Ответственность таможенного перевозчика

За неисполнение своих обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, таможенный перевозчик несет ответственность в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса.

27.Таможенная пошлина представляет собой вид государственных денежных сборов, взимаемых с импорта, экспорта и транзита товаров, торгово-промышленной прибыли, имущества, ценностей и иных предметов, пропускаемых через таможенную границу страны под контролем таможенных служб, а также с различных международных почтовых операций.

Импортная (ввозная) пошлина взимается таможенными органами страны ввоза с товаров иностранного производства на пограничных таможенных пунктах или при выпуске этих товаров с таможенных складов, расположенных внутри страны. Это наиболее распространенный вид пошлин, к тому же возникший раньше всех других таможенных пошлин. Данная таможенная пошлина взимается за ввоз для реализации товаров на таможенной территории государства или на единой таможенной территории государств (например, единой таможенной территории таможенного союза). В случае взимания ввозных таможенных пошлин не с товаров, а с иных предметов они регламентируются таможенным законодательством страны-получателя.

Экспортная (вывозная) пошлина взимается таможенными органами государства с товаров национального производства либо в целях монополии на производство или сбыт какого-либо товара, либо в целях сохранения национальных ресурсов, с тем чтобы сократить их вывоз до определенного предела. Однако взимание экспортных таможенных пошлин повышает цену экспортируемых товаров, понижает конкурентоспособность облагаемых ими товаров на международном рынке. Поэтому ряд стран, ранее взимавших такой вид пошлин, в настоящее время отказались от них.

Транзитная пошлина взимается за провоз товаров иностранного производства через таможенную территорию страны. Таможенные тарифы большинства государств не предусматривают взимание ни вывозных, ни транзитных таможенных пошлин.

В прошлом таможенная пошлина применялась, как правило, в фискальных целях, как источник доходов для государственной казны. В настоящее время она используется также как инструмент таможенной политики государства и в таком качестве может служить решению многих задач. В частности – протекционистской (защите национального производства от притока в страну иностранных товаров), статистической (учету внешнеторгового оборота), уравнительной (выравниванию цен на импортные товары и товары местного производства), преференциальной (стимулированию импорта товаров из определенных стран и регионов) и др.

Современные таможенные пошлины выполняют фискальную, протекционистскую и регулирующую функции.

Фискальную функцию ввозные таможенные пошлины выполняют, формируя доходы государства. В чистом виде фискальный характер пошлины обнаруживается при обложении ввозимых потребительских товаров, которые на данной таможенной территории не производятся (например, апельсины, кофе, вина и др.). Как правило, их ставки довольно низкие.

Определение функции таможенной пошлины как протекционистской или как регулирующей возможно лишь на основе разницы между мировыми и национальными ценами, или в соответствии с этими разницами. Так, ввозные пошлины могут быть установлены выше разниц между национальными и мировыми ценами. В этом случае пошлины будут выполнять протекционистскую функцию и ограничивать допуск на отечественный рынок импортных товаров, а при высоком уровне пошлинного барьера – практически запрещать этот ввоз. Если пошлина соответствует разнице в ценах, то такая пошлина способна выполнять регулирующую функцию. Иначе говоря, если на различные товары установлены одинаковые по размерам ввозные пошлины, то это не означает, что все они выполняют одну и ту же функцию. Более того, если на данный товар в ряде стран ввозная пошлина установлена на едином уровне, то в одних странах эта пошлина может выполнять протекционистскую функцию, а в других – регулирующую.

Уровень ввозных пошлин, как правило, выше в тех странах, в которых экономика менее конкурентоспособна, национальные издержки производства относительно выше, а качество ниже мирового уровня. В развивающихся странах на промышленные товары применяются более высокие импортные пошлины, чем в экономически развитых странах. Высокие ввозные пошлины защищают промышленность развивающихся стран от конкуренции экономически развитых стран. В соответствии с принципами Заключительного акта Первой конференции ЮНКТАД право на взимание протекционистских пошлин было предоставлено лишь развивающимся странам.

С развитием международных экономических отношений приобрели значение особые виды пошлин – специальная, антидемпинговая, компенсационная, а также сезонная.

Специальная пошлина взимается в качестве защитной меры, если товар ввозится на таможенную территорию того или иного государства в таких количествах или на таких условиях, которые наносят или угрожают нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров. Она взимается как мера предупреждения в отношении участников внешнеэкономических связей, нарушающих общегосударственные интересы в этой области, а также как мера пресечения недобросовестной конкуренции в случаях, указанных в национальном таможенном законодательстве. Ставка специальной таможенной пошлины устанавливается в каждом отдельном случае.

Антидемпинговая и компенсационная пошлины предназначены для компенсации несправедливо полученных конкурентных преимуществ либо за счет продажи товара по заниженным ценам (демпинг), либо за счет субсидий государства (компенсация).

Для введения антидемпинговых пошлин необходимо выполнение следующих условий:

– наличие демпинговой разницы (демпинговой маржи), то есть разницы между нормальной ценой и ценой, по которой экспортируется товар;

– наличие фактически доказанного материального ущерба или угрозы материального ущерба отрасли хозяйства государства-импортера;

– существование причинно-следственной связи между фактом продажи по демпинговым ценам и ущербом.

Антидемпинговые меры вводятся только после проведения открытого расследования, в котором принимают участие все заинтересованные стороны. Расследование начинается при условии предоставления достаточных доказательств демпинга, ущерба и причинно-следственной связи между ними. Расследование не возбуждается, если на долю отечественных производителей, высказывающихся в поддержку обращения, приходится менее 25 % от всего объема производства аналогичного товара, произведенного отечественной отраслью, в случае размера демпинговой разницы менее 2 % или доли рынка демпингового товара менее 3 %.

Срок действия временных антидемпинговых мер составляет не более девяти месяцев, окончательных – не более пяти лет. В ходе расследования экспортеру может быть предложено принять на себя обязательство о пересмотре цены в сторону повышения или прекратить экспорт в данную страну по демпинговым ценам. Срок проведения антидемпингового расследования составляет не более одного года , в особых случаях он может быть продлен до 18 месяцев.

Таким образом, важно подчеркнуть, что сам по себе демпинг не запрещен и не вызывает автоматически введение соответствующих мер защиты рынка страны-импортера. Правила ГАТТ / ВТО разрешают принимать антидемпинговые меры только в случае, если расследование, специально проведенное на основании жалобы отрасли промышленности компетентными властями страны-импортера, свидетельствует, что демпинг наносит или угрожает нанести материальный ущерб конкурирующей национальной отрасли промышленности или ведет к замедлению ее становления. Антидемпинговые меры являются достаточно сильным экономическим инструментом, применяемым импортирующей страной против нежелательного, с ее точки зрения, импорта. Для экспортера фактически закрывается доступ на рынок данной страны.

Компенсационная пошлина вводится для нейтрализации конкурентных преимуществ импорта, полученных путем экспортного субсидирования.Порядок ее введения и срок взимания аналогичны порядку введения и сроку взимания антидемпинговой пошлины. Применение компенсационных пошлин схоже с применением антидемпинговых. В то же время основанием компенсационных мер является определенная форма безвозмездного финансирования государством предприятий в целях покрытия разницы между внутренними и внешними ценами на экспортируемый товар – экспортное субсидирование, так как это, с точки зрения предприятия, позволяет повысить конкурентоспособность и добиться проникновения товара на труднодоступные внешние рынки. Относительно недавно компенсационные пошлины применялись в мировой практике к любому импортному товару, субсидируемому за рубежом. В настоящее время введение компенсационных пошлин допускается только в том случае, если импорт субсидированных товаров приводит к значительным материальным потерям в национальной промышленности.

Сезонная пошлинавзимается с ввоза или вывоза отдельных товаров и предметов в течение определенного периода (обычно он не превышает шести месяцев). Этот вид таможенных пошлин обеспечивает оперативное регулирование ввоза и вывоза товаров и защиту внутреннего рынка государства в сезонный период, например во времяы сбора местного урожая. От других временных мер тарифного регулирования (особых пошлин) сезонные пошлины отличаются тем, что связаны с периодическими сезонными колебаниями конъюнктуры на соответствующих товарных рынках. Сезонные пошлины применяются в отношении сельскохозяйственной продукции и других товаров. Они связаны с так называемыми сезонными ценами, под которыми понимаются закупочные и розничные цены, циклически меняющиеся по временам года. Сезонная дифференциация цен осуществляется с учетом различий в издержках производства, соотношения спроса и предложения на такие товары. На ранние сорта картофеля, овощей, фруктов и т. д. устанавливаются повышенные закупочные цены, обеспечивающие возмещение дополнительных затрат сельскохозяйственных производителей, связанных с производством продукции при неблагоприятных климатических условиях или ее длительным хранением. В зависимости от сезона проводится изменение розничных цен с целью улучшения организации розничного товарооборота на протяжении всего года и увеличения емкости рынка.

В практике международных таможенных отношений встречаются самые разнообразные виды таможенных пошлин: кумулятивные, карательные, запретительные, наступательные, охранительные, лесные, покровительственные, уравнительныеи другие, но они не получили большого распространения.

Детализированное название товаров, облагаемых ввозной, вывозной или транзитной таможенной пошлиной, с указанием способа обложения, ставки пошлины, а также коэффициента надбавок (скидок) и наименование товаров, запрещенных к ввозу, вывозу или транзиту, содержит таможенный тариф государства.

28.Систематизация ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа) в различных странах не одинакова. Первоначально ставки таможенного тарифа в некоторых странах систематизировались по наименованию товаров в алфавитном порядке. В дальнейшем страны отказались от такого принципа систематизации и стали применять порядок группировки, при котором товары объединялись либо по признаку происхождения (продукты животного, растительного происхождения, минералы), либо по степени обработки (сырье, полуфабрикаты, готовые изделия). Однако единообразия в современных таможенных тарифах пока еще нет. Они отличаются друг от друга как числом облагаемых товаров, детализацией товарных позиций, так и способом взимания пошлин.

В соответствии со ст. 2 Закона под таможенным тарифом понимается свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Беларусь, систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности СНГ.

Подчеркнем тот факт, что таможенный тариф содержит не таможенные пошлины, а их ставки. В Республике Беларусь применяются следующие виды ставок таможенных пошлин: адвалорная, специфическая и комбинированная (см. табл. 1, где приведены виды ставок в порядке, соответствующем нашему перечислению).

Адвалорная ставка начисляется в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров. В связи с использованием этого вида ставки большое значение и влияние на регулирование доступа товаров на внутренний рынок приобрела методика определения таможенной стоимости товаров (то есть стоимости, относительно которой исчисляется абсолютное денежное выражение пошлины). Применение адвалорной ставки способствует увеличению таможенных сборов при повышении мировых цен на высокотехнологичную, с большой степенью обработки продукцию.

Специфическая ставка начисляется в установленном размере за единицу измерения облагаемых товаров. Ее принципиальное отличие от адвалорной ставки состоит в неизменном характере поведения при изменении цен на мировых рынках – уровень специфической ставки прямо не зависит от мировой рыночной конъюнктуры.

Комбинированная ставка сочетает оба названных вида таможенного обложения.

При ввозе товаров, происходящих из государств, в торгово-экономических отношениях с которыми Республика Беларусь в торгово-политическом отношении предоставляет режим наибольшего благоприятствования, применяются базовые ставки таможенных пошлин. Для товаров, происходящих из стран, относящихся к развивающимся странам, действуют преференциальные ставки, в настоящее время определенные в размере 75 % от величины базовых ставок. К товарам, имеющим происхождение из наименее развитых стран, применяются нулевые ставки таможенных пошлин.

В соответствии с Соглашением о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года (с учетом изменений и дополнений, внесенных Протоколом от 2 апреля 1999 года) товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь и происходящие из Российской Федерации, Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Грузия, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, а также Украины, таможенной пошлиной не облагаются, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь. Товары, происходящие из стран, в торгово-экономических отношениях с которыми не предусмотрен режим наибольшего благоприятствования, либо страна происхождения которых не установлена, облагаются таможенными пошлинами по утвержденным таможенным тарифом Республики Беларусь ставкам таможенных пошлин на ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь товары, увеличенным в два раза.

29.

Статья 5 Закона гласит, что это стоимость товара, которая определяется в соответствии с указанным Законом и используется в следующих целях:

1) для обложения товара пошлиной;

2) внешнеэкономической и таможенной статистики;

3) применения иных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним, в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Таким образом, таможенную стоимость можно определить как стоимость товара, определяемую в соответствии с установленными правилами и используемую в качестве основы для обложения товара таможенными платежами, исчисляемыми по адвалорному принципу.

Законодательство Республики Беларусь, в отличие от международной системы таможенной оценки товаров, предлагает определять таможенную стоимость как для импортируемых, так и для экспортируемых товаров.

Для определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь используется следующие методы:

1) по цене сделки с ввозимыми товарами;

2) по цене сделки с идентичными товарами;

3) по цене сделки с однородными товарами;

4) на основе вычитания стоимости;

5) на основе сложения стоимости;

6) резервный метод.

При этом основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами, то есть по цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввезенный товар. В том случае, если основной метод не может быть использован, применяются последовательно каждый из вышеперечисленных. При этом каждый последующий применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Методы вычитания и сложения могут применяться в любой последовательности.

Наши рекомендации