Рассмотрим каждый метод более подробно.
Метод определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами. Таможенной стоимостью ввозимого на таможенную территорию Республики Беларусь товара является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы Республики Беларусь.
При этом цена как фактически уплаченная, так и подлежащая уплате, означает сумму всех платежей покупателя продавцу за товар, то есть как прямых, так и косвенных платежей третьему лицу в пользу продавца, платежей в денежной форме, равно как и расчетов в форме предоставления услуг или натурально-вещественных выплат.
При определении таможенной стоимости в цену сделки включаются следующие компоненты (если они не были ранее в нее включены):
1. Расходы по доставке товара от места отправления из страны вывоза до места ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь. При этом под расходами на доставку понимается:
– стоимость транспортировки;
– расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и перевалке товара, включая расходы по складированию;
– страховая сумма.
Если доставка товара осуществляется безвозмездно или с помощью собственных транспортных средств покупателя, то в таможенную стоимость включается сумма, рассчитанная исходя из действующих на момент транспортировки груза тарифов на перевозку соответствующим видом транспорта. При отсутствии данных о единых тарифах на перевозку указанным видом транспорта для расчетов транспортных расходов должны использоваться данные бухгалтерского учета по калькулированию транспортных расходов с включением всех необходимых статей или элементов затрат.
При ввозе товаров нескольких наименований расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке, перевалке, транспортировке распределяются между товарами различных наименований пропорционально их весу, а расходы по страхованию товаров – пропорционально их стоимости.
2. Следующий обязательный компонент таможенной стоимости - расходы, понесенные покупателем:
· комиссионные и брокерские вознаграждения, за исключением комиссионных по закупке товара. Агенты, работающие от имени покупателя, называются агентами по закупке. Агенты, работающие от имени продавца, – агентами по продаже. Соответственно, их вознаграждение является комиссионными за закупку или продажу. Закон устанавливает, что в таможенную стоимость включаются комиссионные вознаграждения по продаже товара, то есть расходы, которые произведены продавцом для того, чтобы найти покупателя и продать ему товар;
· стоимость контейнеров и иной многооборотной тары, которые в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности СНГ рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;
· расходы, связанные с упаковкой ввозимого товара, включающие стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке этого товара.
3. Соответствующая часть стоимости следующих товаров, работ и услуг, которые прямо или косвенно были предоставлены покупателем продавцу бесплатно либо по сниженной цене для использования в связи с производством или продажей оцениваемого товара (включая предоставление покупателем оборудования в аренду продавцу, выполнение продавцом заказа по чертежам или лекалам покупателя) также должны быть включены в таможенную стоимость.
В таможенную стоимость товара, исчисленную в соответствии с методом определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами, не включаются исчисленные отдельно и подтвержденные документально следующие расходы покупателя:
· платежи за перемещение товара по таможенной территории Республики Беларусь;
· расходы по переработке, ремонту, техническому обслуживанию, хранению и иным подобным операциям, которые производятся с товаром в Республики Беларусь после его перемещения через таможенную границу;
· взимаемые в соответствии с действующим законодательством любые пошлины, сборы, налоги, связанные с размещением ввозимого товара на таможенной территории Республики Беларусь.
Метод определения таможенной стоимости товаров по цене сделки с ввозимыми товарами может применяться при условиях:
1) представления декларантом документов, подтверждающих факт внешнеторговой сделки купли-продажи в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь;
2) отсутствия в отношении прав покупателя по распоряжению приобретенным им товаром каких-либо ограничений, за исключением:
– установленных законодательством Республики Беларусь (таких, как требование лицензии на любую перепродажу или использование товара, по маркировке или упаковке товара, на проведение его тестирования или инспектирования);
– связанных с географическим регионом, в пределах которого купленный товар может быть объектом новых сделок купли-продажи;
– существенно не влияющих на цену товара;
3) что продажа товара или его цена не должны быть поставлены в зависимость от каких-либо условий или встречных обязательств сторон внешнеторговой сделки, расходы по исполнению которой не могут быть исчислены при определении таможенной стоимости товара;
4) что никакая часть прибыли от последующих продажи, передачи другим лицам или использования декларантом товара, приобретенного им в собственность по внешнеторговой сделке, не должна поступать прямо или косвенно в распоряжение лица, выступившего в такой сделке в роли продавца, за исключением случая, когда такая часть прибыли может быть документально подтверждена и отдельно исчислена, что позволяет включить ее в таможенную стоимость;
5) что стороны внешнеторговой сделки купли-продажи не являются взаимозависимыми лицами либо взаимозависимость покупателя с продавцом не повлияла на цену сделки.
При этом под взаимозависимыми лицами понимаются лица, удовлетворяющие хотя бы одному из следующих признаков:
– один из участников сделки (физическое лицо) или должностное лицо одного из участников сделки является одновременно должностным лицом другого участника сделки;
– участники сделки являются совладельцами предприятия;
– участники сделки связаны трудовыми отношениями;
– один из участников сделки является владельцем вклада (пая) или обладателем акций с правом голоса в уставном капитале другого участника сделки, составляющих не менее 5 % уставного капитала;
– оба участника сделки находятся под непосредственным либо косвенным контролем третьего лица;
– участники сделки совместно контролируют непосредственно или косвенно третье лицо;
– один из участников сделки находится под непосредственным или косвенным контролем другого участника сделки;
– участники сделки или их должностные лица являются родственниками.
Метод определения таможенной стоимости товара по цене сделки с идентичными и однородными товарами. Суть метода заключается в том, что таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется путем использования в качестве исходной базы для ее расчета цены сделки с идентичными им товарами, таможенная стоимость которых была определена по первому методу и принята таможенными органами.
Для того чтобы отвечать критерию идентичности, сравниваемые товары обязательно должны быть произведены в той же стране, что и товары, подлежащие оценке.
Товары, произведенные различными лицами в одной и той же стране, могут рассматриваться как идентичные только в том случае, если у покупателя и таможенных органов нет сведений об идентичных товарах, произведенных лицом, которое изготовило оцениваемые товары.
Если окажется, что стоимость товара не может быть определена по методу 2, то следует переходить к альтернативной базе оценки – цене сделки с однородными товарами, то есть использовать метод 3.
При этом под однородными товарами понимаются товары, которые, хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, но имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми.
При определении однородности товара должны быть обязательно учтены следующие признаки:
– качество, наличие товарного знака и репутация товаров на рынке;
– страна происхождения;
– производитель.
Товары не считаются однородными, если их проектирование, опытно-конструкторские работы над ними, их художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи и иные аналогичные работы выполнены после ввоза в Республику Беларусь.
Исходя из этих требований при решении вопроса о том, могут ли товары рассматриваться как однородные, анализируются следующие их параметры:
1) физические характеристики:
– размер и форма;
– уровень технических и других характеристик;
– метод изготовления;
2) материалы, из которых изготовлены товары:
– стеклянное окно или окно из пластика;
– драгоценные металлы или черные металлы;
– ткань или бумага и т. д.;
3) функции и сфера применения (способны ли сравниваемые товары выполнять одни и те же функции?);
4) коммерческая взаимозаменяемость, то есть примет ли покупатель сравниваемый товар в качестве заменителя (как с точки зрения его функционального назначения, так и коммерческих характеристик).
При этом необходимо учитывать качество товара, его репутацию на рынке и наличие товарного знака.
В тех случаях, когда выявлены различия в условиях осуществления сделок с ввозимыми товарами при одинаковых коммерческих условиях (то есть на одном коммерческом уровне), одном и том же количестве товара, что и по оцениваемым (ввозимым) товарам, с учетом выявленных различий в этих характеристиках, цена сделки с идентичными или однородными товарами должна быть подвергнута соответствующей корректировке для компенсации (нивелирования) этих различий и приведения сравниваемых условий в сопоставимый вид.
При нахождении варианта продажи, отличающегося по какому-либо из отмеченных трех условий, следует сделать соответствующую корректировку базовой (исходной) цены сделки с идентичными или однородными товарами:
– только по количественным факторам;
– только по факторам, затрагивающим коммерческие условия продажи (то есть коммерческий уровень продаж);
– как по факторам, затрагивающим коммерческие условия, так и по количественным факторам.
Полученная с учетом корректировок по указанным факторам цена сделки с идентичными или однородными ввезенными товарами должна использоваться в качестве основы для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров.
Однако необходимо учитывать, что корректировка на коммерческие условия продажи и на количество может быть произведена лишь в тех случаях, когда однозначно установлено, что цена товара действительно зависит от этих факторов. Например, в тех случаях, когда продавец продает товары по одной и той же цене независимо от класса покупателей или количества продаваемого товара, то есть цена сравниваемых товаров не изменяется в зависимости от указанных факторов, корректировка цены сделки производиться не должна.
В связи с вышесказанным все данные потаким корректировкам должны быть достоверны: подтверждены документально, количественно определены и у таможенных органов должна иметься возможность их проверки.
При проведении оценки по цене сделки с идентичными или однородными товарами необходимо обеспечить правильный учет всех дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате (расходы по доставке товара от места отправления из страны вывоза до места ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь, расходы, понесенные покупателем, соответствующая часть стоимости следующих товаров, работ и услуг, которые прямо или косвенно были предоставлены покупателем продавцу бесплатно либо по сниженной цене для использования в связи с производством или продажей на вывоз оцениваемых товаров и т. д.).
Резервный метод.Бывают ситуации, когда ни один из рассмотренных выше вариантов оценки товаров, в соответствии с установленными требованиями, не может быть использован в качестве исходной базы для определения таможенной стоимости.
Как правило, это происходит, когда:
– осуществляется импорт товаров на временной основе;
– имеет место договор аренды или найма;
– осуществляется реимпорт товаров после ремонта или модификации;
– производятся поставки уникальной продукции, произведений искусства;
– идентичные или однородные товары не ввозятся;
– товары не перепродаются в стране-импортере;
– изготовитель неизвестен либо отказывается представить данные об издержках производства, либо представленные им сведения не могут быть приняты таможенным органом.
Для этих ситуаций и предназначен резервный метод 6.
Этот метод не дает специального способа оценки товаров, но требует при осуществлении оценки учитывать следующие принципы:
· базирование оценки в максимально возможной степени на стоимости сделки ввезенного товара;
· использование стоимости, основанной на фактических оценках (ценах, по которым ввезенный товар продается в стране в ходе обычной торговли в условиях конкуренции);
· унификация оценки, обеспечение единообразия в осуществлении оценки товара в таможенных целях;
· объективность и беспристрастность критериев оценки;
· совместимость оценки с коммерческой практикой, недопустимость создания ситуаций или использования методов оценки, которые не встречаются в коммерческой практике;
· использование ближайших эквивалентов (альтернативных стоимостей) при невозможности применения метода определения таможенной стоимости товаров по цене сделки с ввозимыми товарами;
· неиспользование стоимости товара отечественного происхождения или произвольных цен в качестве базы для таможенной оценки товара.
Оценка с помощью резервного метода должна соответствовать установленным законодательством методам, при этом допустима определенная гибкость в их применении, которая не должна противоречить общим целям и условиям принятой системы оценки товара в таможенных целях. В рамках резервного метода должна соблюдаться установленная последовательность (иерархия) применения методов определения таможенной стоимости – от первого к пятому.
В качестве основы для определения таможенной стоимости по резервному методу не могут быть использованы:
– цена товара на внутреннем рынке Республики Беларусь;
– цена товара, поставляемого из страны его вывоза в третьи страны;
– цена на внутреннем рынке Республики Беларусь на товары отечественного происхождения;
– произвольно установленная или достоверно не подтвержденная цена товара.
Определение таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Республики Беларусь.Особое место в системе нормативных актов по таможенной стоимости занимают вопросы определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Республики Беларусь.
Однако первоосновой таможенной стоимости вывозимых товаров является цена сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате при продаже товаров на экспорт.
В таможенную стоимость вывозимых товаров также включаются следующие расходы, не включенные в цену сделки:
1) комиссионные и брокерские вознаграждения;
2) стоимость контейнеров и(или) другой многооборотной тары, если в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности СНГ они рассматриваются как единое целое с вывозимыми товарами;
3) стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;
4) соответствующая часть стоимости следующих товаров и услуг, предоставленных покупателем продавцу бесплатно или по сниженной цене для производства или продажи на экспорт вывозимых товаров:
– сырья, материалов, деталей, полуфабрикатов и других комплектующих изделий, являющихся составной частью вывозимых товаров;
– инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве вывозимых товаров;
– вспомогательных материалов, израсходованных при производстве вывозимых товаров;
– инженерной проработки, опытно-конструкторских работ, дизайна, художественного оформления, эскизов и чертежей;
5) лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель прямо или косвенно должен осуществить в качестве условия покупки вывозимых товаров;
6) поступающие продавцу прямо или косвенно часть дохода от последующих перепродаж, передачи или использования покупателем товаров после их вывоза с таможенной территории Республики Беларусь;
7) налоги (за исключением таможенных платежей, уплачиваемых при таможенном оформлении), взимаемые на таможенной территории Республики Беларусь, если в соответствии с налоговым законодательством или международными договорами Республики Беларусь они не подлежат компенсации продавцу при вывозе товаров с таможенной территории Республики Беларусь.
При отсутствии сделки купли-продажи или в случае невозможности ее использования в качестве основы для определения таможенной стоимости эта стоимость определяется исходя из представленных декларантом данных бухгалтерского учета продавца-экспортера о затратах на производство вывозимого товара и величины получаемой прибыли либо на основе данных об оприходовании и списании с баланса вывозимых товаров. При этом также учитываются вышеперечисленные расходы.
В случае невозможности использования представленных декларантом сведений таможенная стоимость вывозимого товара определяется на основе сведений о ценах на идентичные или однородные товары.
30. Страна происхождения товара определяется с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товаров на таможенную территорию Республики Беларусь и вывоза товаров с этой территории.
Основные принципы определения страны происхождения товаров, указанные в законе Республики Беларусь «О Таможенном тарифе», основываются на существующей международной практике.
Порядок определения страны происхождения товара, перемещаемого через таможенную территорию Республики Беларусь, устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
Страна происхождения товара – страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке (переработке) в соответствии с установленными критериями.
При этом под страной происхождения может пониматься группа стран, таможенные союзы стран, регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения происхождения товара.
Товар– любое движимое имущество, в том числе тепловая, электрическая, иные виды энергии, перемещаемые через таможенную границу. Под товаром понимается также валюта и валютные ценности.
Полностью произведенными в данной стране считаются следующие товары:
¾ полезные ископаемые, добытые из недр страны, в ее территориальном море или на дне этого моря;
¾ растительная продукция, выращенная или собранная на ее территории;
¾ живые животные, родившиеся и выращенные в ней;
¾ продукция, полученная в этой стране от выращенных в ней животных;
¾ продукция, полученная в результате охотничьего, рыболовного промысла;
¾ продукция морского промысла, полученная судном данной страны и арендованными (зафрахтованными) ею;
¾ продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции, указанной в предыдущем подпункте;
¾ продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр;
¾ отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;
¾ продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах, принадлежащих данной стране и арендованных (зафрахтованных)ею;
¾ товары, изготовленные в данной стране исключительно из продукции, указанной в предыдущих подпунктах.
Критерий достаточной обработки (переработки)– один из принципов определения страны происхождения товаров, в соответствии с которым товар, если в его производстве участвуют две или более страны, считается происходящим из той страны, где он был подвергнут последней существенной обработке (переработке), достаточной для придания товару его характерных свойств.
Критерии достаточной обработки (переработки выражается в следующем:
–– в изменении товарной позиции (классификационного кода товара) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности СНГ на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшем в результате обработки (переработки) товара;
–– выполнении необходимых условий, производственных и технологических операций, достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место;
–– правиле адвалорной доли, когда стоимость используемых материалов или добавленная стоимость достигает фиксированной процентной доли в цене конечной продукции.
Основным критерием достаточной обработки (переработки) является изменение товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков. Он применяется в отношении всех товаров, за исключением тех, по которым на основании двух- или многосторонних международных соглашений установлены условия производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, где они имели место.
В качестве одного из условий может быть включено правило адвалорной доли, как самостоятельно, так и в сочетании с другими критериями достаточной обработки (переработки) товара.
В случае, если применяется правило адвалорной доли, стоимостные показатели рассчитываются следующим образом:
–– для импортируемых материалов – по таможенной стоимости этих материалов при их ввозе в страну, в которой осуществляется производство конечной продукции, или, при неизвестном происхождении импортированных материалов, по документально подтвержденной цене их первой продажи на территории страны, в которой осуществляется производство конечной продукции. Как правило, такая стоимость не может превышать 50 % стоимости готовой продукции;
–– для конечной продукции – по цене на условиях «франко-завод» («франко- склад») продавца.
При этом считаются не отвечающими критерию достаточной переработки:
¾ операции по обеспечению сохранности товаров во время хранения и транспортировки;
¾ операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);
¾ простые сборочные операции;
¾ смешивание товаров (компонентов), которое не приводит к существенному отличию полученной продукции от исходных составляющих;
¾ убой скота;
¾ комбинация двух или большего числа указанных выше операций.
Критерии достаточной переработки для конкретных товаров и стран устанавливаются и применяются в порядке, определяемом международными договорами Республики Беларусь и Советом Министров Республики Беларусь.
В случае, если в отношении конкретных товаров или страны происхождение товара особо не оговаривается, применяется общее правило, в соответствии с которым товар считается подвергнутым достаточной переработке, если произошло изменение товарной позиции по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков.
При определении страны происхождения товарыв разобранномили несобранном виде(поставляемые несколькими партиями, если по производственным или транспортным условиям невозможна их отгрузка одной партией, а также, если партия товара разбита на несколько партий в результате ошибки или неверной адресации) могут рассматриваться по желанию декларанта как единый товар.
Условиями применения этого правила являются:
¾ предварительное уведомление таможенного органа страны ввоза о разбивке разобранного или несобранного товара на несколько партий с указанием причины такой разбивки, подробной спецификации каждой партии с указанием кодов товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности СНГ, стоимости и страны происхождения товаров, входящих в каждую партию;
¾ документальное подтверждение ошибочности разбивки на несколько партий или неверной адресации товара;
¾ поставка всех партий из одной страны одним и тем же экспортером в рамках одной внешнеэкономической операции;
¾ ввоз всех партий товара через одну и ту же таможню;
¾ поставка всех партий товара в срок, не превышающий шести месяцев с даты принятия таможенной декларации либо истечения сроков на ее подачу в отношении первой партии.
Для определения страны происхождения товара происхождение используемой для их производства тепловой и электрической энергии, машин, оборудования и инструментов не учитывается.
Приспособления, принадлежности, запасные части и инструменты для использования с машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами считаются происходящими из той страны, что и машины, оборудование, аппараты или транспортные средства, если данные приспособления, принадлежности, запасные части и инструменты ввозятся и продаются в комплекте с вышеуказанными машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами и в количестве, обычно поставляемом с данными устройствами.
Упаковка, в которой товар ввозится на таможенную территорию, считается происходящей из той же страны, что и сам товар, при условии, что товар обычно реализуется в данной упаковке в розничной торговле, в том числе при применении третьего критерия достаточной обработки (переработки) – правило адвалорной доли.
Когда упаковка подлежит декларированию отдельно от товара, то страна происхождения упаковки определяется отдельно.
Для целей определения страны происхождения товара, изготовленного в государстве – участнике Содружества Независимы Государств, применяется кумулятивный принцип, который определяет происхождение того или иного товара при его последовательной обработке (переработке).
Если в производстве конечного товара в одном из государств СНГ используется сырье или материалы, происходящие из других стран СНГ, подтвержденные сертификатом о происхождении товара формы СТ-1 (см. пункт 3.4) и подвергаемые поэтапной последовательной обработке в других государствах СНГ, то страной происхождения такого товара считается страна, где он в последний раз был подвергнут достаточной обработке (переработке).
При отсутствии сертификата о происхождении сырья или материалов формы СТ-1 определение страны происхождения товара осуществляется на основании критерия достаточной обработки (переработки).
Если в производстве участвуют товары третьих стран, помимо государств СНГ, происхождение товара определяется в соответствии с критериями достаточной переработки.
32. Методами таможенно-тарифного регулирования не всегда удается достичь желаемого результата по защите экономических интересов государства. Кроме того, данные методы не позволяют осуществлять регулирование перемещения товаров через таможенную границу, направленное на обеспечение безопасности, охраны здоровья и жизни людей, животных и растений. Для этих целей существует сложный комплекс мер, получивший обобщенное название «нетарифные меры регулирования» (НМР), или «нетарифные ограничения» (НТО).
В качестве объекта нетарифного регулирования нельзя ограничиваться только внешнеэкономической деятельностью. Перемещение через таможенную границу личного имущества, не предназначенного для производственной или коммерческой деятельности, а также гуманитарной помощи сложно отнести к ВЭД. Вместе с тем и в этих случаях очевидна необходимость применения соответствующих ограничений, направленных на обеспечение общественной и государственной безопасности, охраны здоровья и жизни людей, животных и растении.
Таким образом, и с учетом семантики слова «нетарифные» (то есть все меры, за исключением тарифных), нетарифные меры регулирования можно определить как любые распоряжения центральных и местных властей, включая методы реализации законов, постановлений и иных нормативных актов (кроме таможенно-тарифных мероприятий), которые воздействуют на экспорт и импорт товаров (объем, товарную структуру внешней торговли, цены и конкурентоспособность товаров и т. д.), а также на порядок перемещения товаров через таможенную границу.
Существуют сотни различных мер и методов нетарифного воздействия и регулирования внешней торговли и порядка перемещения товаров через таможенную границу, причем перечень этих мер продолжает расширяться. Международные переговоры под эгидой ЮНКТАД, ГАТТ (в настоящее время – ВТО), Совета по таможенному сотрудничеству (в настоящее время – Всемирная таможенная организация), в рамках Европейской экономической комиссии ООН и других международных межгосударственных организаций привели к созданию соглашений, представляющих своеобразные своды правил по применению и использованию различных форм нетарифных ограничений, и к появлению четких, закрепленных в правовых документах определений отдельных видов нетарифных ограничений. Сейчас вряд ли возникнут споры в отношении определения таких видов НМР, как квотирование и лицензирование многих видов технических барьеров в торговле,фитосанитарных мер, запретов экспорта и импорта по соображениям безопасности, охраны здоровья и жизни людей, животных и растений и др. Но в настоящее время существует большое количество НМР, которые остались за пределами четких правовых определений, позволяющих создать международные,приемлемые для всех стран правила их применения.
Нетарифные ограничения распространены во всех странах мира. Отношение к ним правительств, экспортеров и импортеров в различных странах неодинаково. Однако ни одна страна не отказалась от их применения и не ставит этой задачи на ближайшее будущее. Напротив, как свидетельствуют данные ВТО, МВФ, ЮНКТАД, они сохраняют свою роль в международной торговле, на смену одним видам НТО приходят другие.
НТО существенно затрагивают экономические интересы экспортеров и импортеров Республики Беларусь при их выходе на внешние рынки. Незнание нетарифной сферы регулирования внешней торговли зарубежных государств несет с собой существенные потери от нерационально организованных внешнеторговых операций.
Термин «нетарифные меры регулирования» охватывает большую группу разнородных мер финансовой, технической, административной, кредитной и торговой политики, а также мероприятий экологической политики, меры, направленные на защиту здоровья людей, животных и растений, которые создают препятствия для внешней торговли товарами и услугами. Сегодня в мире действуют официальные классификационные схемы нетарифных ограничений, разработанные секретариатами ГАТТ, ЮНКТАД, Международным банком и рядом других организаций. Эти системы классификации применяются для сбора информации при использовании нетарифных ограничений в мировой торговле, для разработки мер по их взаимному ослаблению в ходе многосторонних торговых переговоров, для создания кодексов, регулирующих правила применения отдельных групп нетарифных ограничений, и для организации национальных систем регулирования внешней торговли.
Следует подчеркнуть, что в мировой практике принято различать меры нетарифного регулирования, специально создаваемые, с тем чтобы с их помощью осуществлять регулирование внешней торговли (запреты, квотирование, лицензирование, добровольные ограничения экспорта и др.), и нетарифные ограничения, возникающие в результате проведения технической политики, реализации норм здравоохранения, осуществления финансовых и административных мер и др. Побочное действие этих мер также создает препятствия для международной торговли (иногда путем их сознательного использования в этих целях). Применение нетарифных ограничений, входящих в первую группу, опирается на развитую законодательную и административную базу. Их осуществление поручено соответствующим органам исполнительной власти, как правило, центральным правительственным органам. Что же касается второй группы нетарифных ограничений, то практика большинства стран мира преследует цель разработать международные соглашения о правилах использования мер технической, экологической политики, правил и норм здравоохранения, сертификации и т. п., о взаимном признании национальных мер в этой области, с тем чтобы свести к минимуму их ограничительное действие в международной торговле.
Классификационные схемы НМР, получившие признание в настоящее время, насчитывают более 600 конкретных видов нетарифных ограничений (схемы ГАТТ, МБРР, ЮНКТАД, Международной Торговой Палаты).
Наиболее распространенные меры нетарифного регулирования классификационная схема ГАТТ объединяет в пять групп.[1]
1. Количественные ограничения и сходные административные меры: импортные квоты, экспортные ограничения, лицензирование, добровольные ограничения экспорта, валютные ограничения и другие меры валютного и финансового контроля, запреты, внутренние требования об обязательном использовании при производстве готовой продукции.
2. Меры финансового характера: предварительные импортные депозиты, скользящие налоги, дополнительные таможенные сборы, антидемпинговые и компенсационные пошлины, пограничное налогообложение.
3. Ограничительная практика правительственных органов:субсидии и другие дотации экспортерам или импортозамещающим отраслям, предпочтительная (для национальных предприятий) система размещения государственных заказов, транспортные мероприятия, дискриминирующие иностранные грузы и предприятия, региональная политика развития, устанавливающая льготы отдельным регионам (по экспорту и импорту), научно-исследовательская и конструкторская деятельность, пользующаяся льготным государственным финансированием, дискриминационная политика в отношении иностранных инвестиций, связанных с внешней торговлей, а также дискриминационная налоговая, финансовая, валютная политика, практика и политика регулирования платежных балансов и валютных курсов, создающая преимущества для отдельных потоков торговли или тормозящая их.
4. Таможенные процедуры и формальности в том случае, когда они превышают нормальные и общепринятые нормы, что превращает их в дополнительный барьер в торговле: в частности, усложненная процедура таможенной оценки, нечеткая система таможенной классификации, когда они задерживают таможенное оформление или дают возможность толковать и применять их произвольно. Это же касается завышенных и произвольных требований к документам, необходимым для таможенного оформления, особенно когда экспортеры и импортеры не могут использовать независимую судебную защиту (или лишены ее) либо таможенные власти не несут достаточной судебной и финансовой ответственности за неправомерные действия. Пути устранения этой группы нетарифных барьеров подробно регламентированы в Конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция).
5. Технические барьеры в торговле: санитарно-ветеринарные нормы и стандарты в тех случаях, когда они затрудняют экспорт или импорт товаров или прямо дискриминируют иностранные товары; промышленные стандарты и требова<