Анализ субъективных признаков контрабанды (ст. 226.1 УК РФ)
С субъективной стороны преступление, предусмотренное ст. 226.1 УК РФ характеризуется прямым умыслом. Данное преступление следует рассматривать как всю психическую деятельность субъекта, которая непосредственно обусловила и сопровождала контрабандиста.
Здесь важным будет отметить тот факт, что основным признаком субъективной стороны преступления, предусмотренного ст. 226.1 УК РФ, является вина, а мотив и цель уголовно-правового значения не имеют, но при их помощи вырисовывается наиболее яркая картина совершенного преступления.[33]
Мотив и цель прямо не указаны в диспозиции ст. 226.1 УК РФ, из чего можно сделать вывод, что контрабанда, предусмотренная анализируемой статьей может быть совершена по любым мотивам и для достижения любых целей.
Однако вышеизложенное не означает, что точное установление мотива и цели при расследовании преступления, предусмотренного ст. 226.1 УК РФ не играет существенной роли.
Следует учитывать, что контрабанда как всякое умышленное преступление в каждом конкретном случае обуславливается тем или иным конкретным мотивом и определенной целью, в связи с чем их выявление и оценка имеют важное значение в определении общественной опасности содеянного, личности преступника, что, в свою очередь, оказывает существенное влияние на вид и размер наказания.[34]
Мотив и цель преступления, предусмотренного ст. 226.1 УК РФ, должны обязательно устанавливаться и потому, что согласно ст. ст. 61 и 63 УК РФ они могут служить основанием для признания совершения преступления при смягчающих или отягчающих вину обстоятельствах, а в отдельных случаях в соответствии со ст. 64 УК РФ должны быть учтены для назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено в ст. 226.1 УК РФ.
Мотив и цель любого преступления, в т.ч. и предусмотренного ст. 226.1 УК РФ, не исчерпывают содержания его субъективной стороны, кроме этих элементом в первую очередь должна быть установлена вина субъекта в совершенном преступном деянии.[35]
Для состава контрабанды характерно наличие вины лишь в форме прямого умысла, как уже отмечалось ранее.
Прямой умысел включает осознание субъектом общественно опасного характера своего деяния, выражающееся в действии или бездействии, предвидение его общественно опасных последствий и желание или сознательное допущение их наступления.
Применительно к преступлению, предусмотренному ст. 226.1 УК РФ, осознание общественно опасного характера совершаемого деяния означает понимание сущности общественных отношений, которые нарушаются преступным действием (иначе говоря, отношений, возникающих в связи с установленным порядком перемещения грузов через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу РФ с государствами–членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС), содержания этого преступного действия (т.е. перемещения грузов вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах; с сокрытием от таможенного контроля; с недостоверным декларированием или недекларированием товаров; с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах; с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации; покушение на такое перемещение) и одного или нескольких признаком, которые придают этому перемещению квалифицированный характер (совершенные организованной группой и др., ч. 2, 3 ст. 226.1 УК РФ).
Предвидение общественно опасных последствий заключается в осознании субъектом тех конкретных фактических изменений, которые должны произойти в результате его действий (т.е. что будет нарушен не только установленный порядок перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу РФ с государствами–членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, но и что при достижении конечной цели, будет причинен или может быть причинен тот или иной вред внешнеэкономическим интересам государства, а при ввозе оружия, сильнодействующих, ядовитых веществ, т.е. предмета преступления, предусмотренного ст. 226.1 УК РФ – общественной безопасности).
При этом предвидением субъекта преступления не обязательно должны охватываться конкретный вред или ущерб объектам посягательства, достаточно понимания общего характера тех вредных последствий, которые наступают или могут наступить в результате незаконного перемещения товаров.[36]
Желание наступления общественно опасных последствий означает волевую направленность к их достижению, несмотря на осознание общественной опасности и наказуемости осуществляемых действий.
Субъектом преступления может быть вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Особенностями специального субъекта контрабанды является то, что данный субъект в установленном законом порядке должен занимать определенную должность в таможенных органах, обладать объемом властных прав и обязанностей в отношении неопределенного круга юридических и физических лиц.
Анализ примечаний к ст. 285 и 318 УК РФ позволяет определить следующие группы лиц, являющихся специальными субъектами контрабанды: сотрудники федеральной таможенной службы; должностные лица федеральной пограничной службы при ФСБ РФ и пограничных войск; представители высших органов государственной власти; иные должностные лица.[37]
Личность преступника-контрабандиста является следообразующим объектом, источником информации о совершенном преступлении. Следственной практикой выявлено два основных типа контрабандистов:
– ситуативные – данный тип характеризуется временными отклонениями в общей положительной установке личности, совершает преступление вследствие создавшейся ситуации, под действием соблазна получить материальные блага или желания оказать кому-либо услугу;
– злостные – данный тип контрабандистов характеризуется значительно большей общественной опасностью, поскольку отличается ярко выраженной противоправной ориентацией корыстного характера, действует только с прямым умыслом, по тщательно разработанному плану, глубоко анализирует и учитывает субъективные и объективные факторы и условия на таможенной границе, преследуя цель получить от контрабанды максимальную прибыль. На пути к обогащению и достижению желаемого результата данный тип контрабандистов не останавливаются ни перед какими препятствиями.[38]
Следует отметить, что от правильной и всесторонней оценки личности каждого контрабандистов и ее индивидуальных особенностей во многом зависят, во-первых, назначение наказания судом или иного вида и размера наказания, а, во-вторых, возможное освобождение от уголовной ответственности.
Данный подход к изучению личности контрабандиста помогает: установить определенные закономерности в оценке отдельных категорий субъекта преступления, предусмотренного ст. 226.1 УК РФ, а также индивидуализировать степень его общественной опасности в каждом конкретном преступлении, выявить и устранить причины и условия, способствующие совершению преступления и формированию негативных сторон личности.
Потерпевшими по данному преступлению могут быть признаны физические лица, на чьи конституционные права было совершено данное посягательство.[39]
Итак, преступление, предусмотренное ст. 226.1 УК РФ имеет формальный состав, признается оконченным с момента незаконного перемещения предмета преступления через таможенную границу Таможенного союза либо Государственную границу РФ с государствами–членами Таможенного союза. На определение момента окончания преступления влияет форма и способ перемещения товаров (ввоз, вывоз, пересылка), а также способ совершения контрабанды (помимо или с сокрытием от таможенного контроля и т.д.).