Лекция № 19. Система Особенной части уголовного права современных зарубежных стран
План лекции:
1. Понятие Особенной части уголовного права современных зарубежных стран.
2. Система уголовного права Англии.
3. Система уголовного права США.
4. Система уголовного права Франции.
5. Система уголовного права Германии.
Литература:
Новый уголовный кодекс Франции. ледж МГУ, 1993. — 212 с.
Примерный УК США. — М.: Прогресс, 1969. — 304 с. Уголовный кодекс ФРГ. — М., Юридический колледж МГУ,
1996. — 202 с.
Крылова Н.Е. Новый Уголовный кодекс Франции: Особенная часть. // Вестник Моск. ун-та. Сер. 11, Право. 1995. № 2. С. 69-75.
1. Особенная часть уголовного права — это система уголовно- правовых институтов и норм, определяющих понятие и признаки конкретных преступлений и санкций за них.
Специфической особенностью уголовного права современных зарубежных стран является то, что она не ограничивается соответствующими частями уголовных кодексов (там, где они существуют — в США, Франции и Германии). Нередко уголовная ответственность устанавливается специальными законами, которые действуют самостоятельно и содержат как нормы материального, так и нормы процессуального права. При этом нормы материального права могут относиться как к Общей, так и к Особенной части уголовного права.
Более четко выделяется Особенная часть в уголовном праве стран континентальной семьи (Франции и Германии). Речь, конечно, идет об Особенной части действующих там уголовных кодексов. Она имеет свою определенную систему и структуру, учитывающую объект преступления, иерархию правоохраняемых ценностей. Наиболее полно критерий ценности правоохраняемого блага учтен в УК Франции. Это связано с тем, что он был принят в начале 90-х гг. и является самым поздним из УК рассматриваемых государств.
Вместе с тем, и в странах континентальной правовой семьи Особенная часть включает помимо соответствующих глав и разделов УК нормы специальных уголовных законов и даже подзаконных актов. Например, во Франции подзаконные акты определяют признаки полицейских нарушений и устанавливают санкции за их совершение.
2. Англия, как указывалось при рассмотрении источников уголовного права этой страны, не имеет единого УК, поэтому вопрос о системе Особенной части английского уголовного права можно рассматривать только применительно к тому, как она изложена в работах английских юристов.
Следует сразу отметить, что в английской уголовно-правовой доктрине отсутствует общепринятое обозначение Особенной части. В работах различных авторов соответствующий раздел называется либо «Отдельные преступления», либо «Определение отдельных преступлений», либо, вообще, не имеет названия. Проблема системы Особенной части, принципов и критериев ее построения, оснований выделения отдельных категорий преступных деяний, как правило, не ставится в английской уголовно-правовой литературе. Каждый автор курса уголовного права избирает ту систему изложения, которая кажется ему предпочтительнее.
Например, в книге «Уголовное право Харриса», которая выходит в настоящее время под редакцией А. Хупера, все преступные деяния разделены на три группы: преступления публичного характера, преступления против личности и преступления против собственности. Такая же система используется и в книге Ф. Джеймса «Введение в английское право» и в издании Хэлсбери «Законы Англии».
Во многих других работах преступления не группируются, а рассматриваются в произвольной последовательности. Таким образом, вопрос о системе Особенной части в английской уголовно-правовой доктрине теоретически не разработан.
К настоящему времени в Англии накопилось большое количество статутов и подзаконных актов, определяющих конкретные виды преступлений и санкции за них. При этом наряду с законами, принятыми сравнительно недавно, действуют и законы 14—18 вв. Так, действующими являются Закон об охране портов 1772 г., Закон об ответственности за пиратство 1837 г., в которых в качестве санкции установлена смертная казнь, и многие другие.
Особенная часть английского уголовного права характеризуется чрезвычайным обилием и запутанностью источников. Нередко даже специалисты с трудом ориентируются в этом правовом лабиринте. Попытки кодификации уголовного права Англии и Уэльса предпринимались еще в 19-м веке (об этом см. лекцию № 3 спецкурса Общей части). Следует заметить, что согласно английской теории • права под кодификацией понимается систематизация норм обычного и статутного права, а консолидация — это способ систематизации только законодательства.
В 40-е гг. XIX в. специальными уполномоченными по вопросам уголовного права были подготовлены два законопроекта, предусматривающие уголовную ответственность за преступления против личности и за хищения (кражу). Эти проекты были одобрены парламентом, однако, по мнению английских юристов, не принесли большой пользы.
Следующие попытки создания проектов УК предпринимались в 60—70-х гг. XIX в. Результатом этой работы стало издание в Англии большого количества уголовных законов, содержащих как нормы материального, так и нормы процессуального уголовного права. Принятые законы по существу представляли собой мини-кодексы по отдельным вопросам уголовного права.
Так, Закон о преступлениях против личности 1861 г. (с последующими изменениями) охватывал достаточно большую область противоправного поведения, направленного против личности. Помимо установления ответственности за тяжкое и простое убийства Закон предусматривал наказания и за тяжкие телесные повреждения, отравление, нападение, похищение ребенка, двоеженство и незаконный аборт.
В 1913 г. было консолидировано законодательство о подделках (объединено 73 статута).
В 1956 г. были кодифицированы нормы, устанавливающие ответственность за половые преступления. В результате этой работы также был выработан соответствующий закон.
В целом же, систематизация уголовного законодательства носит в Англии частичный характер. Во-первых, консолидируются лишь некоторые акты, относящиеся к тому или иному предмету. Во-вторых, нередко за актами консолидации издаются новые нормативные акты, посвященные тому же предмету, которые не включаются в первые. Поэтому, несмотря на попытки консолидации, уголовное законодательство остается в бессистемном состоянии.
В 1965 г. была учреждена Комиссия по реформе права, которая подготовила проекты многих законов по различным правовым сферам, в том числе и по уголовному праву. Помимо названной комиссии разработкой законопроектов занимались и специальные королевские комиссии и Комитет по пересмотру уголовного законодательства, созданный еще до второй мировой войны.
Принятый в 1967 г. Закон об уголовной юстиции отменил более 80 устаревших законов.
Следующим этапом было принятие в 1968 г. Закона о краже, основанного на рекомендациях Комиссии по реформе. Закон установил ответственность за значительное число преступлений против собственности.
В конце 1970-х гг. в Англии вновь заговорили о кодификации уголовного права. Однако, по мнению видных английских юристов, существующие проблемы уголовного права Англии невозможно решить только путем кодификации. Этому должна предшествовать огромная работа по реформе многих принципов и институтов уголовного права. Таким образом, попытки создания единого УК не увенчались успехом, и сегодня Англия по-прежнему не имеет УК.
3. В США, как и в Англии, проблемам построения и системы Особенной части уделяется незначительное внимание. Как правило, Особенная часть не отграничивается с достаточной четкостью от Общей. В целом же, система Особенной части уголовного права США определяется наличием раздела 18 Свода законов США (именуемого федеральным У К) и уголовными кодексами штатов, содержащими соответствующими главами об «определении отдельных преступлений».
В Своде законов США преступления расположены по принципу алфавитного изложения, а не родового или непосредственного объектов преступлений. Американские юристы считают такое расположение статей удобным с точки зрения поиска конкретного вида преступления. Хотя очевидно, что такая систематизация не позволяет определить отношение законодателя к значимости того или иного правоохраняемого блага.
В УК штатов, по примеру Модельного УК США (1962 г.), принято, как правило, следующее расположение глав и разделов: 1) посягательства на существование или безопасность государства; 2) посягательства на личность; 3) посягательства на имущество; 4) посягательства против семьи; 5) посягательства на публичную администрацию; 6) посягательства на публичный порядок и благопристойность. На первом плане — преступления против государства.
В некоторых штатах статьи, определяющие признаки преступлений и санкции за них, расположены в алфавитном порядке.
Система Особенной части уголовного права США включает помимо соответствующих параграфов уголовных кодексов федерации и штатов отдельные законы, не вошедшие в УК, устанавливающие уголовную ответственность за те или иные преступные деяния.
Так, можно выделить следующие основные подсистемы Особенной части уголовного права США:
1) законодательство о мошеннических действиях. Так, например, Законы 1933 и 1934 гг. о ценных бумагах, включенные в раздел 15 Свода законов США, устанавливают уголовную ответственность за мошенничество с ценными бумагами (лишение свободы на срок до пяти лет);
2) законодательство об ответственности за обман потребителей.
В этой сфере действуют сотни правовых актов, запрещающих конкретные виды обмана потребителей и предусматривающих уголовную ответственность в виде штрафа или лишения свободы;
3) законодательство о преступлениях в налоговой сфере. Уголовная ответственность за эти преступления предусмотрена Кодексом внутренних государственных доходов (раздел 26 Свода законов США). Например, непредставление своевременно налоговой декларации является, согласно названному Кодексу, мисдиминором, который наказывается лишением свободы сроком до одного года или штрафом. Попытка уклониться от уплаты налога, в частности путем представления ложной декларации о доходах, является согласно Кодексу, фелонией, которая наказывается лишением свободы сроком до пяти лет или штрафом;
4) законодательство об окружающей природной среде, принятое в период 1969—1970 гг. В этой сфере действуют следующие федеральные законы: о контроле над загрязнением вод (разд. 33 Свода), о чистоте воздуха (разд. 42 Свода), о контроле над вредными шумами (разд. 42 Свода), о ликвидации твердых отходов (разд. 42 Свода) и др. Во многих случаях за совершенное впервые преступление предусмотрено лишение свободы сроком до одного года и штраф до 25 тыс. долларов за каждый день нарушения. При повторном совершении преступления срок лишения свободы увеличивается до двух лет, а штраф до 50 тыс. долларов за каждый день нарушения;
5) законодательство в области «компьютерных» преступлений. Федеральный закон 1986 г. «О мошенничестве и злоупотреблениях, связанных с компьютерами», предусматривал лишение свободы на срок до 10 лет, в случае повторного совершения преступлений — до двадцати лет лишения свободы и штраф на сумму, в два раза превышающую размер извлеченной выгоды. На уровне штатов были приняты специальные законы о «компьютерных» преступлениях. По состоянию на 1985 г. такие законы существовали в 47 штатах, впоследствии такие законы вошли в УК штатов;
6) законодательство о наркотиках. В этой области действует Федеральный закон 1971 г. «О контролируемых веществах» и др.
Законы о борьбе с организованной преступностью: Федеральный закон 1961 г. о переездах и транспортировке товаров между штатами, осуществляемых в целях содействия незаконному бизнесу, Федеральный закон 1968 г. о защите потребительского кредита, Федеральный закон 1970 г. о контроле над организованной преступностью в США (статут РИКО) — включены ныне в федеральный УК в качестве его составной части.
4. Во Франции УК 1810 г., составлявшийся под большим влиянием естественно-исторической доктрины 17—18 вв. об общественном договоре, делил все преступные деяния на две основные группы: против публичных интересов и против интересов частных лиц (что непосредственно связано с данной доктриной). Противопоставляя публичные и частные интересы, УК устанавливал приоритетную защиту первых. Такая система Особенной части неоднократно критиковалась французскими юристами, поскольку она не позволяла последовательно ее использовать при криминализации новых деяний. С течением времени появилось большое количество таких деяний, которые не могли быть с точностью отнесены к какой-либо из двух групп: публичные или частные.
Невозможность внесения в УК новых составов без нарушения его логики и последовательности привела к тому, что во Франции было принято большое количество специальных уголовных законов и подзаконных актов, действовавших независимо от УК. По свидетельству бывшего министра юстиции Франции Р. Бадинтера, на момент принятия нового УК в стране действовали многие десятки тысяч уголовноправовых норм, при этом точное их число было неизвестно. С целью хоть немного навести порядок в этом правовом пространстве была предпринята попытка сгруппировать нормы, относившиеся к одному предмету, в сборники, названные «кодексами». Эта работа, проведенная в период 1958—1960 гг., завершилась созданием Кодекса о публичном здравоохранении, Дорожного кодекса, Кодекса о розничной торговле и др. Однако и после этого проблема кодификации оставалась актуальной. В связи с принятием УК 1992 г. резко сократилось число нормативных актов, действующих параллельно с данным кодексом.
Французский законодатель отказался от архаичной системы Особенной части УК 1810 г. — деления всех преступлений на публичные и частные. В действующем УК преступные деяния сгруппированы с учетом объекта посягательства на вполне самостоятельные разделы, как это принято во многих европейских кодексах. Система Особенной части УК определяется ценностью того или иного правоохраняемого блага. Приоритет отдан личности и ее правам. открывает Особенную часть раздел о преступлениях против мира и безопасности человечества.
К Особенной части уголовного права Франции следует отнести и нормы специальных законов и подзаконных актов, в которых установлена уголовная ответственность за отдельные виды преступных деяний (как правило, проступки и полицейские нарушения). К таким законам относятся кодифицированные (Кодекс интеллектуальной собственности, Таможенный кодекс, Кодекс о защите прав потребителей, Дорожный кодекс и др.) и некоторые некодифицированные (Закон 1966 г. о коммерческих обществах, Закон 1983 г. об азартных играх, Закон 1984 г. о деятельности кредитных учреждений и о контроле за ними и др.). Среди подзаконных актов, имеющих, однако, силу закона, следует назвать Ордонанс № 67-833 1967 г. о биржевых операциях, Ордонанс № 86-1243 1986 г. о свободе цен и о конкуренции и др., которые устанавливают уголовную ответственность за проступки, совершенные в экономической и финансовой сфере.
К Особенной части нужно отнести и нормы Кодекса военной юстиции 1982 г., предусматривающие уголовную ответственность за воинские преступления.
5. Система Особенной части уголовного права Германии определяется существованием Особенной части УК ФРГ 1871 г. в редакции 1987 г. и большого количества некодифицированных уголовных законов. Наиболее важными из них являются Закон об отправлении правосудия по делам молодежи 1953 г. в редакции 1974 г. (своеобразный УК для несовершеннолетних лиц и молодежи), Закон о нарушениях порядка 1968 г. в редакции 1975 г. и др.
Особенная часть УК ФРГ строится с учетом специфики правоохраняемого блага (Rechtsgut) — объекта посягательства. Последовательность разделов, установленная еще в Уголовном уложении 1871 г., существенным образом не изменилась. Особенная часть открывается разделами о преступлениях против государственных интересов, основ конституционного строя, обороноспособности страны, далее следуют преступления против общественного порядка, против правосудия, против личности, против собственности, общеопасные преступные деяния, посягательства на окружающую природную среду.