Становление и развитие адвокатуры. Понятие и принципы ее организации и деятельности

Право на квалифицированную юридическую помощь является неотъемлемым элементом правового статуса личности, которое гарантируется не только национальным, но и международным правом. Поэтому в стране должен быть надежный и эффективный механизм защиты прав и свобод человека. Защита прав личности в обществе обеспечивается не только государственными органами, но и общественными объединениями. Специальной общественной организацией, созданной и действующей для разносторонней за­щиты прав граждан юридическими средствами, является институт профессиональной защиты — адвокатура.

В зависимости от того, насколько высок статус адвоката и на­дежно защищен он законом, зависит уверенность любого члена общества в своем благополучии и в целом состояние правосудия в стране. Еще в начале двадцатого века выдающийся юрист И .Я. Фойницкий сказал: «Без адвоката немыслимо надлежащее отправ­ление правосудия». Это высказывание и в настоящее время не по­теряло своей актуальности.

Как известно, основополагающие права человека были зафик­сированы во Всеобщей Декларации прав человека, являющейся одним из важнейших документов, принятых международным со­обществом в числе первых актов, направленных на защиту прав граждан. Она послужила главным источником целого ряда конвен­ций, пактов, протоколов и иных документов, касающихся универ­сальных прав и свобод человека.

Если обратиться к международным документам, то согласно ст. 2 Международного Пакта о гражданских и политических пра­вах, принятого 16 декабря 1966 г., каждое участвующее в Пакте государство обязано:

1. обеспечить любому лицу, права и свободы которого, при­знаваемые в настоящем Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лица­ми, действовавшими в официальном качестве;

2. обеспечить, чтобы право на правовую защиту для любого лица, требующего такой защиты, устанавливалось компетентными судебными, административными или законодательными властя­ми или любым другим компетентным органом, предусмотренным правовой системой государства, и развивать возможности судеб­ной защиты;

3. обеспечить применение компетентными властями средств правовой защиты, когда они предоставляются.

Поскольку Республика Казахстан признает положение Всеоб­щей Декларации прав человека о том, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и естественных пра­вах, и законом Республики Казахстан от 28 ноября 2005 года за № 91 ратифицирован Международный Пакт о гражданских и по­литических правах, уважение, соблюдение и защита прав человека является обязанностью государства.

Реализация гражданами конституционного права на получе­ние квалифицированной юридической помощи является услови­ем и гарантией доступа к правосудию. В этой связи, для защиты высших конституционных ценностей в республике сформирована законодательная база, обеспечивающая деятельность института адвокатуры как важнейшего звена в государственном механизме обеспечения защиты прав человека.

Адвокатура является составной частью правовой системы лю­бого демократического правового государства, где признаются цен­ность и неотчуждаемость прав и свобод человека, где обеспечива­ются законные интересы и юридических лиц. В связи с этим в ч. 3 ст. 13 Конституции Республики Казахстан закреплено, что каждый имеет право на получение квалифицированной юридической по­мощи. Более того, в случаях, предусмотренных законом, юридиче­ская помощь оказывается бесплатно. В соответствии с ч. 3 ст. 16 Конституции каждый задержанный, арестованный, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью ад­воката (защитника) с момента, соответственно, задержания, ареста или предъявления обвинения.

Необходимость существования адвокатуры обусловлена право­вой неосведомленностью подавляющей части населения, как пра­вило, не способной надлежаще защитить свои права и законные интересы. Тогда как адвокаты, владеющие специальными знания­ми в различных отраслях права, оказывают квалифицированную помощь на профессиональной основе.

Адвокат (лат.— advocatus, от advoco — приглашаю) — юрист, оказывающий профессиональную правовую помощь физическим и юридическим лицам посредством консультаций, представитель­ства их интересов в суде и других органах. Адвокатура — слово иностранного происхождения, имеющее двойственное значение. Во-первых — это род деятельности определенной группы юри­стов, а во-вторых — система ее организационного построения, ко­торая в настоящее время определяется в виде коллегий адвокатов, юридических консультаций и адвокатских контор.

История адвокатуры своими корнями уходит в глубину веков. Исторически первой появилась такая форма охраны прав, как са­мозащита. Первоначально функции представительства брали род­ственники, а затем посторонние лица, действовавшие ради соб­ственного интереса или за вознаграждение. Впоследствии с услож­нением содержания правовых предписаний защита прав граждан стала осуществляться на профессиональной основе. В старину ад­вокатов называли поверенными. В разные исторические периоды сфера деятельности поверенных была различной. История класси­ческой русской адвокатуры начинается после судебной реформы 1864 г., когда законодателем были введены состязательные начала в процессе, уравнены права сторон, и судебная власть была отде­лена от административной, когда был изменен организационно- правовой и функциональный статус прокуратуры в России, изме­нен порядок дознания и следствия.

Адвокатура на основании Судебных Уставов 1864 г. была вы­ражена в двух формах: присяжные поверенные и частные поверен­ные. Присяжный поверенный — это адвокат на государственной службе при окружном суде или судебной палате (1864—1917 гг.). Частный поверенный — это частный адвокат по гражданским и уголовным делам. В отличие от присяжных поверенных частные поверенные имели право выступать только в тех судах, от которых получили свидетельство-разрешение на эту деятельность. При­сяжными поверенными могли быть только лица. Имеющие высшее юридическое образование и опыт практической деятельности, не моложе 25 лет, несудимые. Помимо этих условий адвокаты должны быть финансово независимыми, дееспособными и полноправными подданными, безукоризненными в нравственном отношении.

Участие присяжных поверенных в процессе не считалось обя­зательным: каждый тяжущийся мог вести свои дела лично во всех судебных учреждениях. Частными поверенными могли быть лица: 1) получившие высшее юридическое образование; 2) удостоверив­шие суд в своих знаниях. Мировые и уездные съезды, а также су­дебные палаты выдавали частным поверенным свидетельство на право ведения дел. Большую лепту в дискредитации института адвокатуры внесла так называемая уличная, или подпольная адво­катура. Она имела три формы. Одни уличные адвокаты, пользуясь тем, что закон дозволял принимать уголовные дела для защиты всем правоспособным лицам, занимались специальной уголовной практикой. Другой вид уличной адвокатуры составляли непатен­тованные ходатаи по гражданским делам. Представители третьего вида уличных ходатаев, не рискуя выступать в суде, ограничива­лись сочинением всякого рода кляузных бумаг, также преимуще­ственно для крестьян.

После Октябрьской революции советская власть, упразднив су­ществовавшую адвокатуру, Декретом о суде № 1 от 22 ноября 1917 г. предусмотрела допуск в качестве защитников по уголовным делам всех неопороченных граждан обоего пола, пользующихся гражданскими правами. Организация защитников была возрожде­на Декретом о суде № 2 от 7 марта 1918г. под названием «коллегия правозаступников». Защитник-правозаступник допускался в дело на стадии предварительного следствия.

Серьезные трудности стояли на пути организации адвокатуры в Казахстане. Первый учредительный съезд Советов Киргизской (Казахской) АССР 6 октября 1920 года в резолюции «Об органи­зации советской юстиции» обязал органы юстиции на местах ши­роко организовать бесплатную юридическую помощь населению в виде консультации и судебной защиты.

После принятия Конституции СССР в 1936 году было разрабо­тано новое Положение об адвокатуре, утвержденное' СНК СССР 16 августа 1939 года. В соответствии с этим положением коллегии адвокатов создавались в пределах края, области, автономной и со­юзной республики. Именно это положение окончательно определи­ло место адвокатуры в советской правовой системе, и фактически коллегия адвокатов превратилась в одно из учреждений Наркомата юстиции, строго исполнявших его директивы.

В послевоенный период организационные формы работы ад­вокатуры в нашей республике оставались без изменений; общее руководство над деятельностью коллегий осуществлял Народный комиссариат Казахской ССР, непосредственное руководство — вы­борные органы самих коллегий — президиумы.

Основы законодательства судопроизводства от 25 декабря 1958 года установили, что «в целях осуществления защиты на суде, а также оказания иной юридической помощи гражданам, предпри­ятиям, учреждениям и организациям действуют коллегии адвока­тов. Коллегии адвокатов являются добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью, и действуют на основании Положения, утвержденного Верховным Советом союз­ной республики». В соответствии с этими предписаниями каждая союзная республика приняла свое Положение об адвокатуре. В Ка­захстане такое положение было утверждено Верховным Советом Казахской ССР 5 июля 1960 года.

В 1977 году впервые в истории советской адвокатуры ее право­вое положение было закреплено в Конституции СССР. 30 ноября 1979 года был принят Закон об адвокатуре в СССР. Этим норма­тивным актом регулировались вопросы организации и деятельно­сти советской адвокатуры в общесоюзном масштабе. На основа­нии данного закона в каждой союзной республике было разрабо­тано «Положение об адвокатуре», утвержденное 13 ноября 1980 г. Право адвоката участвовать на ранних стадиях уголовного судо­производства, законодательно было закреплено в Основах законо­дательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве в редакции от 13 ноября 1989 г., что впоследствии способствовало качественному и количественному увеличению численности адво­катского корпуса.

В настоящее время в Казахстане правовой основой деятельно­сти адвокатуры является Конституция Республики, Закон Респу­блики Казахстан «Об адвокатской деятельности» от 5 декабря 1997 года № 195-1 и иных нормативных правовых актов Республики Ка­захстан, регулирующих адвокатскую деятельность. Процессуаль­ные права и обязанности адвокатов при осуществлении ими защи­ты и представительства по делам физических и юридических лиц устанавливаются законами Республики Казахстан.

Таким образом, на сегодня адвокатура — это состоявшийся институт гражданского общества, имеющий свой путь развития, богатые традиции, которая вносит свой достойный вклад в дело отправления правосудия, защиты прав и свобод граждан. Адвока­тура представляет собой добровольное объединение лиц, занима­ющихся адвокатской деятельностью. Это профессиональная, не­зависимая, самоуправляемая организация, призванная оказывать квалифицированную юридическую помощь гражданам и органи­зациям.

В соответствии с законом адвокатура организует деятельность адвокатов по защите по уголовным делам и представительству по уголовным, гражданским, административным и другим делам, а также по оказанию иных видов юридической помощи в целях за­щиты и содействия в реализации прав и законных интересов граж­дан и юридических лиц.

Организация и деятельность адвокатуры основываются на принципах:

1. независимости адвокатов при осуществлении своей деятель­ности;

2. осуществления адвокатской деятельности методами и сред­ствами, не запрещенными законодательством;

3. недопустимости вмешательства в деятельность адвокатов со стороны прокуратуры, судов, органов дознания и предварительно­го следствия, других государственных органов, иных организаций и должностных лиц, за исключением случаев, прямо предусмо­тренных законодательными актами;

4. соблюдения норм профессионального поведения и сохране­ния адвокатской тайны.

Независимость адвокатуры обеспечивается тем, что она не входит в систему государственной власти и местного самоуправ­ления. Адвокат самостоятельно принимает решения и осуществля­ет действия, входящие в круг его профессиональных полномочий. Независимость адвоката не означает его абсолютную бесконтроль­ность, а недопустимость вмешательства кого бы то ни было в его деятельность. Ни суд, ни органы уголовного преследования или должностные лица государственных или иных органов не вправе давать указания адвокату относительно его действий в судебном процессе, влиять на его позицию.

Стандарты независимости юридической профессии Междуна­родной ассоциации юристов (приняты на конференции МАЮ 7 сентября 1990 года в Нью-Йорке) гласят: «Независимость адво­катов при ведении дел должна гарантироваться тем, чтобы обе­спечить оказание свободной, справедливой и конфиденциальной юридической помощи. Адвокатам должны быть предоставлены возможности обеспечения конфиденциальности отношений с кли­ентом, включая защиту обычной и электронной системы всего ад­вокатского делопроизводства и документов адвоката от изъятия и проверок, а также обеспечение защиты от вмешательства в ис­пользуемые электронные средства связи и информационные си­стемы».

Принцип законности применительно к адвокатуре выражает­ся в соблюдении адвокатами, прежде всего, законодательства об адвокатской деятельности. Принцип законности — общеправовой, универсальный принцип. Другие принципы организации и дея­тельности адвокатуры являются условием реализации законности. Каждый из них в отдельности служит прямым и непосредствен­ным выражением принципа законности.

В соответствии со ст. 15 Закона адвокат обязан соблюдать тре­бования законодательства, руководствоваться принципами орга­низации и деятельности адвокатуры, соблюдать требования норм профессионального поведения и адвокатскую тайну. Адвокат обя­зан отказаться от поручения об оказании юридической помощи в случаях, если он по данному делу оказывает или ранее оказывал юридическую помощь лицам, интересы которых противоречат ин­тересам лица, обратившегося за помощью (за исключением слу­чаев выступления в качестве посредника по взаимному согласию сторон), или участвовал в деле в качестве судьи, прокурора, лица, производящего дознание, следователя, эксперта, специалиста, пе­реводчика, свидетеля, потерпевшего или понятого, гражданского истца или гражданского ответчика, а также, если в расследовании или рассмотрении дела принимает участие должностное лицо, с которым адвокат состоит в близких родственных отношениях.

Адвокату запрещается занимать по делу правовую позицию, ухудшающую положение лица, обратившегося за помощью. Ад­вокат не вправе отказаться от принятого поручения по уголовно­му делу и в случае постановления неправосудного, с точки зрения подзащитного или самого адвоката, приговора обязан обжаловать его в установленном порядке.

Также он не должен использовать незаконные методы оказания юридической помощи, обмана и совершать каких-либо действий вопреки интересам лица, обратившегося за помощью. Адвокат обязан хранить в тайне сведения, ставшие ему известными в связи с оказанием юридической помощи, и не имеет права разглашать их без согласия лица, обратившегося за помощью. Адвокатскую тай­ну составляют факт обращения к адвокату, сведения о содержании устных и письменных переговоров с лицом, обратившимся за по­мощью, и другими лицами, о характере и результатах, предприни­маемых в интересах лица, обратившегося за помощью, действий, а также иная информация, касающаяся оказания юридической по­мощи.

В целях обеспечения независимости адвокатов в законе закре­плены определенные гарантии адвокатской деятельности. В част­ности:

1. должностные лица государственных органов, политических партий, общественных объединений и иных организаций не впра­ве прямо или косвенно препятствовать осуществлению адвокат­ской деятельности;

2. запрещается допрашивать адвоката в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с осуществле­нием им своих профессиональных обязанностей;

3. нельзя требовать от адвокатов, руководителей и работников президиума коллегии адвокатов, юридических консультаций, ад­вокатских контор представления каких-либо сведений, связанных с оказанием юридической помощи определенному лицу, за исклю­чением случаев, установленных законом;

4. не подлежат досмотру, осмотру, выемке, изъятию и проверке адвокатское делопроизводство и иные связанные с ним материалы и документы адвоката, кроме случаев, прямо предусмотренных за­конодательными актами;

5. неправомерно отказывать адвокату в предоставлении сви­даний наедине с его подзащитным в условиях, обеспечивающих конфиденциальность таких свиданий, а также ограничение их ко­личества и продолжительности.

Органы дознания, предварительного следствия и суды обязаны незамедлительно, с момента допуска адвоката к участию в деле, выдать ему письменное подтверждение о его допуске к участию в деле на весь период содержания под стражей его подзащитного. Также в случаях, предусмотренных процессуальным законом, они обязаны уведомлять адвоката о необходимости его участия в след­ственных и иных процессуальных действиях в согласованный с адвокатом срок.

Государственные служащие и руководители негосударственных организаций обязаны в десятидневный срок дать письменный от­вет на обращение адвоката, связанное с оказанием им юридиче­ской помощи по конкретному делу

Лица, допустившие незаконное вмешательство в деятельность адвокатов либо препятствующие осуществлению такой деятельно­сти, привлекаются к ответственности в соответствии с законом.

Наши рекомендации