Конституционное законодательство английской буржуазной революции XVII века. Законодательство в Англии после реставрации династии Стюартов 1660 г. Хабеас корпус акт 1679г.
В начале XVII века в Англии начала складываться революционная си туация, которая выражалась в набиравшем силу общественном религиозно-политическом движении – пуританизме, ставшем идеологическим оружием оппозиции абсолютизму, а также в значительном усилении политической роли парламента (при абсолютизме он существовал формально)В 1628 году парла мент представил на утверждение королю Карлу I Стюарту «Петицию о правах», в которой осуждались практика королевских поборов и произвол коро левских судов. Парламент просил короля, чтобы впредь сбор налогов и правосудие оформлялись актом парламента, чтобы королевские чи новники руководствовались статутами страны – фактичес ки Петиция содержала положения, ограничивающие королевские полномочия.Начало революции, получившей название «Великий мятеж», ускорилось поражением Англии в англо-шотландс кой войне 1637–1639 годов. Непрерывные крестьянские и городские восстания, отсутствие денег, недовольство не только в народных низах, но и среди финансистов и купечества сделали положение монархии безвыходным и заставили Карла I созвать новый парламент.С этого состава парламента, вошедшего в историю под названием «Долгий», работавшего с момента созыва (3 ноября 1640 года) до 20 апреля 1653 года, начинается конституционный этап революции. В декабре 1641 года парламент проголосовал за Великую ремонстра цию (в переводе с англ. – протест, возражение). Этот обличающий политический акт состоял из 204-х пунктов, которые прямо указывали на короля, как при чину «всех бедствий и злонамеренного, пагубного стремления нис провергнуть основные законы, и начало управления, на котором по коились религия и правосудие английского королевства». Ремонстрация затронула вопросы об обеспечении собственно сти на землю и защите движимого имущества от притязаний короны; о свободе торговли и предпринимательской деятельности; о прекраще нии религиозных преследований и финансового произвола; о полити ческой ответственности должностных лиц перед парламентом; в ней выдви гались также требования произвести реформацию церкви.Долгим парламентом были разрушены основы абсолютизма: уничтожены все монопольные патенты и привилегии, а их обладатели удалены из парламента; привлечены к суду и казнены ближайшие советники короля – лорд-канцлер Страффорд, позднее архиепископ Лод9 марта 1649 года был принят Акт об отмене палаты лордов. Было установлено верховенство однопалатного парламента, а конституционное закрепление республиканской формы правления было завершено Актом 19 мая 1649 года.
Новая республика, на деле оказавшаяся индепендентской олигархией, обогатила буржуазию и джентри - новое дворянство, распродав за бесценок конфискованные земли короля, епископов и «кавалеров»13 декабря 1653 года была принята первая, пока единственная писаная конституция в Англии, под названием «Форма правления государст вами Англия, Шотландия и Ирландия и владениями, им принадлежа щими», прозванная «Орудием управления» и узаконившая открытую тиранию.
Эволюция государственного строя Англии в XVIII–XIX вв. Парламент. Кабинет министров и премьер-министр. Избирательное право в Англии в XIX в. Акты о народном представительстве 1832, 1867, 1884-1885 гг.
В истории Англии XIX века выделяют 3 основных периода: Конец XVIII - первая половина XIX века - развитие промышленного капитализма; 50-60 годы XIX века - расцвет промышленного капитализма; 70-90 годы XIX века - переход от домонополистического капитализма к империализму.
Каждый из этих периодов характеризуется своими изменениями в системе социальных, экономических и политикоправовых отношений. Однако общими чертами развития государственного строя Англии этого периода стали:
-демократизация избирательной системы и политической жизни Англии;
обуржуазивание парламента и государственного аппарата; возвышение исполнительной власти.
Англия в период развития промышленного капитализма. В конце XVIII века Англия вступила в новую промышленную фазу развития капитализма. В 60 годах XVIII века здесь впервые в мире началась промышленная революция, ознаменовавшаяся переходом от мануфактуры к фабрично-заводскому производству. Во второй половине XVIII века она развивалась одновременно с завершавшейся аграрной революцией, приведшей к складыванию капиталистических методов ведения хозяйства в деревне. Результатом аграрного и промышленного переворотов стало изменение социально-классовой структуры английского общества и формирование, в конечном итоге, основных классов индустриального общества - промышленной буржуазии и наемных рабочих (пролетариата).
Сдвиги в социально-экономической сфере отразились и на политической жизни Англии.
На политическую арену вышли новые классы, активно вступившие в борьбу за свои права. В связи с этим первая половина века стала временем создания новых и переориентировки старых политических объединений.
Прежде всего изменилась социальная база традиционных политических партий Англии:вигов и тори.
Интересы промышленной буржуазии, стремившейся к проведению демократических преобразований, стала представлять партия вигов; партия тори по-прежнему выражала интересы крупных землевладельцев (лендлордов) и финансовой аристократии, пытавшихся сохранить установившуюся в XVIII веке политическую систему. В этот же период появляются первые рабочие союзы. В течение XVIII в. сложилось законченное государственное единство Великобритании. В 1707 г. был заключен политический и государственный союз с Шотландией. Шотландия признавала подчиненность единой британской короне, парламент считался общим для двух королевств (в Палату общин принимались 44 шотландских депутата, в Палату лордов – только 16 из более чем 150 шотландских лордов). Устанавливались единство мер и весов и общность финансово-монетной системы. Шотландия сохраняла собственную пресвитерианскую церковь, свои законы в сфере гражданского права и имущественных отношений, традиционные суды и систему самоуправления. После разгрома в 1742 г. мятежа сторонников династии изгнанного короля Якова II (якобитов) сепаратизм Шотландии остался только в идейно-политических настроениях населения. В 1800 г. аналогичный по политическому смыслу государственный союз был заключен с Ирландией, до того сохранявшей государственную автономию. В парламент включались 100 ирландских депутатов в Палату общин и 32 – в Палату лордов. Устанавливалось полное единство ирландской и англиканской церкви, просуществовавшее, однако, недолго – только до 1857 г. Значительный экономический отрыв Ирландии от Британии, обособленность ирландской католической церкви подтолкнули позднее (во второй половине XIX в.) страну к борьбе за государственно-политическое самоопределение под лозунгом восстановления автономии и самоуправления (гомруля).
53.Конституционное законодательство Консульства и Империи Наполеона Бонапарта. Эволюция государственного строя ФранцииУже в декабре 1799 года была принята новая конституция Франции. Формально Франция оставалась республикой с весьма сложной разветвленной структурой власти. Исполнительная власть, права и полномочия которой были значительно расширены, вручалась трем консулам. Первый консул – а им стал Наполеон Бонапарт – избирался на 10 лет. Он сосредоточил в своих руках фактически всю полноту исполнительной власти. Второй и третий консулы обладали правом совещательного голоса. Консулы на первый раз были поименно определены в тексте конституции.Все мужчины, достигшие 21 года, пользовались избирательным правом, но выбирали не депутатов, а кандидатов в депутаты.Наполеон Бонапарт (1769 -1821) – выдающийся государственный и военный деятель того времени, когда буржуазия была еще молодым, восходящим классом и стремилась закрепить свои завоевания. Это был человек, обладавший непреклонной волей и незаурядным умом.Усилению власти Наполеона Бонапарта способствовали беспрерывные, успешные для Франции войны. В 1802 году день рождения Наполеона был объявлен национальным праздником, с 1803 года на монетах появилось его изображение.Процедура прохождения законопроектов была чрезвычайно сложной и имела несколько стадий: Правительство (прежде всего первый консул, т. к. второй и третий обладали лишь совещательными полномочиями) выступало с законодательной инициативой.
-Государственный совет составлял и редактировал тексты законопроектов. Трибунат обсуждал их с правом утверждения или отмены.
-Законодательный корпус принимал или отвергал проекты
законов без прений путем тайного голосования.