Субъекты социального обслуживания

На основе анализа норм Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в РФ» можно сделать вывод о том, что субъектами социального обслуживания являются социальная служба и клиент социальной службы.

Социальная служба как государственное или муниципальное учреждение имеет специальную правосубъектность, ее права и обязанности регламентируются не только локальными актами, но и нормативно-правовыми актами субъектов РФ. Действующим законодательством РФ не запрещена деятельность частных социальных служб. Правовое положение социальной службы как некоммерческой организации определяется гражданским законодательством РФ.

Социальные службы различаются в зависимости

· от видов их деятельности (ст. 17 ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ»):

Ø комплексные центры социального обслуживания населения,

Ø социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних,

Ø центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей,

Ø социальные приюты для детей и подростков,

Ø центры психолого-педагогической помощи населению,

Ø центры экстренной психологической помощи по телефону,

Ø центры (отделения) социальной помощи на дому,

Ø дома ночного пребывания, специальные дома для одиноких престарелых,

Ø стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками),

Ø геронтологические центры и др.;

· от формы собственности (ст.4 ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ»):

ü государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся федеральной собственностью и находящихся в ведении федеральных органов государственной власти, либо являющихся собственностью субъектов РФ и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

ü муниципальные предприятия и учреждения социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления;

ü организации частной формы собственности и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Кроме того, в настоящее время действует Стандарт классификации учреждений социального обслуживания, утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2005 г. N 535-ст., в соответствии с которым учреждения социального обслуживания населения делятся по следующим основным признакам (критериям):

§ форма собственности учреждений;

§ типы учреждений (в зависимости от условий, в которых предоставляются социальные услуги населению: стационарные, полустационарные, нестационарные, комплексные, учреждения (отделения) социального обслуживания на дому, учреждения (отделения) срочного социального обслуживания, учреждения (отделения) срочной социально-консультационной помощи);

§ виды учреждений (в зависимости от их предназначения, номенклатуры (состава) и характера предоставляемых услуг);

§ категории и группы населения, обслуживаемые в учреждениях (дети, семьи (одинокие граждане), граждане пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет), оказавшиеся в трудной жизненной ситуации; инвалиды различных категорий и групп инвалидности, граждане без определенного места жительства и занятий).

Следует обратить внимание на то, что лицом, непосредственно оказывающим социальные услуги, могут быть специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг. Особый статус, определяемый нормативными актами субъектов Российской Федерации, имеет социальный работник. В частности, в Самарской области действует Закон Самарской области № 35-ГД от 07.06.2002 «О статусе социального работника»

Клиентом социальной службы является физическое лицо, которому предоставляются социальные услуги в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации, т.е ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

При этом необходимо заметить, что легальное определение трудной жизненной ситуации не тождественно по содержанию с имеющимся в теории социальной работы пониманием жизненной ситуации в качестве трудной[1].

Особенности правового положения клиента социальной службы, обусловлены возрастным критерием и принадлежностью к государству.

По общему правилу, физическое лицо вправе самостоятельно реализовать право на социальное обслуживание по достижении возраста 14 лет. До достижения указанного возраста несовершеннолетние вправе получить социальные услуги на основании обращения их законных представителей. Вместе с тем, на основании п. 2 ст. 12 Федерального закона №120-ФЗ от 21.05.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» учреждения социального обслуживания предоставляют социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних.

Анализ действующего законодательства РФ о социальном обслуживании (нормы ст.7 ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ») позволяет сделать вывод о том, что социальное обслуживание предоставляется всем постоянно проживающим в Российской Федерации физическим лицам, независимо от гражданства.

Наши рекомендации