Реставрация монархии в Англии в 1660 г. Тори и виги. Хабеас корпус акт

1656 год – изгнание республиканцев из парламента и восстановление верхней палата (палаты лордов); ухудшение экономического положения Англии – восстановление монархии мыслилось в качестве надежного средства достичь мира с феодальным дворянством, феодальной Европой и против угрозы левеллерской революции.

1658 год – смерть Кромвеля и реставрация Стюартов (Карл II) – восстановление прежней избирательной системы, палаты лордов, общин, англиканской церкви и прочего.

Вопрос о престолонаследии привел к размежеванию правящего класса на две партии – Тори (консервативно-роялистские элементы, связанные с крупным землевладением) и Виги (интересы английской промышленности и торговли). Эти партии не были организационно – оформлены; не собирались на съезды; существовали только сторонники партий, а не сами члены – действительное начало буржуазной двухпартийной системе и двум нынешним существующим партиям (консервативной – бывшей тори и либеральной – бывшей виги).

1679 год – виги добиваются закона «Habeas corpus act» (акт о гарантиях прав личности); 3 гарантии против неправосудных арестов: арестованному должен быть предъявлен письменный приказ об аресте; арестованный сам вправе требовать, чтобы его доставили в ближайший суд для решения вопроса о задержании; родственники арестованного (и всякие другие лица) имеют право обращаться в Высокий суд за приказом о Habeas corpus. Предусматривалось право освобождения под залог (слишком большой – доступно только богатым). Действие закона не распространялось а преступления: «государственная измена».

30. «Славная революция» в Англии 1688 г. Билль о правах 1689 г. «Акт об устроении» 1701 г

1688 год – тори и виги, объединившись ненадолго, совершают так называемую славную революцию. На место устраненного Якова II (из-за его политики: готовил реставрацию католицизма, изгонял вигов-судей) возвели штатгальтера Голландии Вильгельма Оранского (протестант, воспитан в духе конституционного правления, близок интересам землевладения и промышленности, в родстве с английским домом – муж Марии, дочери Якова).

1689 год – коронация Вильгельма, подписание им акта «Билля о правах»: закреплял лидирующее положение буржуазии; всякий закон и всякий налог исходят только от парламента; только парламент может отменять закон и приостанавливать его; свобода прений в парламенте; свобода петиций; гарантируется частый и регулярный созыв палат; парламент определяет состав и численность армии и выделяет для этого средства.

При вступлении на престол, король теперь обязан был выражать интересы буржуазии. Этим актом, между вигами и тори было заключено конституционное соглашение, которое выражалось в следующем: тори остаются у власти, но будут проводить политику в интересах вигов. Этот компромисс стал основой дальнейшего политического развития Англии.

1789 год – парламент объявлен верховным органом, он также увеличил свой срок полномочий до 7 лет.

“Акт об устроении” (Акт о будущем ограничении и о лучшем обеспечении прав и свобод подданных) 1701 года:

1. Престолонаследие – входящий на престол должен был присоединиться к англиканской церкви.

2. Принцип контрасигнатуры – всякий акт короля для вступления в силу требовал второй подписи (либо первого министра правительства, либо министра, к ведению которого данный акт относился). 1711 год – утверждается принцип неответственности монарха «король не может делать зла» – министр может быть предан суду.

3. Лицо, занимающее платную должность или место, подчиненное королю, не может быть членом палаты общин.

4. Патенты на должности судей будут выдаваться «пока они будут вести себя хорошо», но в случае представления обеих палат парламента допускается их смещение.

Таким образом, в конце 17 – начале 18 века оформляется новая форма государственного строя. Его основополагающие принципы:

1. Принцип господства права. В соответствии с обычаями страны, законами и только на основе их, создаются и принимаются новые законодательные акты.

2. Принцип верховенства парламента. Он теперь мог сделать практически все.

31. Развитие конституционной монархии в Англии 18 – н. 19 в. Кабинет министров. Ответственное правительство

18 век был временем дальнейшего формирования английской конституционной монархии. Происходила промышленная революция – Англия входит в число первых промышленных стран мира. Развилась мануфактура, крупная промышленность. Появляются новые классы: более могущественная буржуазия, пролетариат (рабочий класс). Появляется новая рабочая партия (лейбористская). Типичная форма с/х предприятия – ферма, принадлежащая кулаку – арендатору господской земли; ее обрабатывает с/х рабочий – батрак.

Получает свое развитие принцип “ответственного правительства”. Английский кабинет министров выделился из Тайного совета, состав которого подбирался королем. Юридически кабинета министров не существовало, а на деле он не только действовал, но и укреплялся. Его заседания были строго секретными. С помощью парламента кабинету министров удалось довольно быстро оттеснить короля. Но почти тотчас обнаружились противоречия между кабинетом и парламентом. Выяснилось, что ни одно правительство не может стоять у власти, если оно не имеет за собой поддержки большинства депутатов палаты общин.

Парламент берет на себя контроль за исполнительной властью, вторгаясь в прерогативы короны. Возникает “ответственное правительство” – ответственное перед парламентом (в данном случае – перед его нижней палатой).

Требованиям отставки правительство могло противопоставить указ (короля) о роспуске парламента и назначении новых выборов. Победив на выборах, правительство оставалось у власти; в противном случае оно уступало место своим соперникам. Но досрочные выборы не всегда желательны и всегда рискованны. “Выборы – вещь очень дорогая и, если они неудачны, вещь очень обидная”.

Действие английской двухпартийной системы в течение всего 19 века: победившая на выборах партия приходит к власти (формирует правительство); побежденная – переходит в оппозицию. С течением времени оппозиция становится частью английской государственной системы. Правительство составляется, как правило, из наиболее ответственных руководителей данной партии. Правительство – это орган управления, который управляет отраслевыми функциями. Премьер правительства – это глава/член победившей на выборах в парламент партии. Способ формирования кабинета министров определялся самим премьером. В кабинет министров входил наиболее узкий костяк членов.

Англия превращается из конституционной монархии в парламентскую монархию. Основой, определяющей взаимоотношения правительства, парламента и монарха был следующий принцип: “Монарх царствует, но не правит”. Верховенство парламента складывается только в 18 веке. “Король в парламенте” – т.е. законодательную деятельность осуществлял парламент, но под пристальным вниманием короля. Теоретически Английский монарх имеет право вето, право быть командующим вооруженными силами страны, право заключать международные договоры и так далее, но он эти правами не пользуется.

Также для Англии характерно и несколько других принципов государственного функционирования:

- Принцип непосещения королём заседаний правительства, сложился в результате многократного не посещения королём (Георгом I, не говорившим по-английски) этих заседаний;

- Принцип разделения властей, который является основным принципом государственного строя Англии;

- Принцип гарантированности основных прав и свобод английских граждан.

32. Избирательные реформы в Англии 1832, 1867, 1884 – 85 гг. Введение тайного голосования

Избирательное право: основную массу депутатов нижней палаты (467 из 658) “выбирали” мелкие города и деревеньки – местечки (“гнилые” – старые, давно оставленные деревни; “карманные” – принадлежали крупным землевладельцам). Голосование открытое, избирателям заранее указывали, за кого те должны голосовать, и наказывали выселением за непослушание. В среднем, на одно местечко приходилось 12 избирателей и по 2 депутата. Город Лондон со своим полумиллионным населением (конец 18 века) посылал 4 депутатов. Между тем в Англии выросли новые города в связи с промышленной революцией 18 века. Города – средоточие буржуазии. Но именно города либо вовсе не избирали, либо избирали такое число депутатов, которое никак не соответствовало численности населения. Естественным следствием этого противоречия было требование избирательной реформы. Буржуазия не покушалась на палату лордов. Но нижнюю палату она хотела видеть буржуазной. В борьбе за реформу буржуазия обратилась к помощи рабочих. Она обещала им законы, которые дадут дешевый хлеб, и рабочие примкнули к борьбе (обещали отменить хлебные законы, запрещавшие ввоз дешевого хлеба из-за границы, чтобы лендлорды имели возможность продавать свой хлеб по высокой цене).

1816 год – массовая манифестация в пользу реформы; возникали разного рода рабочие союзы. Желая покончить с сопротивлением лордов, буржуазные организации обратились с призывом изымать вклады из банков. Лорды сдались.

1832 год – Акт о народном правительстве, предложенный правительством вигов, стал законом; ее основные моменты:

- более 50 местечек – из тех, что “гнилые”, – были вовсе лишены представительства в парламенте;

- еще 30 местечек должны были удовольствоваться сокращением числа депутатов;

- освободившиеся 143 места были отданы: 66 – «большим густо населенным и богатым городам», 65 – графствам, остальные – Шотландии, Ирландии, Уэллсу;

- уменьшены расходы на избирательные кампании;

- голосовать имело право «всякое совершеннолетнее лицо мужского пола, не подлежащее поражению в правах», арендующее земли или имения на срок не менее чем 60 лет, с чистым доходом не менее 10 фунтов в год.

- для внесения в списки избирателей нужно было проживать в течение ближайших 60 календарных месяцев или в самом месте или в пределах 7 миль от данного места.

Таким образом, править Англией уполномочивался собственник.

Реформа сделала необходимой борьбу, за голоса избирателей. Тори и виги быстро это поняли, и переименовали свои партии: тори – “консерваторы” (“Мы не зарекаемся против реформ, но в принципе за то, чтобы все оставалось как прежде”), виги – “либералы” (поощряли прогресс).

19 век – упорная борьба за всеобщее избирательное право, ежегодный парламент, за то, чтобы депутатом мог сделаться всякий достойный рабочий человек. 1850 – 60 гг. в английском рабочем классе приобретает значение новый социальный элемент – рабочая аристократия (склонялась к компромиссу с правящими классами Англии на основе частичных уступок с их стороны). Борьба за этого нового избирателя побудила консерваторов и либералов к новой парламентской реформе. И та, и другая из партий хотели, чтобы реформа была результатом именно ее инициативы.

1867 год – Акт о народном правительстве распадался на две части:

- новое распределение мест в парламенте: львиная доля мандатов, отнятых у “гнилых” местечек, досталась графствам (30 из 53). Крупные города по-прежнему посылали ничтожное число депутатов – 34 из 560;

- избирательный цент: расширение ценза – право голоса получали не только те, кто уплачивал 10 фунтов стерлингов арендной платы. Если дом был обложен налогом в пользу бедных (а таких домов было много), право голоса получали все те наниматели небольших квартир, которые его вносили. До 1867 года они уплачивали налог через посредство домохозяина, и только он считался “налогоплательщиком”. Реформа возводила в этот ранг всякого, кто уплачивал налог и тем самым расширяла круг избирателей.

1872 год – вводится тайное голосование.

1884 год – Акт о народном представительстве:

- каждый мужчина (домовладелец и квартиронаниматель) имеет право голосовать, если помещение находится в графстве Англии и Шотландии или графстве и городах Ирландии;

- каждый мужчина, владеющий в графстве или городе землей или помещением (с доходом не менее 10 фунтов стерлингов), может зарегистрироваться как избиратель и голосовать;

- избиратель, владеющий собственностью в городе, не может голосовать в графстве.

1885 год – Акт о перераспределении мест: в графствах – введение избирательных округов, каждый из которых избирает одного члена парламента. По системе относительного большинства, если, например, при 1000 голосующих по трем кандидатам голоса разбивались так, что один получал 400, а два других по 300 голосов, избранным считался тот, за кого голосовало 400. То, что избранный не имел за собой большинства избирателей, не принималось во внимание. Считалось, однако, что депутат должен защищать интересы не только тех, кто его избрал, но и всего избирательного округа в целом.

Парламент избирался на 7 лет. Классовый компромисс дворянства и буржуазии сохранял силу, однако преобладающее положение перешло к буржуазии.

1871 год «Акт о тред-юнионах» – профессиональные союзы рабочих – тред-юнионы – добиваются легального существования (тред-юнион – такая временная или постоянная коалиция для регулирования отношений между рабочими и хозяевами, отношений рабочих между собой). 1875 год – профсоюзы склонили парламент к отмене тюремного заключения за нарушение договора найма. По старому закону (“господин и служащий”), рабочий, оставивший место до срока, подвергался тюремному заключению на 3 месяца. Стала возможной агитация, направленная на повышение з/п; было отменено уголовное наказание за организацию забастовок; получает признание “свобода совести”, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; в той или иной степени признавалось свободное выражение мнения – свобода слова.

Отсутствие системы административных наказаний и штрафов – во всех случаях полиция обращалась за содействием к суду. Митинги не запрещались и не требовали предварительного разрешения; однако местные власти имели право разгона, если находили, что митинг превращается в “шумное сборище”.

Наши рекомендации