Схема 12. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

Иностранные граждане - это физические лица, не являющиеся гражданами России и имеющие доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Лица без гражданства - это физические лица, не являющиеся гражданами России и не имеющие доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за некоторыми изъятиями, то есть их административная праводееспособность имеет некоторые ограничения по сравнению с правосубъектностью граждан России.

Это проявляется в том, что:

1) им не предоставлено право избирать и быть избранными в органы государственной власти. Однако Закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ст. 12) наделяет правом постоянно проживающих в России иностранных граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления;

2) они не участвуют во всенародном голосовании (референдуме), но указанный Закон наделяет правом постоянно проживающих в России иностранных граждан участвовать в местном референдуме;

3) пользуясь правом на труд, они не имеют права (ст. 14 Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации):

а) находиться на муниципальной службе;

б) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации;

в) быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого некоммерческого судна, а также командиром и членом воздушного судна государственной авиации;

г) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации и перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

4) пенсионное обеспечение иностранных граждан осуществляется на основе специальных норм или международных соглашений;

5) установлен особый порядок удостоверения и признания иностранных дипломов об образовании и соответственно решение вопроса о возможности допуска иностранцев к медицинской, педагогической и иной деятельности;

6) установлен порядок предоставления Российской Федерацией политического убежища в соответствии с Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища»;

7) установлен порядок допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне на основании постановления Правительства РФ от 22 августа 1998 г. № 1003 «Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне».

Выезд иностранным гражданам из Российской Федерации может быть ограничен, если они:

1) задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых, - до принятия решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда;

2) осуждены за совершение преступления, - до отбытия наказания или освобождения от наказания;

3) уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторон;

4) не выполнили обязательства по уплате налогов, - до выполнения этих обязательств.

Иностранному гражданину, нарушающему законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, может быть применен ряд специфических мер административного принуждения. Во-первых, в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а выданное ранее разрешение аннулируется в случае, если данный гражданин совершает ряд противоправных действий, изложенных в этой статье (выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, финансирует или планирует террористические акты и т.д.). Аналогичная мера принуждения может быть применена и в отношении постоянно проживающих иностранных граждан. Во-вторых, может быть аннулировано разрешение на работу. В третьих, может быть сокращен определенный срок его пребывания в России. Решение о сокращении срока пребывания принимается органами в сфере миграции. В этом случае иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение трех дней. Он обязан выехать из Российской Федерации в течение 15 дней, если разрешение на временное проживание или вид на жительство аннулированы.

Если иностранный гражданин не выполнит эти обязанности, он подлежит депортации, то есть принудительной высылке из Российской Федерации.

Кроме того, за нарушение иностранным гражданином режима пребывания в Российской Федерации к нему может быть применена мера административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации:

1) если он не соблюдает установленный порядок регистрации либо передвижения или порядок выбора места жительства, уклоняется от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания, а равно не соблюдает правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации;

2) если он нарушил режим Государственной границы Российской Федерации или режим в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Наши рекомендации