Дать определение нал права и определить его место в системе финансового права. Выделить особенности предмета и метода нал права.
Обязаность возлагается ток на лиц, обладающих правосубъектностью
Дать определение правовой конструкции закона о налоге. Раскрыть основные и факультативные элементы правовой конструкции закона о налоге.
Законная форма налога предполаг выс степень формально предел нал обяз-ти плательщ. Устан налог –это не только дать ему назв, но и устан обяз лицо, размер налог обяз-ти, пор ее исполн, а также иные необх д/ее исполн элементы.В связи с этим устан налог значит устан и определ все элементы правовой конструкции д/призн налога законно устан средством платежа.
Существенные - Те элем, без которых налог обяз-тво и пор-к его исполн не могут счит определ, и, соотв, налог не должен взим ,
1. налогоплат-к – орг-ция/ФЛ, на к-х в соотв. С НК возложена обяз-ть уплачивать налоги, сборы, пошлины.
2. об-т налога – обст-ва, с наличием к-х у плат-ка НК связывает возник-ен. Обяз-ва.
3. налог. База – стоимостная. Физическая или иная хар-ка об-та налогооблажения. Измеряется опред-й величиной – 1 налогооблажения( руб, га, м кВ.)
4 н. ставка - величина налог-х начислений на 1 измерения н. базы.
5.н. период – календ. Год/ иной период времени по окончании к-го определяется н. база и исчисл-ся сумма налога.
6. пор-к исчисления. Непосредственно плат-ком/иногда налог. Орг-м( исчисление земельного налога)/ иногда налог. Агентом(подоходный налог при выплате з/п раб-кам.
7. срок уплаты
Факультативные - элем, отсутств которых не влияет на степень определенности налог обяз-ти.
1. н. льготы – предоставляемые преимущества по сравнению с др. плат-ками( освобождение от уплаты, уплата в меньшем размере)
2. пени
Компетенция (Указ 510, НК, ПСМ 1592, З-н 369-З)
Выездная проверка
Выездные проверки, в том числе дополнительные и встречные, назначаются руководителем (его заместителем) нал органа, проводящего проверку.
Общий срок проведения выездной проверки не более 30 раб.дней. Срок мб продлен руководителем (его заместителем) нал органа.
Встречная проверка проводится в целях установления (подтверждения) факта и содержания операций, осуществлявшихся с другими плат-ками (иными обязанными лицами), в отношении которых проводятся проверки.
Процессуальные дей-я:
1Долж. Лицо н.органа д. предъявить удостоверение и предписание на проведение проверки.
2.Истреб-е документов и (или) иной информации при проведении проверки Должностное лицо нал органа вправе истребовать у проверяемого плат-ка,а также у государственных орг-в, иных организаций и физических лиц, обладающих документами и (или) информацией, имеющими отношение к деятельности и (или) имуществу проверяемого плат-ка, на безвозмездной основе необходимые д/проверки документы и (или) информацию, в том числе в электронном виде.
3. Изъятие оригиналов документов при проведении выездной проверкипроизводится в случаях невозможности снятия с них копий (представления выписок из них), отказа проверяемого субъекта представить заверенные в установленном порядке копии документов (выписки из них), а также необходимости проведения экспертизы (исследования) документов в целях установления их подлинности на основании постан-я нал органа, проводящего проверку, в присутствии плат-ка (иного обязанного лица) или его представителя, а в случае их отсутствия - в присутствии не менее двух понятых.
23. Дать правовуюхар-ку оформления результатов процессуальных дей-й налоговых орг-в. Перечислить в каких случаях составляются акты (справки) налоговых проверок.
По результатам нал.проверки, если нет нар-й, оформляется справка; если есть нар-е, ДЛ нал орг-в составляется акт. В акте нал.проверки дб соблюдены объектив-ть, ясность и точность излож-я выявленных фактов.
Если выявленноенар-е мб сокрыто или по выявленным фактам необходимо принять неотложные меры по их устранению и привлечению к отв-ти лиц, чьи дей-я (бездей-е) повлекли нар-е проверяемым субъектом зак-ва, проверяющим (руководителем проверки) до окончания проверки составляется отдельный промежуточный акт проверки.
На основании промеж.акта проверки контрол-щим (надзорн) орг-ом мб вынесено реш-е и (или) треб-е (предписание) об устранении нар-й, устан-ых в ходе проверки. По фактам выявленных нар-й проверяющим мб составлен протокол об адм правонар-и и (или) вынесено постан-е по делу об адм правонар-и.
Факты, изложенные в промежуточном акте проверки, включаются в акт проверки.
В соответствии с п. 2 ст. 78 НК в акте проверки дб указаны: : 1.основания назначения проверки; 2.дата, № приказа или распоряжения; 3.должность, ФИО лица, сост акт (руководитель, главбух), период работы, указ лиц на занимаемых должностях за период проверки; наименование и место нахождения проверяемого плат-ка; 4.кем и когда были проведены предыдущие проверки; какие меры были приняты по выявлению фактов; 5.какие фин-хоз операции, каким методом, за какой период были проверены; 6.выявленные факты занижения, сокрытия, несвоевр перечисления платежей в бюджет (указ места, время, х-ра соверш нар-й, р-р неуплач платежей, акт з/д-ва, треб-я, к-ые были нарушены и отв-ть за данное нар-е); 7.факты неправильного ведения бух учёта и состояние отчётности; 8.должности и ФИО лиц, по вине к-ых были допущены нар-я, сведения о том какие именно дей-я повлекли нар-я; 9.иные сведения, необход д/рассмотр материала о нар-и. В необход случаях к акту прилаг копии или выписки из док-тов, а тже справки и расчёты, сост на основании проверенных док-тов. Акты проверки подпис: проверяющим, н/пл-ком, к.п., в помещении НО. В случае отказа от подписания акта в нём делается соотв пометка. При наличии возражений по акту проверки н/пл-к вправе в теч 5 дн после подписания или отказа от подписания акта представить свои пис возражения по акту.т.е реш-е мб обжаловано в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему д. лицу, это является досудебным порядком уррегулирования спора. Жалоба должна быть рассмотрена в 30дн-ый срок.
26.(Все что нашла)Нал преступление
ст. 1 Соглашения о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с нал.П.
нал.П - виновно сов-оеО/ОД (дей-е или бездей-е) в сфере н/обл-я, запрещенное уголовным зак-вом.
В УК РБ : отв-ть за уклонение от уплаты тамож платежей(ст.231), лжепредпринимательство (ст.234), уклонение от уплаты сумм налогов, сборов (ст.243).
27.основания адмотв-ти за нар-е налзак-ва
Основанием АО– сов-е адм правонар-я в сфере налзак-ва.
признаки нал. правонар-я: 1. антиобщественность 2. противоправность 3. виновность 4. адм наказуемость.
Антиобществ-сть выр-тся в публичной угрозесов-ого проступка. П/воправ-ть: прав. отражение публичной вредности, неблагоприят-ти пришествия вредных послед-й д/общества.
Винов-ть – обязательное основ-ед/пришествия АО. В КоАП: + содержатся требов-я к винов-ти лица, сов-шего адм правонар-е.
Вина:умышленной, так и неосторожной.
Признаки АО:
1. Основание -адм правонар-е (проступок).2. АО состоит в применении адмвзыск-й.3. К АО привлекают многие гос органы. 4. Зак-вом установлен особенный пор-к привлеч-я к АО .5. АО урегул-на нормами АдмП, кот сод-ат исчерп списки адм проступков, адм взыск-й и орг-в, уполномоч. их использовать, детально регул-ют этот вид пр-ва и в совок-ти образуют ее норматив. базу.
28. Прав.хар-ку способов защиты прав и зак.инт-сов плат-ков (иных обяз лиц): адм. и судебный.
2 способа з-ты – адм, суд. Цель обжалования пр акта: отмена акта вышест органом, признание акта недейст-ым. Цель обжалов-я дей-й/бездей-й д. лиц – признание их незаконными.
Реш-я налог орг-в, дей-я/бездей-е их д. лиц мб обжалованы в вышест. налоговый орган или вышест. д. лицу, которому они подчинены, и/или в общий или хоз суд.
+ адм пор-ка: простота, оперативность рассм-я, отсутствие гос пошлины.
- адм пор-ка: жалобы разреш-ся заинтер органами,разреш-ся негласно, меньшая степень процес урегулир-ти.
+ суд пор-ка: беспристрастность, подчинение суда ток закону, состязат-ть, детальная процес регламентация суд разб-ва и вынесения реш-я
- суд пор-ка: гос пошлина, большие сроки рассм-я.
Жалоба в пис форме адресуется в вышестоящ. Н. орган, но подается в орган, вынесший реш-е. В теч. 3 дн. Жалоба вместе с делом передается на рассм-е вышестоящего органа. в теч. 10 дн., со дня получ-я реш-я, а при обжаловании (без)дей-й д. лиц н. органа – в теч. 1 мес. со дня, когда лицо узнало или д.б. узнать, что его п-ва нарушены., прилаг-ся необх документы. Мб отозвана до принятия реш-я по пис заявл-ю. Рассм-ся не более 1 мес.
По итогам рассм-я жалобы на реш-е налог органа прин-ся ре-е:
1 оставить реш-е без изм-я, а жалобы без уд-ия
2 отменить ре-е полностью/частично
3 отменить ре-е и назначить доп налог проверку
4 внести изм-я в реш-е
По итогам рассм-я жалобы на дей-я д. лица прин-ся реш-е: удовлетворить жалобу; оставить жалобу без уд-ия.
Подача жалобы в вышест орган или вышест д. лицу не исключает права на подачу жалобы в суд. Обжалование в суд порядке осущ-ся в соотв с ГПК или ХПК, путём подачи иск заявл-я. При этом жалоба на реш-е налог органа мб подана в хоз суд в теч года со дня его вынесения
35. Дать правовуюхар-ку особым режимам н/обл-я
Налог на игорный бизнес
Плат-ками налога на игорный бизнес признаются организации.
Доходы, полученные плат-ками от игорного бизнеса, не признаются объектами н/обл-я:
- налогом на добавленную стоимость, за исключением этого налога, взимаемого при ввозе товаров на территорию РБ;
- налогом на прибыль
Объектами н/обл-я налогом на игорный бизнес признаются:
- игровые столы;
- игровые автоматы;
- кассы тотализаторов;
- кассы букмекерских контор.
Налоговая база налога на игорный бизнес определяется как общее количество объектов н/обл-я налогом на игорный бизнес каждого вида.
Ставки налога на игорный бизнес устанавливаются в следующих размерах на единицу объекта н/обл-я налогом на игорный бизнес:
- 3500 евро на игровой стол в г. Минске в казино, имеющем до 10 игровых столов;
Нал.периодом налога на игорный бизнес признается календарный месяц.
Плат-ки представляют нал.органам по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) по налогу на игорный бизнес не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим нал. периодом.
Уплата налога на игорный бизнес производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим нал. периодом, в белорусских рублях исходя из официального курса белорусского рубля к евро, установленного Нац.Б РБ на 1-е число отчетного месяца.
Дать определение нал права и определить его место в системе финансового права. Выделить особенности предмета и метода нал права.
НП – совок-ть правовых норм регулирующих общественные отношения, возникающие между различными субъектами по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов.
Как и любую другую отрасль права, НП отличается особым предметом и методом.
Предмет– общественные отношения в сфере налогооблажения, суть которых раскрыта в ст. 1 НК: властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению дей-я налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения нал обязательства, осуществления нал контроля, обжалования реш-й налоговых орг-в, дей-й (бездей-я) их должностных лиц,
Метод правового регулирования – совок-ть и сочетание приемов, способов воздей-я на общественные отношения. Императивный и диспозитивный.Основной - императивный (г-во в лице спец-но уполномоч-х орг-в издает властные предписания, обязательные д/исполнеия налогоплат-ками)
Особенности проявления императивного метода в регулировании налоговых отношений:
- доминирование позитивных обязываний - позитивные обязывания предусматривают определенную модель поведения, которую должен реализовать субъект нал права, вступающий в те или иные правовые отношения.
- ограничение правовой инициативы субъектов нал права, т.е. невозможность ими, как правило, по своему усмотрению приобретать права и обязанности, определять их содержание.
- юридическое неравенство субъектов нал права, выражающееся в различии содержания их правосубъектности (государство и налогоплат-к)
- тесная связь с экономической политикой, проводимой государством.
Диспозитивный. Юридические дозволения дают возможность субъектам нал права по своему выбору, усмотрению, исходя из собственныхинт-сов, становиться или нет участниками конкретного нал правоотношения. С помощью дозволительного способа осуществляется правовое регулирование реализации субъективных прав на определенные, предусмотренные законом активные дей-я.
Место нал права в системе национального права
два мнения: 1) НП – подотрасль ФП, которая выступает как сложное объединение норм, институтов и их образований по предметному признаку; 2) самостоятельность НП в системе национального права(т.к принят НКо и возрастает роль налогов в жизни общества).
.14 Дать определение и охарактеризовать объект и предмет н/обл-я.
1 из существенных элементов налога является объект н/обл-я. В соответствии с п. 1 ст. 28 НК объектамин/обл-я признаются обстоятельства, с наличием которых у плат-ков НК, другие законы Республики Беларусь и (или) акты Президента Республики Беларусь либо реш-я местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов) связывают возникновение нал обязательства.
Объектами выступают: совокупный годовой доход (д/исчисления подоходного налога), размер и кадастровая стоимость земельного участка (д/земельного налога), объем выбросов загрязняющих в-в в атмосферу (д/экологического налога) ит.д. Закон-вом закреплен принцип избежания двойного н/обл-я: один и тот же объект может облагаться определенным налогом, сбором, пошлиной у одного плат-ка только 1р. за соотв. налоговый период.
Объект н/обл-я устанавливает основания д/возникновения нал обязательства, но не определяет этого обязательства. День появления у плат-ка объекта н/обл-я – первичный элемент возникновения обязательства (момент, с которого оно начинает существовать.)
Предметн/обл-я - признаки фактического (не юридического) характера, которые обосновывают взимание соответствующего налога; например, если объектом н/обл-я является право собственности на земельный участок, то предмет н/обл-я — это непосредственно земельный участок
.2. Дать легальное определение налога и сбора (пошлины). Перечислить и раскрыть правовые признаки налога, его функции. Определить отличие налога от сбора (пошлины).
Налог- обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и ФЛ в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хоз. вед-я или опер.управл-я денежных средств в респ-й и (или) мест. бюджеты.
Сбором (пошлиной) - обязательный платеж в респ. и (или) мест.бюджеты, взимаемый с организаций и ФЛ, как правило, в виде 1 из условий совершения в отношении их гос. органами, в том числе МСД, исп. И расп. органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых дей-й, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разреш-й (лицензий), либо в связи с ввозом (вывозом) товаров на территорию (с территории) Республики Беларусь.
Признаками налога:
1.Обязательность, т.е. в силу закона налогоплат-ки при определенных условиях обязаны осуществлять безусловную, полную и своевременную уплату налога
2. Индивидуальная – сам, из своих ср-в и за себя.
3. безвозмездность, т.е. уплата налога не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, его вносящему.
4.Денежная форма уплаты налога, т.е. налоги не могут быть уплачены в натуральном выражении.
5. Внесение за счет средств, принадлежащих плат-ку на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления. При уплате налога происходит переход части доходов (имущества) от одних субъектов в собственность государства.