Проблема существования догосударственного права.
Сущ.различные подходы к реш. проблемы догосуд.права.
Позитивисты связ. происхожд. права и только с возник. гос-ва. Сторонники концепций «позитивного права»: «пп» регулир. отношения в низших культурах, оно содерж. только некоторые зачатки права, сущ. в ф-ме обычая, обеспечивается авторитетом публ. власти, а не гос-вом.Сущ. догосуд. права характерно и для непозитив. концеп. права (ест.-пр., социол,психол.). Тенденции отрицания сущ. догосуд.права доминир. в рос. и бел. постсовет. юр.науке.
9. Социологическая школа права (амер. - У.Холмс, Дж.Фрэнк, рос. – С.А.Муромцев, Н.М.Конкунов, европ. – Е.Эрмих, М.Вебер, Э.Дюркгейм) (США, Австралия, Великобритания, Канада):
- право следует искать не в нормах, а в жизни,
- право творят судьи в процессе решения конкретных дел, суды решают дела на основании прецедента других судов, особенно вышестоящих,
- существует «живое право» и «мертвый закон»,
- особенность: признает права человека, не зафиксированные в законе, именно их защищает суд,
- естественные права не требуют никакой фиксации,
- нельзя издавать законы без учета социальной психологии.
Различают консервативный (общественная жизнь в период «застоя» консервативный подход оправдывал теневые отношения во всех их разновидностях, придавая им характер правовых) и прогрессивный (право не успевает за жизнью, поэтому при расхождении побеждает жизнь) социологические подходы к праву.
10. Психологическая теория права отделилась от социологического направления в конце 19 – нач. 20 вв. Причина – развитие психологии как науки. (Л.И.Петражицкий, З.Фрейд)
- право представляет собой продукт психических переживаний людей. Общественные переживания проявляются в позитивном праве, содержащемся в нормативных актах, а индивидуальные переживания проявляются в автономном или субъективном праве,
- нельзя издавать законы без учета социальной психологии и применять их без учета психологического мира индивида.
Этическое понятие права:
- различает право и закон по содержанию, причем «право» объясняется через понятие «справедливость» (объяснение сущности права через понятие справедливость характерно со времен греческой и римской античности. Аристотель связывал эти понятия воедино и объяснял, что справедливым является то, что делается по праву. Различал распределяющую и уравнивающую справедливость. Распределяющая означает принцип деления общих благ пропорционально вкладу того или иного члена сообщества в общее дело (кто затратил больше труда – тому и больше денег). Уравнивающая требует равенства при обмене социальными благами между отдельными лицами (все равны в конкурсе, в очереди, возмещение ущерба соразмерно причиненному ущербу),
- справедливость есть соразмерность, эквивалентность в отношениях социального обмена,
- признает естественное право, более того, законы могут быть и несправедливыми, естественное право всегда справедливо, но не имеет силы закона, поэтому задача юристов в том, чтобы воплощать естественное право, справедливость в позитивном праве.
Юридическое понятие права (либертарное, естественно-правовое):
- право – нормы и требования свободы людей. Иметь право на что-то, значит обладать свободой, быть свободным в совершении каких-либо действий и поступков,
- право должно закрепляться в законе и гарантироваться гос-вом. Правовые нормы, содержащие требования свободы, обязательны для всех, и поэтому они должны быть зафиксированы в форме законов и других властных актов. Сущность права –это свобода, а не насилие. Принуждение необходимо для защиты права от нарушений, а не для подавления свободы. Значит, право имеет приоритет перед законом, а закон называют правом, потому что он содержит правовые предписания. Поэтому нужно различать правовые и неправовые законы,
- права человека составляют основу права,
- гос-во – особая орг-ция власти в обществе, которая соблюдает, защищает свободу,
- право – нормы и полномочия выражающие и обеспечивающие свободу индивидов в их отношениях друг с другом и с гос-ной властью.
Философское правопонимание:
- высшим началом, независимым от гос-ва является наличие принципов высшего разума, справедливости, объективного порядка ценностей, мудростей Бога, действующих напрямую и обязательных для законодателя,
- теологическое и др. начала более всего воплотились в естественно-правовой школе,
- сущ-ет идеально правовое начало – естественные права человека,
- закон должен содержать справедливость и права человека,
- еще римляне различали естественное право и закон.