Традиции адвокатской этики: Избранные труды российских и французских адвокатов (XIX – начало XX в.) / сост. И.В. Елисеев, Р.Ю. Панкратов, Е.Г. Тарло. €

4. Пашин С.А. Судейская этика / С.А. Пашин. – М. : Комплекс-Прогресс, 2001. – 56 с.

5. Шеламова Г.М. Этикет делового общения : учебное пособие / Г.М. Шеламова. – М. : Академия, 2005. – 192 с. – (Профессиональное образование)

6. Шаламова Г.М. Основы деловой культуры: учебник. - М, 2012. — Режим доступа: http://www.academia-moscow.ru/eor/

7. Шаламова Г.М. Основы культуры профессионального общения: учебник. – М, 2012. — Режим доступа: http://www.academia-moscow.ru/eor/

8. Этика: энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова; Ин-т философии РАН. – М. : Гардарики, 2001. – 671 с.

Занятие 4

Тема 6. Психологическая детерминация правомерного поведения юриста

(Интерактивное занятие в форме «научного коллоквиума»)

Цели занятия:

1. С помощью метода «научного коллоквиума» стимулировать студентов к научному анализу идей по рассматриваемым вопросам, что раскрывает сущность психологической детерминации и ее влияние на профессиональное становление юристов как будущих специалистов судебной системы.

2. Раскрыть специфику психологической детерминации правомерного поведения юриста.

3. Показать способы профилактики психологической и профессионально-нравственной деформации.

4. Способствовать дальнейшему формированию у студентов мировоззрения, ценностных установок, повышению профессионального и общего уровня культуры будущего юриста

Вводная часть

Уяснить в ходе научного коллоквиума основные понятия и категории:

- психологическая детерминация,

- правомерное поведение,

- девиация в профессиональной деятельности,

- деформация психологических и нравственных установок,

- профилактика проявлений девиации,

- способы и приемы психологической детерминации правомерного поведения и устранения девиации.

Используемый инструментарий:

1. Метода анализа и синтеза.

2. Методы индукции и дедукции.

3. Методы сравнения, абстрагирования, моделирования.

4. Логические формы: суждения, умозаключения, доказательство, опровержение, критика.

Первый этап

Участники «научного коллоквиума» делятся на три группы:

- генераторы идей и решений;

- критики выдвинутых идей и решений;

- аналитики, разрешающие возникшие противоречия.

В ходе «научного коллоквиума» рассмотреть следующие проблемы:

1. Психологические детерминанты правосознания юриста как частная теория юридической психологии.

2. Основные психологические особенности процесса правовой социализации.

3. Возможности психологического совершенствования регулирующих воздействий на процесс правовой социализации личности.

4. Сущность психологической и профессионально-нравственной деформации юриста.

5. Факторы-показатели психологической и профессионально-нравственной деформации юриста.

6. Способы профилактики психологической и профессионально-нравственной деформации.

7. Негативные последствия психологической и профессионально-нравственной деформации для становления личности работника судебной системы.

Участники «научного коллоквиума» высказывают свои варианты ответов.

Преподаватель записывает все варианты без их разбора и критики.

Второй этап

Высказанные решения обсуждаются под руководством преподавателя.

Используются различные формы креативного обсуждения и дискуссии, в ходе которых:

- раскрываются сущность правомерного поведения и профессионально-нравственной деформации юриста;

- перечисляются факторы-показатели психологической детерминации правомерного поведения и профессионально-нравственной деформации юриста в соответствии с уровнями развития его личности;

- определяются психологическая сущность девиации и деградации;

-перечисляются способы профилактики психологической и профессионально-нравственной деформации.

Третий этап

Происходит презентация результатов по заранее оговоренному принципу:

- оптимально быстрое правильное решение задач;

- несколько наиболее удачных решений;

- самое оригинальное решение.

Подведение итогов «научного коллоквиума»:

- разбор ошибок;

- анализ ответов на вопросы;

- подведение общих итогов занятия;

- выставление оценок.

Задание для дальнейшего самостоятельного изучения рассматриваемой проблемы:

1. Изучить соответствующие вопросам обсуждения главы учебника: Гусейнов А.А. Этика / Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. - М., 2010. – 472 с.

2. Изучить лекционный материал.

3. Проанализировать Интернет-ресурсы (Яндекс, Rambler. Google) c целью углубления своих знаний по изучаемой проблеме.

Литература:

Основная

1. Гусейнов А.А. Этика: учебник для студентов вузов / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М. : Гардарики, 2010. – С.99-107.

2. Кобликов А.С. Юридическая этика : учебник для вузов / А.С. Кобликов. – 3-е изд., с изм. – М. : НОРМА, 2005. – С.123-145.

3. Основы этики и психологии профессиональной деятельности [Электронный образовательный ресурс]. – М.: Академия,2014. – Режим доступа: http://www.kanskpk.su/index.php/biblioteka/348-2012-10-28-22-36-39.html

4. Основы культуры профессионального общения [Электронный образовательный ресурс]. – М.: Академия,2012. – Режим доступа: http://www.kanskpk.su/index.php/biblioteka/348-2012-10-28-22-36-39.html

5. Этика: учебник для студентов вузов / под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. – М. : Гардарики, 2003. – С.98-108.

6. Этика сотрудников правоохранительных органов: учебник / под общ. ред. Г.В. Дубова. – М. : Щит-М, 2005. – С.88-98.

7. Этика судьи: пособие для судей / Г.Д. Вель, Н.В. Радутная, П. Трюш и др. ; науч. ред. Н.В. Радутная; Рос. акад. правосудия. – М. : РАП, 2002. – С.107-119.

Дополнительная:

1. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. - М.: МГУ, 2000. -104 с.

2. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Л.,2009. - 55 с.

3. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. - М., 2005. - 108 с.

4. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. -- СПб, 2010. - 207 с.

5. Кораблев С.Е. Этикет сотрудников органов внутренних дел : учебное пособие / С.Е. Кораблев. – Воронеж : ВИ МВД России, 2005. – 156 с.

6. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности : учебник для студентов учреждений СПО / Е.А. Красникова. – И.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 2005. – 208 с. – (Профессиональное образование)

7. Основы культуры профессионального общения [Электронный образовательный ресурс]: нпо. – М.: Академия,2012. – Режим доступа: http://www.kanskpk.su/index.php/biblioteka/348-2012-10-28-22-36-39.html

8. Пашин С.А. Судейская этика / С.А. Пашин. – М. : Комплекс-Прогресс, 2001. – 56 с.

9. Порубов Н.И. Юридическая этика : учеб. пособие / Н.И. Порубов, А.Н. Порубов. – Минск : Вышэйшая школа, 2003. – 352 с.

10. Пост Э. Большая книга этикета / Э. Пост. – М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2004. 4-е изд., сокр. – 672 с.

11. Шеламова Г.М. Этикет делового общения: учебное пособие / Г.М. Шеламова. – М.: Академия, 2005. – 192 с. – (Профессиональное образование).

12. Этика: энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова; Ин-т философии РАН. – М. : Гардарики, 2001. – 671 с.

Занятие 5

Наши рекомендации