Типология современного правопонимания. Проблема совместимости различных подходов к праву.

Методология ОТП.

Методология (греч. образ действия, подход, способ и слово, смысл) – учение о познавательных процедурах и их результатах.

Методология ОТП – принципы, основные подходы, способы, средства познания права, учение о методах, с помощью которых познается истина в праве.

Методика и методы исследования:

- всеобщий философский,

- общие методы (анализ, синтез, дедукция, абстрагирование, системно-структурный подход),

- спец. методы (статистич., конкретно-социолог., психологический, математический),

- частные методы (методы толкования, сравнительно-правовой).

Наиболее общие методы познания права. К ним относят:

- анализ (условное разделение сложного государственно-правого явления на отдельные части);

- синтез (изучение явления путем условного объединения его составных частей);

- диалектический; -метафизический, - формационный, - дедукцию,- нормативный и др.

Частнонаучные методы — это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией права научных достижений технических, естественных и гуманитарных наук. К ним относят:

- исторический,- историко-политический,- генетический,- сравнительный,

- конкретно-социологический (позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере);

- статистический (позволяет получить количественные показатели того или иного государственно-правового явления);

- кибернетический (позволяет с помощью системы понятий, законов и техн. средств кибернетики познать государственно правовые явления) и др.

Среди частнонауч. следует выделить 2 метода, кот. относятся к сугубо юридическим:

- формально-юридический (изучает структуру НПА, правовых норм, источники);

- формально-логический (изучает коллизии норм, иерархию НПА, пробелы, систематизацию).

Типология современного правопонимания. Проблема совместимости различных подходов к праву.

Типология любых объектов – способ их группировки с целью сравнительного познания исследуемого содержания.

Типы: позитивистский (право- совокупн. уорм, устан. гос-вом), естественно-правовой (право дано извне), социологический (право – реальные соц.отношения, субъкты кот.облад. взаим.правами и обязан.), психологический (право- психическое явление, выраж. эмоцион. отношение к реализации принципа справедливости), интегративный (попытка объедин всех типов).

Типология права осуществляется вместе с государством на основе марксистского учения о классовых общественно-экономических формациях. Под историческим типом права понимается совокупность наиболее существенных признаков, черт, характеризующих правовые системы определенной общественно-экономической формации или этапа развития человеческой цивилизации. При любом подходе к типологии права определяющим фактором является характер общественного производства и уровень социальной свободы. Древнее право отражало рабовладельческие отношения, средневековое право – феодальные, а современное право – рыночные.

Понятие и классификация источников права.

Юридическими источниками права являются официальные формы признания, закрепления, изменения (вплоть до отмены) правовых норм, действующих в конкретном гос-ве.

Принято выделять источники права:

- в материальном смысле (развивающиеся общественные отношения: способ производства, материальные условия жизни общества, система экономико-хозяйственных связей, формы собственности),

- с идеальном смысле (различные правовые учения, правосознание),

- в юридическом смысле (способы официального выражения, закрепления правовых норм, придания им общеобязательной юридической силы).

В мире сущ-ют следующие источники права:

- правовой обычай (РБ),

- НПА (РБ),

- судебный прецедент,

- нормативный договор (РБ),

- общие принципы права,

- идеи и доктрины,

- религиозные тексты.

Источники права связаны с деятельностью гос-ва:

- деятельность по разработке и изданию юридических норм (правотворчество),

- деятельность по приданию юридической силы иным социальным нормам, например обычаям (их санкционирование).

Понятие и классификация функций права.

Основные понятия сравнительного правоведения и критерии классификации правовых систем.

Правовая система – совокупность всех правовых элементов в обществе. В отличие от системы права, которая состоит из норм права, институтов права, отраслей и подотраслей права правовая система шире и включает в себя практику правотворчества, систематизацию законодательства, правоприменения, провоотношения, правосознание, юридическую науку, правовую культуру.

Правовая система – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих юридических средств, обеспечивающих правовое регулирование общественных отношений и выражающих качественное состояние правовой организации того или иного общества. Есть ученые, которые объединяют понятия, но они выделяют уровни правовых систем:

- национальная система права,- международная (правовая семья),- глобальная международная правовая система.

Правовые системы формируются под воздействием факторов:- экономический строй,

- политическая система,- господствующая идеология,- религиозные убеждения,

- юридическая наука,- правовая культура и др.

Правовая семья – относительно обособленное единство правовых систем отдельных гос-тв, которые имеют признаки обусловленные сходством исторического развития.

Признаки:- общность генезиса (происхождения), - общность источников права,

- общность принципов права,- общность терминологии и систематизации.

По Р.Давиду:- романно-германская,- англосаксонская,- социалистическая,- религиозная- традиционная.

По Цвайгеру:- романские,- германские,- скандинавские,- англосаксонские,- социалистические,- индусское,- право ислама.

По Сайду:- романно-германская,- скандинавская,- латино-американская,- мусульманская,

- индусское,- обычное,- дальневосточная правовая семья.

Классификация норм права.

Классификация норм права имеет цели:

- выявить регулятивные свойства,

- определить место в механизме правового регулирования,

- установить системные свойства норм, их взаимосвязь.

Нормы права классифицируются:

1) по роли в регулировании общественных отношений:

- типичные (содержат правила поведения и регулируют поведение людей и общественные отношения непосредственно),

- нетипичные (принимаются с целью устранения коллизий и разрешают противоречия между юридическими нормами: ст.137 Конституции РБ «В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция»).

2) по видам общественных отношений (отраслям):

- конституц. право,- трудовое право,- гражданское право,- уголовное,- семейное и др.

3) в зависимости от функциональных особенностей отрасли права:

- нормы материального права (закрепляют права и обязанности субъектов права),

- нормы процессуального права (регулируют порядок рассмотрения различных юридических дел, защиты прав и обязанностей).

4) по юридической силе:

- нормы закона,- нормы подзаконных актов.

5) в зависимости от целевого назначения:

- регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений),- охранительные (регулируют общественные отношения, связанные с юридической ответственностью и применением мер гос-ного принуждения).

6) по характеру предписания:

- обязывающие - устанавливают конкретные обязанности субъекта (Ст.580 ГК РБ обязывает письменно заключать договора аренды),

- управомочивающие – предписывают нормы, которыми предоставляется право (ст.282 ГК РБ: собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения). Нередко норма права, являясь управомочивающей для одних субъектов, может быть обязывающей для других,

- запрещающие – устанавливают обязанность субъектов воздерживаться от определенных действий (ст.218 УК РБ запрещает умышленное уничтожение либо повреждение чужого имущества, влекущее причинение значительного ущерба, и устанавливает уголовную ответственность за совершение этого деяния),

- поощрительные – устанавливаются меры поощрения за совершения действий, полезных для общества.

7) по способу установления правил поведения:

- императивные – категоричные предписания, которые не могут быть реализованы как-то иначе (ст.276 ТК РБ запрещает привлечение работников моложе 18 лет к ночным и сверхурочным работам, работам в гос-ные праздники и праздничные дни, в выходные дни). Импер. Явл. нормы трудового, уголовного, административного права,

- диспозитивные – допускаю выбор установленных правил поведения. Формулируется: «при отсутствии иного соглашения», «если иное не установлено в договоре» и др. (ст.581 ГК РБ: «Договор аренды заключается на срок, определенный договором. Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок),

- рекомендательные – носят хар-тер советов компетентных органов о путях решения вопросов.

8) по времени действия:

- постоянные – действ. до их отмены,- временные – в пределах определ. промеж. Врем.

9) по кругу лиц:

- общие – распространяются на всех лиц независимо от из профессиональной деятельности, проживающих в пределах данной местности (содержатся в законах о гражданстве, о выборах),

- специальные – действуют в отношении определенной категории лиц (студентов, военнослужащих, пенсионеров и др.). Ст.114 ТК РБ устанавливает сокращенную рабочую неделю для отдельных категорий работников.

10) по месту действия:

- нормы, действующие на всех территории гос-ва,- нормы, действующие на определенной его территории,- нормы, действующие на определенном предприятии (локальные).

11) по способу изложения:

- определенные – непосредственно описывают правило поведения в статье, в которой оно излагается

- отсылочные – имеют ссылку на правило поведения, содержащееся в конкретных статьях данного НПА (ст.176 ГК РБ предусматривает недействительность сделки, совершенной несовершеннолетним от 14 до 18 лет и указывается, что в случае признания сделки недействительной применяются последствия, предусмотренные частями 2 и 3 п.1 ст.172 этого же Кодекса,

- бланкетные – делают отсылку на недостающие элементы содержащиеся в другом НПА (ст.317 УГ РБ устанавливает уголовную ответственность за нарушение ПДД, хотя эти правила в статье не излагаются).

12) по функциональной роли в правовом регулировании:

- исходные правовые нормы – не регулируют общественные отношения, а создают базу для их регулирования,- правила поведения – типичные нормы, непосредственно регулирующие общественные поведения.

Классификация НПА.

Виды НПА по юридической силе:

- законы (законодательный акт с высшей юридической силой: Законы (Кодексы), декреты, указы и директивы Президента нормативного хар-ра). Высшая юридическая сила закона это верховенство закона: все остальные НПА должны им соответствовать, законы не подлежат утверждению каким-либо другим органом, никто не вправе отменить закон, кроме органа, который его принял, законы всегда нормативны. Виды законов: - конституция, конституционные законы (О внесении изменений…, толкование конституции); - программные (развитие села, военная доктрина); - органические (у нас не признаются); - обычные (кодексы в том числе, те законы, которые не попадают под другие виды); - постоянные, временные, чрезвычайные; - общего и специального действия.

- подзаконные акты (инструкция, устав, положение, приказ, правила, регламент, решение),

- с заранее установленной юридической силой (Правила дорожного движения) и нет (Уставы, Положения),

- оспоримые (подлежат обязательному исполнению, но могут быть оспорены (жалоба или протест) заинтересованными органами и лицами: Президент может контролировать Акты исполкомов),

- ничтожные (в силу явной противозаконности не порождают правовых последствий с момента их возникновения и не исполняются. Их исполнение наказуемо.

Виды НПА по правовым последствиям:

- основные (законы),

- вспомогательные (подзаконны) не изменяют нормы права. Расширяют ее сферу действия или содержат поручения нижестоящим органам на издание соответствующих нормативных актов.

Виды НПА по издающим органам:

- Президент: декреты (чрезвычайные и делегированные), указы, директивы,

- Палаты парламента: постановления,

- Министры: приказы, распоряжения,

- Пленумы судов: постановления,

- Генеральный прокурор: акты и т.д.

Ненормативный указ Президента:

- о награждении,

- об отмене акта исполкома,

- о назначении на должность.

Виды НПА:

- по сроку: бессрочные, временные и срочные,

- внешнего и внутреннего действия,

- общегосударственный (в масштабе всей страны), региональный (в административно-территориальной единице или нескольких), локальный (в рамках предприятия или организации),

- по предмету: налоговые, земельные, комплексные и др.,

- по отраслям права.

Действие НПА по кругу лиц.

Действие НПА по кругу лиц означает их применимость к определенным категориям субъектов права:

- граждане данного гос-ва,- лица с двойным гражданством,- граждане иностранных гос-тв,

- лица без гражданства,- все организации, функционирующие на территории гос-ва.

Особенности:

- нек. НПА действуют на граждан данного гос-ва независимо от места их нахождения,

- нек. НПА не всегда действуют на всех лиц, наход. на территории гос-ва (ст.64 Конституции РБ в выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными; лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы или содержатся под стражей),

- нек. НПА действуют на определ.категории лиц, организ., органов (Закон РБ «О милиции»),

- иностранцы и лица без гражданства не могут исполнять обязанности по несению воинской службы, не могут состоять на службе в органах внутренних дел, занимать ряд госдолжностей, не могут участвовать в формировании выборных госорганов, избирать и быть избранными в эти органы, быть участниками референдумов.

В соответствии с междунар. соглашениями главы гос-тв и правительств, сотрудники дипломатических представительств иностранных гос-тв (послы, посланники, поверенные в делах, советники, военные атташе и др.) и члены их семей пользуются правом экстерриториальности, т.е. наделены диплом. иммунитетом. Они польз. личной неприкосновенностью и не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было сфере.

Дипломаты пользуются иммунитетом от гражданской юрисдикции, кроме:

- вещных исков по частн. недвиж. имуществу на террит. гос-ва пребывания, если только дипломат не владеет им от имени аккредитующего гос-ва для целей представительства,

- исков по наследованию, если дипломат выступает как исполнитель завещания, попечитель над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего гос-ва,

- исков по любой профес.или коммерч.деят., осуществл. дипломатом в гос-ве пребывания за пределами своих официальных функций.Дипломаты обязаны уважать законы гос-ва пребывания и не вмешиваться в его внутренние дела.

50. Проблема определения понятия правотворчества.

Нормотворчество - более широкое понятие, чем правотворчество, т.к. это процесс формирования норм в обществе, а также процесс создания норм права (правотв.).

Прав-во в позитивизме – создание НПА гос-вом.

Прав-во в непозитивизме – деятельность всех субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией по созданию НПА.

Прав-во – установленная гос-вом деятельность не только по созданию, изменению или отмене правовых норм, но и закрепление в законодат. уже сложившихся норм права.

Стадии формирования права по Дробязко:

- правообразование – объективный процесс создания права в обществе формируется снизу вверх, т.е. от жизни. - правотворчество,- правоустановление – направление госдеятельности, которое связано с офиц. закреплением норм права всех источников позитивного права.

Правоустановление включает:

- систематизация НПА,- санкционирование норм обычаев,- подзаконотворчество и законодательный процесс.

Субъекты правоустановления:

- народ в лице избирателя для референдума,- парламент,- глава гос-ва,- правительство,

- министерства,- судебные органы,- госкомитеты,

- местные исполнительные и распорядительные органы, которым делегировано право.

Субъекты правотворчества:

- официальные и полуофициальные,- юридические,- научные,- политические,

- общественные объединения,- граждане.

Прежде чем субъект прав-ва примет НПА, в обществе должна возникнуть идея о необходимости правового урегулирования данной сферы жизни, т.к. право выражает интересы гражданского общества.

На процесс формирования права оказывает:

- характер власти в стране,

- уровень общественного правосознания и правовой культуры.

Прав-во характерно для романно-германской системы права (НПА главный источник права) и ограниченно для англосаксонской.

Содержание и форма правоотношения.

Предполаг. различать юр. и фактическое (материальное) содержание правоотношения.

Под юр. содержанием понимаются возможность определенных действий управомоченного (лицо, обладающее правами в правоотношении) и необходимость действий обязанного (лицо, несущее обязанности) лица, т.е. субъективные права и обязанности).

Под фактическим содержанием понимаются сами действия, посредством которых реализуются субъективные права и обязанности сторон.

Субъективное право и юридическая обязанность образуют юридическую связь.

Существует 2 типа юридических связей:

- абсолютные, в которых поименно определена только одна сторона правоотношения – управомоченный, а обязанными являются каждый, чья обязанность в воздержании от нарушения субъективного права (право собственности, авторское право),

- относительные, в кот. поименно указ. все участники (к.-прод., алим., уплата налогов).

Субъективное право – мера возможного поведения управомоченного, обеспеченная юр. обязанностью. Этим правом можно воспользоваться, но можно и отказаться (при договоре дарения одариваемый может принять дар и отказаться от него). Осуществл. в интересах самого управомоченного (покупка, получение образования). Субъективное право всегда обеспечив. обязанностью других лиц (продавец, врач, учитель).

Субъективное право включает в себя:

- право на собственное фактическое действие, направленное на использование полезных свойств объекта права (носить собственную вещь, жить в собственном доме),

- право на юридические действия (право собственную вещь заложить, продать),

- право на чужие действия, т.е. требовать от другой стороны исполнения ее обязанностей (возврат долга),

- право притязания, т.е. возможность привести в действие госаппарат принуждения против обязанного лица (судебное преслед. по возврату долга, восстановл. на работе).

Юр. обязанность – мера необходимого, должного поведения обязанного. Указывает на точное поведение (размер алиментов, налогов, сроки уплаты). От нее нельзя отказаться. Выполняется в интересах управомоченного и обеспечивается гос-ным принуждением.

Юридическая обязанность имеет 3 формы:

- пассивное поведение в виде воздержания от запрещенных действий,

- активное поведение в виде совершения конкретных действий,

- претерпевание ограничений в правах личного, имущественного или организационного характера (меры юридической ответственности).

Субъективное право и юридическая обязанность неразрывно связаны.

Если исходить из того, что субъективные права и обязанности составляют юридическую форму правоотношения, а реальное поведение сторон – его содержание, то возможны противоречия между субъективными правами и обязанностями участников правоотношения и их фактическим поведением. Следовательно могут быть фиктивные правоотношения (фиктивные браки, договоры дарения и др.)

Дисциплинарная ответственность: понятие, место в системе юридической ответственности, виды, санкции.

Дисциплинарная ответственность – наложение на основании дисциплинарных норм права норм дисциплинарных взысканий.

Нормы содержатся в:

- правилах внутреннего трудового распорядка,- уставах,- положениях.

Виды дисциплинарной ответственности:

- в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка,- в порядке подчиненности,- в соответствии с дисциплинарными уставами и положениями.

Ответственность за нарушение трудовой, служебной, воинской, учебной дисциплины. Рассматр. вне суда администрацией предприятия, учреждения, организации или специально образованными органами (квалификационными коллегиями в отношении судей).

До наложения взыскания от нарушителя должны быть истребованы объяснения по поводу совершенного проступка.

Меры воздействия:

- замечание,- выговор,- увольнение с работы,- отчисление из учебного заведения и др.

Назначаются не позднее 1 месяца со дня обнаружения проступка и не позднее 6 месяцев со дня его совершения. Срок действия 1 год, после чего работник или иной субъект дисциплинарной ответственности считается не подвергавшимся такому взысканию. Обжаловать можно в административном порядке, чаще в суде.

Методология ОТП.

Методология (греч. образ действия, подход, способ и слово, смысл) – учение о познавательных процедурах и их результатах.

Методология ОТП – принципы, основные подходы, способы, средства познания права, учение о методах, с помощью которых познается истина в праве.

Методика и методы исследования:

- всеобщий философский,

- общие методы (анализ, синтез, дедукция, абстрагирование, системно-структурный подход),

- спец. методы (статистич., конкретно-социолог., психологический, математический),

- частные методы (методы толкования, сравнительно-правовой).

Наиболее общие методы познания права. К ним относят:

- анализ (условное разделение сложного государственно-правого явления на отдельные части);

- синтез (изучение явления путем условного объединения его составных частей);

- диалектический; -метафизический, - формационный, - дедукцию,- нормативный и др.

Частнонаучные методы — это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией права научных достижений технических, естественных и гуманитарных наук. К ним относят:

- исторический,- историко-политический,- генетический,- сравнительный,

- конкретно-социологический (позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере);

- статистический (позволяет получить количественные показатели того или иного государственно-правового явления);

- кибернетический (позволяет с помощью системы понятий, законов и техн. средств кибернетики познать государственно правовые явления) и др.

Среди частнонауч. следует выделить 2 метода, кот. относятся к сугубо юридическим:

- формально-юридический (изучает структуру НПА, правовых норм, источники);

- формально-логический (изучает коллизии норм, иерархию НПА, пробелы, систематизацию).

Типология современного правопонимания. Проблема совместимости различных подходов к праву.

Типология любых объектов – способ их группировки с целью сравнительного познания исследуемого содержания.

Типы: позитивистский (право- совокупн. уорм, устан. гос-вом), естественно-правовой (право дано извне), социологический (право – реальные соц.отношения, субъкты кот.облад. взаим.правами и обязан.), психологический (право- психическое явление, выраж. эмоцион. отношение к реализации принципа справедливости), интегративный (попытка объедин всех типов).

Типология права осуществляется вместе с государством на основе марксистского учения о классовых общественно-экономических формациях. Под историческим типом права понимается совокупность наиболее существенных признаков, черт, характеризующих правовые системы определенной общественно-экономической формации или этапа развития человеческой цивилизации. При любом подходе к типологии права определяющим фактором является характер общественного производства и уровень социальной свободы. Древнее право отражало рабовладельческие отношения, средневековое право – феодальные, а современное право – рыночные.

Наши рекомендации