрямую связано с экономической конъюнктурой, когда число претендентов превосходит количество вакансий. В периоды полной занятости профессиональный отбор не менее сложен. Нанимателю также нужно найти наиболее подходящего кандидата, притом, что возможности выбора существенно ограничены. Иными словами, если в момент кризиса работодатели отправляются на поиски идеального работника, то в более благополучные времена их интересует, по меньшей мере, удовлетворяющий их требованиям сотрудник.
Таким образом, тестирование отвечает стремлению работодателя сделать свой выбор объективным. Задача тестов - предсказать будущий успех или неудачу кандидата на искомой должности.
Тестирование при приеме на работу представляет определенное испытание, включающее общее задание с четкой системой определения успешного или неудачного решения или оценки его результата в баллах. Задание может задействовать либо приобретенные знания, либо сенсорно-моторные или ментальные функции (психологические тесты).
Тестами в психологии называют стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получать сопоставимые количественные и качественные показатели степени разности изучаемых свойств. Под стандартизированностью таких методик имеется в виду то, что они всегда и везде должны применяться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, получаемой испытуемым, кончая способами вычисления и интерпретации получаемых показателей. Сопоставимость означает, что оценки, получаемые при помощи теста, можно сравнить друг с другом независимо от того, где, когда, как и кем они были получены.
Из всех возможных психодиагностических методик к тестам предъявляются самые строгие требования, касающиеся валидности, надежности, точности и однозначности.
Существуют различные виды тестов: интеллектуальные, личностные и тесты межличностных отношений. Для диагностирования кандидата на вакантную должность сотрудник службы персонала совместно с психологом подбирает несколько тестов, выявляющих наиболее важные для данной должности интеллектуальные, личные, мотивационные и волевые качества. Каждая вакансия требует собственного набора тестов, который предъявляется кандидатам на должность.
Как правило, используются тесты:
1) Интеллектуальные (общего интеллекта и специальные). Тесты интеллекта предназначены для исследования и измерения уровня интеллектуального развития человека. Они являются наиболее распространенными психодиагностическими приемами. Под интеллектом как объектом измерения подразумеваются не любые проявления индивидуальности, а прежде всего те, которые имеют отношение к познавательным процессам и функциям (к мышлению, памяти, вниманию, восприятию). По форме тесты интеллекта могут быть групповыми и индивидуальными, устными и письменными, бланковыми, предметными и компьютерными.
2) Личностные (поведенческие особенности, социальные навыки, способность к адаптации). Тесты личности предназначены для оценки эмоционально-волевых компонентов психической деятельности - мотивации, интересов, эмоций, отношений, а также способностей поведения индивида в определенных ситуациях. Таким образом, тесты личности диагностируют неинтеллектуальные проявления. Личностные особенности измеряются с помощью трех видов методик: тестов, опросников и проективной техники. Опросники - группа психодиагностических методик, задания которых представлены в виде вопросов (утверждений). Опросники предназначены для получения объективных или субъективных данных со слов обследуемого. Проективные техники - совокупность методик, направленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода. В соответствии с проективной гипотезой каждое эмоциональное проявление индивидуума, его восприятие, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Личность проявляется тем ярче, чем менее стереотипны ситуации-стимулы, побуждающие ее к активности.
3) Межличностных отношений. В современной психодиагностике существует огромное количество конкретных методических приемов исследования межличностных отношений, которые изучают отношения между группами, внутригрупповые процессы, выявляют групповую сплоченность, совместимость и т.д.
По результатам тестирования выявляется степень выраженности трех групп профессиональных качеств, коррелирующих с успешной трудовой деятельностью:
1) деловые качества: ответственность, стиль принятия решения, организаторские способности, инициативность, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, решительность;
2) индивидуально-психологические и личностные качества: мотивационная направленность, уровень интеллектуального развития, эмоциональная и нервно-психическая устойчивость, внимание (объем, устойчивость, распределение, переключение), память (долговременная, оперативная), мышление (особенности мыслительной деятельности, способность к обучению), гибкость общения, стиль межличностного поведения;
3) психофизиологические качества: выносливость, работоспособность; простая и сложная сенсомоторная реакция (скорость, точность).
По результатам тестирования делается заключение, где отражаются основные психологические особенности кандидата, его сильные и слабые стороны, возможные трудности адаптации на новом рабочем месте. Заключение передается для ознакомления руководителю подразделения, для которого подбирается сотрудник.