Тема 4. Административное право Республики Казахстан
Административное право- право управления. Исполнительная власть в РК. Правительство. Центральные и местные органы исполнительной власти. Премьер-Министр. Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях». Административный проступок. Состав административного проступка. Объект и субъект административного проступка. Административный проступок - противоправное, виновное деяние. Административная ответственность. Цели и задачи административной ответственности. Административное взыскание. Административный арест. Конфискация имущества. Состав административного проступка. Объект, субъект, объективная и субъективная стороны административного проступка. Исполнительная власть. Правительство Штраф.
Административное право, наряду с конституционным, гражданским, уголовным правом, относится к наиболее фундаментальным отраслям права. Все эти отрасли взаимосвязаны между собой. Вспомним хотя бы прошлую нашу тему «Конституционное право». Большое количество административно-правовых норм содержатся в самых разнообразных нормативно-правовых нормах: законы, постановления, указы Президента, постановления министерств, местных органов управления. Такие акты называются источниками административного права. Наиболее важныеиз них: Конституция РК.
Слово «администрация» на латинском языке означает управление. Поэтому административное право определяют как право управления или управленческое право. Административное право регулирует особую группу общественных отношений. Главная особенность этих отношений в том, что они возникают, развиваются, прекращаются в сфере государственного управления.
Значит: Административное право- это отрасль права,регулирующая общественные отношения, возникающие в сфере управления. Можно выделить следующие административно-правовые отношения:
а) отношения внутри аппарата управления (система органов исполнительной власти, компетенция органов, должностных лиц и государственных служащих, их взаимоотношения, формы и методы работы).
б) отношения между органами исполнительной власти и гражданами.
в) отношения между гражданами в сфере общественного порядка.
Субъектами административного права могут быть граждане, органы исполнительной власти, общественные и религиозные объединения, частные предприятия.
Административно-правовые нормы устанавливаются государством. Это не просто определенные правила поведения людей, а властные предписания. При этом нужно обратить внимание на важную особенность административно-правовых норм. Они содержат в себе юридические обязательные правила поведения, адресованные прежде всего субъектам исполнительной власти. Под административным правоотношениемпонимается урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение в котором стороны выступают, как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормой. По составу участников правоотношения могут быть внутри аппаратными и внеаппаратными. В 1 случае субъект (носитель административной власти, звено аппарата) вступает в отношения с другими звеньями аппарата (органами, служащими). Во 2 случае субъект взаимодействует £ гражданами, негосударственными организациями.
Любой гражданин в течении своей жизни вступает в административно – правовые отношения с административными, правоохранительными учреждениями и их должностными лицами.
Исполнительная власть.
Исполнительная власть представлена системой органов управления, к которым относится:
1. Правительство (осуществляет исполнительную власть, возглавляет систему исполнительных органов и руководит их деятельностью).
2. Министерства (осуществляет руководство соответствующей сферой государственного управления).
3. Государственные комитеты (проводит в соответствующей отрасли единую государственную политику).
4. Ведомства (осуществляют специально-исполнительные контрольно- надзорные функции).
Органы исполнительной власти осуществляют деятельность: исполнительную и распорядительную, Государственная служба характеризует исполнительную власть с внутренней стороны. Государственная служба - это профессиональная деятельность граждан в государственных органах, направленная на осуществление государственного управления. Государственная служба в РК осуществляется в соответствии с Законом «О государственной службе», вступившим в законную силу с 01.01.2000 г. Основными принципами государственной службы являются принципы законности, патриотизм, приоритет прав,- свобод и законных интересов граждан перед интересами государства, профессионализма. Государственным служащим признаётся гражданин РК, занимающий оплачиваемую из государственного бюджета должность в государственном органе, реализующий задачи и функции государства. Категории государственных служащих: 1) гос. служащие, занимающие политическую должность (заместители Президента, представители Правительства, гос. служащие, возглавляющие центральные исполнительные органы и ведомства, их заместители); 2) Административные государственные служащие. За ненадлежащее исполнение своих обязанностей на гос. служащих могут налагаться взыскания: замечания, выговор, строгий выговор, предупреждение и увольнение.
Административным правонарушениемпризнается посягающее на установленный порядок государственного управления или общественный порядок, государственную или частную собственность, права и свободы граждан, противоправное, виновное (умышленное, неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Признаки административного правонарушения:
1) противоправность, - запрещенная законодательством РК;
2) виновность - совершенное деяние, умышленное или неосторожное;
3) общественная вредность посягательство на общественный отношения;
4) административная ответственность - применение соответствующих административных взысканий.
Административной ответственности подлежатлица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-возраста. За совершение административного правонарушения могут применяться следующие виды взысканий: предупреждение, штрафы, возмездное изъятие предмета или конфискация, лишение специального права предоставленного гражданину (право управления транспортным средством, право охоты), административный арест (до 15 суток), лишение лицензии, патента на определенную деятельность.
Мелкое хулиганство- это нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, нарушение общественного порядка - влечет штраф от 20 до 100% расчетного показателя. А в случае, если по обстоятельствам с учетом личности нарушителя, применение этих мер будет признано недостаточным, то в качестве меры наказания может выступать -административный арест (15 суток).
Мелкое хищение чужого имущества(стоимость похищенного не превышает 10 кратного расчетного показателя) путем кражи, мошенничества, присвоения, растраты, злоупотребление служебным положением влечет штраф до 10-кратного размера расчетного показателя установленного законодательством. Административноезаконодательство выделяет 3 вида административного принуждения:
1) административно - предупредительные меры, применяемые с целью предупреждения правонарушений в случаях стихийных бедствий, несчастных случаев. К ним относятся: прекращение движения транспортом и пешеходов при угрозе; проверка документов, удостоверяющих личность, административное задержание;
2) административно - пресекаемые меры, которые применяются в случаях необходимости принудительного прекращения противоправных действий, и прекращения их вредных последствий. К таким мерам относятся: применение оружия, принудительное лечение лиц, страдающие опасными для окружающих заболеваниями.
Административно - восстановительные меры, как меры, административного принуждения применяются для восстановления прежнего положения вещей, возмещение причиненного ущерба. Это такие меры, как возмещение родителями ущерба причиненного их несовершеннолетним ребенком, самовольный снос возведенных строений и сооружений.