Занятие 3. Тема: «Идентификация человека по признакам внешности».
Цель занятия:
Изучение основ идентификации человека по внешним признакам. Статические (анатомические) и динамические (функциональные) признаки человека. Особые приметы и характерные признаки при составлении портретов человека.
Контрольные вопросы:
- Общие анатомические признаки человека:
- Общие функциональные признаки человека:
- Особые приметы и броские признаки.
- Одежда, обувь и другие личные предметы.
- Виды идентификации человека по внешним признакам:
- Последовательность составления словесного портрета или субъективного портрета:
Порядок проведения занятия:
Задание 1.
В представленных сигналетических фотоснимках нескольких лиц по описанию, приведенному по методу словесного портрета, определить фотоснимок опознаваемого человека.
Задание 2.
Составить словесный портрет одного из нескольких человек, запечатленных на этих же фотоснимках, и передать материалы другому студенту для выполнения задания N 1
Задание 3.
Ознакомиться с методикой автоматического составления фоторобота человека (специальная компьютерная программа – демонстрация).
Задание 4.
Выполнить специальный тренинг по составлению фоторобота (программа – “Игра”) на уровне сложности N 1. Проанализировать - какие элементы внешности запомнены и введены неверно.
Повторить специальный тренинг до прекращения ошибок ввода элементов внешности.
Выполнить специальный тренинг по составлению фоторобота на уровне сложности N 4 и 5.
Задание 5.
По рабочей компьютерной программе составить фоторобот одного из студентов и провести распечатку изображения на принтере.
Учебно-методические пособия к теме занятия
Фототаблицы с сигналетическими (опознавательными) фотоснимками лиц - 5 шт.
Методические разработки “Методика составления субъективного портрета”
и “Виды идентификации человека по внешним признакам” - 5 шт.
Литература и специальные пособия
1. Криминалистика: Учебник /под ред. В.А. Образцова/. М.,1999.
2. Криминалистика: Учебник /под ред. Н.И. Яблокова/. М.,1997.
3. Дубягин Ю.П., Лысов Н.Н., Руденко О.А. Криминалистическое учение о
признаках внешности человека (габитология). Лекция. Н.Новгород, 1991.
4. Криминалистическое описание внешности человека. Учебное пособие.
Под ред. Снеткова В.А., М. 1984.
5. Зинин А.М., Виниченко И.Ф., Житников В.С., Овсянникова М.Н.
Криминалистическое описание внешности человека (функциональные и
сопутствующие элементы и признаки): Справочное пособие /под ред. проф.
В.А. Снеткова/. - М., ВНИИ МВД СССР. 1988.
Учебный видеофильм: - “Субъективный портрет” цветной - 15 минут.
Занятие 4. Тема: «Следственный осмотр».
Контрольные вопросы:
1. Общие тактические положения различных видов следственного осмотра.
2. Цели и задачи осмотра места происшествия:
- обнаружение следов преступления и вещественных доказательств;
- выяснение обстановки места происшествия и иных обстоятельств, имеющих значение для дела.
3. Основные этапы ОМП. Сущность и тактические особенности проведения:
4. Способы изучения обстановки места происшествия:
Задание 1.
Составить заключительную часть протокола осмотра предмета – ножа (учебное пособие N 1), являющегося вещественным доказательством.
Задание 2.
Вводная информация:
“… … С места происшествия изъята перчатка (учебное пособие N 2), не принадлежащая потерпевшим (вероятно утерянная преступником)….”?
Вопросы:
- Как использовать вещественное доказательство в раскрытии преступления, выявить преступника и доказать его причастность к преступлению?
- Какие следственные действия необходимо провести и какой результат может быть получен?
Задание 3.
Вводная информация:
“… …В подъезде дома обнаружен труп мужчины с колото-резаными ранами на теле. При осмотре места происшествия обнаружены:
- нож со следами пальцев рук;
- носовой платок с масляными пятнами, к которым прилипли волосы.
Каждый из этих предметов по отдельности был упакован в оберточную бумагу и плотно перевязан веревкой. Выполнены пояснительные надписи. Вещественные доказательства направлены на исследование.
При проведении дактилоскопической экспертизы эксперт-криминалист не смог обнаружить на ноже следов пальцев рук.
Вопрос: - Укажите на ошибки следователя при работе с вещественными доказательствами!
Задание 4.
1. Составить заключительную часть протокола осмотра места происшествия по листу – схеме “Квартирная кража” (учебное пособие N 3) или по одному из рисунков типовой обстановки места происшествия (стр. 19 – 23, рис. NN 1-5 Практикума) с указанием – откуда, какие вещественные доказательства изъяты.
2. Какие новые данные, имеющие значение для дела, могут быть получены при проведении исследований и экспертиз (в идеальном варианте)?
Задание 5.
1. Составить заключительную часть протокола осмотра одежды и освидетельствования подозреваемого по листу-схеме (учебное пособие N 4) или рисунку N 6 Практикума (стр. 25).
Указать какие следы, предметы - доказательства, а также образцы и выделения
организма изъяты.
2. С какой целью произведены изъятия следов и образцов, и какие результаты могут быть получены при их исследовании и проведении экспертиз (в идеальном варианте)?
Литература и специальные пособия:
1. Криминалистика: Учебник /под ред. В.А. Образцова. М.,1999.
2. Криминалистика: Учебник /под ред. Н.И. Яблокова. М.,1997.
3. Следственные действия (процессуальная характеристика, тактические и психологические особенности). Учебное пособие, изд. 2-е. Под ред. Б.П. Смагоринского. УМЦ при ГУК МВД, 1994г.
4. Ларин А.М. От следственной версии к истине. М.: Юрид. лит. 1976.
5. Следственная тактика: Учебное пособие. М.:ВЮЗИ, 1982.
6. Порубов Н.И. Криминалистическая тактика и ее роль в раскрытии преступлений: Лекция. Минск, 1986.
Практикум по криминалистике Н.Новгород 2005.
Учебные видеофильмы:
- “ Моделирование при расследовании преступлений” ч/б - 60 мин
- “ Следы выстрела” ч/б - 16 мин
- “ Трасология” ч/б - 17 мин
- “ Преступные взрывы” цветной - 30 мин