Государственно-правовой механизм фашистских диктатур в Западной Европе (Италия либо Германия) и Япония. Общее и особенное.

Констит. строит-во на тер. Зап. Герм. началось с приня-тия 21.09.1949 г. Оккупационного статута – док-та, оп-ред. право верх. вл. государств-победителей на этой территории. В статуте, подчеркивалось, что члены Три-зонии осущ-ют контроль за принятием и последующим соблюдением К.; они вправе отменять з-ны, противоре-чащие К. и т.д. Окуп. статут действовал до 1955 г., когда ФРГ приобрела статус суверенного гос-ва во всех сферах, за исключением воен. политики: последняя контро-лировалась 3 державами вплоть до 3.10.1990 г. Парал-лельно с принятием Окуп. статута в стране проходила работа по составлению и принятию 4 по счету К. Герм.. Она получила название «Основной закон»., т.к. предпо-лагалась временной и не распространялась на всю герм. тер-ию (как известно, в Вост. зоне оккупации в 1949 г. под воздействием СССР была принята просоветская К.). ФРГ б. определена Осн. зак-м 1949 г. как демократ., соц. (гарантии права на труд, образ-е, соц. обеспечение), правовое (зак-во связано констит. строем, исполнит. власть и правосудие – законом и правом) гос-во. В К. б. внесены и существенные нововведения: с 1949 г. б. ус-тановлен «режим канцлерской демократии», предпола-гающий, что федеральный канцлер фактически возглав-ляет властную стр-ру Герм. – в отличие от президента по предыдущей К.. В 1949 г. был также введен институт констит. надзора. Осн. гос. органами ФРГ являлись: бун-дестаг, бундесрат, федер. президент, федер. прав-во во главе с канцлером, федер. констит.суд. Парламентаризм в ФРГ основан на 2палатн. парламенте, сост. из Бундес-тага и Бундесрата. Бундестаг как нижн. палата парла-мента, избирался всеобщим прямым голосованием. В Бундестаге 662 депутата, избираемых по смешанной из-бират. с-ме на 4 года. Лидер партии, одержавшей победу на выборах в Бундестаг, по традиции предлагается фе-деральн. президентом страны на пост канцлера. Соот-ветственно глава правительства – это одновременно и лидер крупнейшей партийной фракции Бундестага. В со-от. с К. главой государства является Федерпрезидент. Он избирается на 5 лет Федерсобранием, в составе кот. – все депутаты Бундестага и такое же число депутатов от ландтагов земель. Президент современной ФРГ обладает ограниченными полномочиями: представляет на утвер-ждение кандидатуру на пост главы прав-ва, представляет страну на межд. арене, др. представит. ф-ции, осуще-ствляет право помилования, а также назначает федер. судей и федер. служащих. Приказания и распоряжения през-та Герм. нуждаются в контрассигнации Федер. канцлера или соотв. министра. Срок его полномочий (4 года) совпадает со сроком полномочий Бундестага. Фе-дер. констит. суд ФРГ, являясь частью суд. с-мы Герм., не возглавляет с-му констит. судов земель. Поскольку ФКС не вправе контролировать констит. судопр-во в отд. землях, то констит. суд каждой земли при отклонении от решений либо ФКС, либо констит. суда др. земли сам об-ращается за разрешением споров в ФКС, решения кото-рого окончательны, обжалованию и опротестованию не подлежат. Особенностью амер. законод. с-мы явл. уза-коненный лоббизм («проталкивание законопроек-тов»).Огромна роль Верх Суда и в конст толковании: только за период 1972–1973 годов суд давал толкование тексту федер. К. 125 раз. Федер. суд. с-му образуют 4 группы судов: окружн., спец., апелляц. и спец. апелляц. Сущ. 94 суд. округа, границы кот. не совпадают с грани-цами штатов. К спец. судам относятся: Претензионный суд, рассматривающий денежно-имущ. претензии граж-дан к федерал. прав-ву; Суд по делам внешн. торговли.

66.Общие тенденции развития конституционализма в современный период (США, Западная Европа).Новый курс» - название экономической политики, проводимой администрацией Франклина Делано Рузвельта, начиная с 1933 года с целью выхода из масштабного экономического кризиса, охватившего США в 1929-1939. Название «Новый курс» восходит к названию политики популярного в 1901-1909 годах президента США Теодора Рузвельта - «Честный курс». «Новый курс» Франклина Рузвельта продолжал политику ряда президентов эры прогрессивизма (Теодора Рузвельта, Говарда Тафта, Вудро Вильсона), которые последовательно усиливали участие государства в экономической деятельности. Период Нового курса занимает в истории США особое место. Комплекс реформ (финансово-экономических, социальных, аграрных, административных и др.), проведенных через Конгресс во время первого и второго президентских сроков Рузвельта с целью восстановления экономики и финансовой системы, облегчения положения безработных, с целью предотвращения повторения Великой депрессии, не только вывели страну из кризиса, но и положили начало новой государственно-правовой идеологии сильного демократического государства, способного обеспечить своим гражданам условия для реализации ими основных прав и свобод - «Идея либерализма с ее упорством на свободу индивидуума была дополнена идеей государства благоденствия». Эта идеология стала знаменем демократической партии США. Став партией реформ, она обеспечила себе, начиная с 1930-х гг. ведущую роль, заменив в этом качестве республиканцев. Консервативная Республиканская партия в этот период была расколота, одна часть республиканцев оставалась в оппозиции политике Рузвельта, считая, что она противоречит интересам бизнеса, а другая - частично поддерживала её.
Сторонники реформ сформировали «Коалицию нового курса», выступавшую на выборах единым фронтом до 1960-х годов, но уже с 1938 и по 1964 годы Конгресс контролировала оппозиционная «консервативная коалиция». В результате многие экономические программы «Нового курса», такие как программа трудоустройства безработных, были свернуты к концу Второй мировой войны. Тем не менее, часть нововведений Рузвельта, например, программа социального страхования, Федеральная корпорация по страхованию вкладов и Комиссия по ценным бумагам и биржам действуют до сих пор.



Наши рекомендации