Традиции адвокатской этики: Избранные труды российских и французских адвокатов (XIX – начало XX в.) / сост. И.В. Елисеев, Р.Ю. Панкратов, Е.Г. Тарло.
4. Пашин С.А. Судейская этика / С.А. Пашин. – М. : Комплекс-Прогресс, 2001. – 56 с.
5. Шеламова Г.М. Этикет делового общения : учебное пособие / Г.М. Шеламова. – М. : Академия, 2005. – 192 с. – (Профессиональное образование)
6. Шаламова Г.М. Основы деловой культуры: учебник. - М, 2012. — Режим доступа: http://www.academia-moscow.ru/eor/
7. Шаламова Г.М. Основы культуры профессионального общения: учебник. – М, 2012. — Режим доступа: http://www.academia-moscow.ru/eor/
8. Этика: энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова; Ин-т философии РАН. – М. : Гардарики, 2001. – 671 с.
Занятие 4
Тема 6. Психологическая детерминация правомерного поведения юриста
(Интерактивное занятие в форме «научного коллоквиума»)
Цели занятия:
1. С помощью метода «научного коллоквиума» стимулировать студентов к научному анализу идей по рассматриваемым вопросам, что раскрывает сущность психологической детерминации и ее влияние на профессиональное становление юристов как будущих специалистов судебной системы.
2. Раскрыть специфику психологической детерминации правомерного поведения юриста.
3. Показать способы профилактики психологической и профессионально-нравственной деформации.
4. Способствовать дальнейшему формированию у студентов мировоззрения, ценностных установок, повышению профессионального и общего уровня культуры будущего юриста
Вводная часть
Уяснить в ходе научного коллоквиума основные понятия и категории:
- психологическая детерминация,
- правомерное поведение,
- девиация в профессиональной деятельности,
- деформация психологических и нравственных установок,
- профилактика проявлений девиации,
- способы и приемы психологической детерминации правомерного поведения и устранения девиации.
Используемый инструментарий:
1. Метода анализа и синтеза.
2. Методы индукции и дедукции.
3. Методы сравнения, абстрагирования, моделирования.
4. Логические формы: суждения, умозаключения, доказательство, опровержение, критика.
Первый этап
Участники «научного коллоквиума» делятся на три группы:
- генераторы идей и решений;
- критики выдвинутых идей и решений;
- аналитики, разрешающие возникшие противоречия.
В ходе «научного коллоквиума» рассмотреть следующие проблемы:
1. Психологические детерминанты правосознания юриста как частная теория юридической психологии.
2. Основные психологические особенности процесса правовой социализации.
3. Возможности психологического совершенствования регулирующих воздействий на процесс правовой социализации личности.
4. Сущность психологической и профессионально-нравственной деформации юриста.
5. Факторы-показатели психологической и профессионально-нравственной деформации юриста.
6. Способы профилактики психологической и профессионально-нравственной деформации.
7. Негативные последствия психологической и профессионально-нравственной деформации для становления личности работника судебной системы.
Участники «научного коллоквиума» высказывают свои варианты ответов.
Преподаватель записывает все варианты без их разбора и критики.
Второй этап
Высказанные решения обсуждаются под руководством преподавателя.
Используются различные формы креативного обсуждения и дискуссии, в ходе которых:
- раскрываются сущность правомерного поведения и профессионально-нравственной деформации юриста;
- перечисляются факторы-показатели психологической детерминации правомерного поведения и профессионально-нравственной деформации юриста в соответствии с уровнями развития его личности;
- определяются психологическая сущность девиации и деградации;
-перечисляются способы профилактики психологической и профессионально-нравственной деформации.
Третий этап
Происходит презентация результатов по заранее оговоренному принципу:
- оптимально быстрое правильное решение задач;
- несколько наиболее удачных решений;
- самое оригинальное решение.
Подведение итогов «научного коллоквиума»:
- разбор ошибок;
- анализ ответов на вопросы;
- подведение общих итогов занятия;
- выставление оценок.
Задание для дальнейшего самостоятельного изучения рассматриваемой проблемы:
1. Изучить соответствующие вопросам обсуждения главы учебника: Гусейнов А.А. Этика / Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. - М., 2010. – 472 с.
2. Изучить лекционный материал.
3. Проанализировать Интернет-ресурсы (Яндекс, Rambler. Google) c целью углубления своих знаний по изучаемой проблеме.
Литература:
Основная
1. Гусейнов А.А. Этика: учебник для студентов вузов / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М. : Гардарики, 2010. – С.99-107.
2. Кобликов А.С. Юридическая этика : учебник для вузов / А.С. Кобликов. – 3-е изд., с изм. – М. : НОРМА, 2005. – С.123-145.
3. Основы этики и психологии профессиональной деятельности [Электронный образовательный ресурс]. – М.: Академия,2014. – Режим доступа: http://www.kanskpk.su/index.php/biblioteka/348-2012-10-28-22-36-39.html
4. Основы культуры профессионального общения [Электронный образовательный ресурс]. – М.: Академия,2012. – Режим доступа: http://www.kanskpk.su/index.php/biblioteka/348-2012-10-28-22-36-39.html
5. Этика: учебник для студентов вузов / под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. – М. : Гардарики, 2003. – С.98-108.
6. Этика сотрудников правоохранительных органов: учебник / под общ. ред. Г.В. Дубова. – М. : Щит-М, 2005. – С.88-98.
7. Этика судьи: пособие для судей / Г.Д. Вель, Н.В. Радутная, П. Трюш и др. ; науч. ред. Н.В. Радутная; Рос. акад. правосудия. – М. : РАП, 2002. – С.107-119.
Дополнительная:
1. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. - М.: МГУ, 2000. -104 с.
2. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Л.,2009. - 55 с.
3. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. - М., 2005. - 108 с.
4. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. -- СПб, 2010. - 207 с.
5. Кораблев С.Е. Этикет сотрудников органов внутренних дел : учебное пособие / С.Е. Кораблев. – Воронеж : ВИ МВД России, 2005. – 156 с.
6. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности : учебник для студентов учреждений СПО / Е.А. Красникова. – И.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 2005. – 208 с. – (Профессиональное образование)
7. Основы культуры профессионального общения [Электронный образовательный ресурс]: нпо. – М.: Академия,2012. – Режим доступа: http://www.kanskpk.su/index.php/biblioteka/348-2012-10-28-22-36-39.html
8. Пашин С.А. Судейская этика / С.А. Пашин. – М. : Комплекс-Прогресс, 2001. – 56 с.
9. Порубов Н.И. Юридическая этика : учеб. пособие / Н.И. Порубов, А.Н. Порубов. – Минск : Вышэйшая школа, 2003. – 352 с.
10. Пост Э. Большая книга этикета / Э. Пост. – М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2004. 4-е изд., сокр. – 672 с.
11. Шеламова Г.М. Этикет делового общения: учебное пособие / Г.М. Шеламова. – М.: Академия, 2005. – 192 с. – (Профессиональное образование).
12. Этика: энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова; Ин-т философии РАН. – М. : Гардарики, 2001. – 671 с.
Занятие 5