Надзор за законностью исполнительного производства
Прокурорский надзор за законностью исполнительного производства подразделяется на подвиды надзора за: 1) законностью нахождения лиц в местах лишения свободы, при исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом; исполнения наказания, не связанного с лишением свободы; 2) законностью исполнения судебных решений по гражданским и иным делам.
Институт исполнения уголовных наказаний регламентируется совокупностью законодательных актов, основным из которых является Уголовно-исполнительный кодекс. Наказание в виде лишения свободы исполняется исправительными учреждениями Комитета уголовно-исполнительной системы (КУИС) Министерства юстиции, охраняемыми подразделениями внутренних войск. К их числу относятся все виды колоний, включая колонии-поселения, воспитательные колонии для несовершеннолетних и тюрьмы. Этот вид наказания исполняется также следственными изоляторами в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию учреждения. В уголовно- исполнительных учреждениях, наряду с уголовным наказанием, исполняются различные меры принудительного характера, назначаемые судом, включая принудительное лечение от хронического алкоголизма, наркомании, венерических заболеваний.
Прокуратура является единственным органом, обладающим достаточной совокупностью функций, полномочий и правовых средств, необходимых для выявления и устранения нарушений законов в сфере исполнения уголовных наказаний, принятия мер к восстановлению нарушенной законности. Прокурор, осуществляя надзор за законностью исполнительного производства, в пределах своей компетенции вправе: проверять исполнительные производства по делам о защите прав и интересов гражданина, государства, а также по искам и заявлениям прокурора; посещать с целью проверки в любое время места лишения свободы и другие учреждения, исполняющие наказания и иные меры принудительного характера, назначаемые судом; опрашивать задержанных, арестованных, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; истребовать документы, на основании которых эти лица задержаны, арестованы, отбывают наказание, а также подвергнуты иным мерам принудительного характера и другие действия, предусмотренные законом.
В поднадзорных учреждениях прокурор пользуется неограниченным доступом ко всем содержащимся лицам, а также ко всем касающимся их документам. В ходе осуществления данного вида надзора прокурор обязан опротестовывать не соответствующие закону судебные акты, принятые по исполнительному производству либо гражданским и административным делам.
Прокуратура также в пределах, установленных Законом «О Прокуратуре» и уголовно-процессуальным законодательством, осуществляет уголовное преследование. Уголовное преследование за совершение преступлений, осуществляемое прокуратурой, является самостоятельной функцией надзорного органа, что подтверждается закрепленной в Законе «О прокуратуре» отдельной главой.
Осуществляя уголовное преследование, прокурор вправе участвовать при осмотре места происшествия, назначать экспертизы, а также осуществлять другие действия, необходимые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Возбужденное уголовное дело он передает в соответствующий орган для производства дознания или предварительного следствия.
Генеральный прокурор в исключительных случаях, при установлении фактов неполноты и необъективности расследования, сложности и значимости дела, может образовать следственную группу. В настоящее время предварительно следствие по уголовным делам могут производиться и прокурорами (ч. 3 ст. 191 УПК).
В Концепции правовой политики на период с 2010 до 2020 года указано на необходимость повышения роли и ответственности прокурора в досудебном производстве, в том числе путем расследования органами прокуратуры уголовных дел о преступлениях, представляющих серьезную общественную опасность и сложность, как составной части функции уголовного преследования, осуществляемого прокуратурой.
ГЛАВА 7
ОРГАНЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ