История развития судебной деятельности в РФ.
Судебная система Российской Федерации непрерывно развивается и изменяется начиная от распада СССР и заканчивая последними годами. За годы после распада СССР были достигнуты большие успехи: существенно улучшено финансирование судов, возрождены суды присяжных и мировая юстиция, создан Конституционный Суд РФ, образованна новая и достаточно эффективная система арбитражных судов, субъекты РФ получили право создать свои собственные конституционные или уставные суды, сформированы органы судейского сообщества, судьям формально гарантированы высокий уровень материального и социального обеспечения, постепенно в судебной деятельности начинают применяться современные информационные технологии.
Но, несмотря на это, судебная система РФ остается несовершенной, существует множество нерешенных или решенных не до конца проблем:
Затруднено получение информации в сфере правосудия. Отсутствуют необходимые системы получения правовой информации.
Недостаточное материально-техническое обеспечения суда:
· Недостаток помещений для зданий суда, несовершенство имеющихся. Это приводит к вынужденной закрытости судебных заседаний, так как суд физически не может вместить всех желающих.
· Большое количество судей и работников аппаратов судов нуждаются в улучшении жилищных условий.
· Низкий уровень исполнения судебных решений – в 2006 году количество исполненных в принудительном порядке судебных решений лишь незначительно превысило половину – 52%.
· Несовершенство законодательства. Несогласованность отраслевых норм. Устаревшие законы. Частое изменение законодательства. Отсутствие полного законодательного регулирования деятельности судов.
· Недостаточное количество судей.
· Низкая защищенность судей, отсутствие гарантированной защиты от давления на них.
Все вышеперечисленное приводит к затягиванию судебных тяжб, недостаточной эффективности работы суда, принятию необъективных или некачественных решений. И даже выигрыш в судебном разбирательстве не гарантирует восстановления нарушенных прав. Это влечет за собой недоверие населения к судебной системе и нежелание людей решать дела в судебном порядке.
Таким образом, существует необходимость в продолжении реформирования судебной системы Российской Федерации, дабы она отвечала мировым стандартам и могла полностью обеспечить защиту законных интересов граждан.
Важным документом реформы является Постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2006 N583 "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2007-2011 годы". Стоимость Программы 48411,3 млн. рублей. Запланировано выделение в 2007 году – 5989,7 млн. рублей, в 2008 году – 8937,1 млн. рублей, в 2009 году – 9628,9 млн. рублей, в 2010 году – 11947,2 млн. рублей, в 2011 году – 11908,4 млн. рублей. Первоочередная задача данной программы – повышение качества правосудия, уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций. Для ее достижения в рамках программы предполагалось решить задачи:
· Обеспечения открытости и прозрачности правосудия.
· Повышения доверия к правосудию, в том числе путем повышения эффективности и качества рассмотрения дел.
· Создания необходимых условий для осуществления правосудия, обеспечение его доступности.
· Обеспечения независимости судей.
· Повышения уровня исполнения судебных решений.
На VII Всероссийском съезде судей были определены приоритетные направления программы судебной реформы: повышение качества функционирования судебной системы, укрепление ее независимости, обеспечение разумных сроков рассмотрения дел в судах, гуманизация правосудия, безусловное исполнение судебных решений, улучшение подготовки и переподготовки судей и кандидатов в судьи, создание системы возмещения гражданам и юридическим лицам вреда, причиненного нарушением права на судопроизводство, исполнение судебных решений в разумные сроки.
В отчетном докладе председателя Совета судей Российской Федерации Сидоренко Ю.И. выдвигались предложения о совершенствовании законодательной базы, улучшении законодательного регулирования деятельности судов, внедрении компьютерных технологий (создании системы "электронного правосудия"). Говорилось о необходимости создания ювенальных судов и о важности развития альтернативных способов разрешения споров, что позволило бы снизить нагрузку на судей и тем самым ускорить судопроизводство.
В рамках совещания-семинара председателей советов судей субъектов Российской Федерации, прошедшего 9-10 июня 2008 года, обсуждались вопросы увеличения оплаты труда работников аппаратов судов и системы Судебного департамента, законодательного закрепления вопросов психологического обеспечения судебной деятельности, разработки научно обоснованных норм нагрузки на судей и работников аппаратов судов, сокращения сроков назначения судей федеральных судов, информатизации судов, организации медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения судей и членов их семей, осуществлении финансового контроля за использованием средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование судов Российской Федерации.
В Послании экс-президента Д.А. Медведева от 05.11.2008 говорилось о сокращении сроков рассмотрения гражданских дел, возможности передачи на федеральный уровень вопросов деятельности мировых судей, введении в действие закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (вступит в силу с 1 июля 2010 года). Поднимался вопрос гуманизации правосудия: следует более взвешенно принимать решения об арестах и наказания, связанных с изоляцией от общества.
В послании президента от 2009 года поднимался вопрос совершенствования уголовного законодательства, например, предполагается чаще применять административную преюдицию и расширить категории дел, по которым мерой наказания будут являться штрафы или принудительные работы.
В ходе осуществления судебной реформы предусматривался пересмотр подсудности дел районными и мировыми судьями, упразднение и укрепление ряда районных судов, дабы равномерно распределить нагрузку между судами. Развивалась система внесудебных способов разрешения дел. В целях обеспечения независимости суда требовалось закрепить процедуры препятствующие давлению на судей (отменен трехлетний испытательный срок для судей, все неформальные обращения к судьям должны подвергаться огласке, предполагается ограничить воздействие на судей со стороны председателей судов). В целях обеспечения прозрачности судебной системы, преодоления конфликта интересов и устранения личной заинтересованности судьи в исходе дела следует установить запрет на участие в рассмотрении дел адвоката – супруга, родственника или свойственника судьи. Суды должны оказывать большее влияние на законодательную деятельность. В деятельность судов внедряются электронные системы (системы, позволяющие автоматизировать процесс прохождения дела в суде на всех этапах; справочные системы; при ВАС РФ создан Банк решений арбитражных судов, в котором можно получить доступ ко всем делам арбитражных судов РФ; системы удаленного электронного взаимодействия со сторонами в судебных заседаниях; система, позволяющая подавать документы в электронном виде; телекоммуникационная инфраструктура для обеспечения эффективного взаимодействия арбитражных судов, судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации).
С 2012 года в систему судов общей юрисдикции планировалось добавить апелляционные суды. Для разгрузки судей и обеспечения более эффективного и беспристрастного рассмотрения судебных дел, планировалось создать специальные структурные подразделения по приему заявлений и обращений граждан, укомплектованные профессионально подготовленными юристами. В целях обеспечения прозрачности судебной системы и предупреждения ее коррупционности планировалось введение ежегодного декларирование судьями, а также их супругами доходов, имущества, обязательств имущественного характера.
Создано дисциплинарное судебное присутствие, которое должно рассматривать дела против судей. В рамках реформы проводились мероприятия по улучшению материального обеспечения судей, по улучшению и совершенствованию судебных помещений. Велась работа, направленная на обеспечение исполнения судебных решений – принимаются меры по улучшению условий размещения и работы подразделений Федеральной службы судебных приставов, предусматривается внедрение единой информационной системы, охватывающей всю систему Федеральной службы судебных приставов и обеспечивающей ее взаимодействие с судебными органами. Предполагается сокращение сроков рассмотрения гражданских дел в судах.
В рамках программы поддержки судебной реформы велась работа по созданию специальных "электронных чемоданчиков", которые представляют собой мобильные электронные системы для рассмотрения дел вне помещений зала суда. Кроме того, Европейский Союз выделил три миллиона евро, которые были потрачены на борьбу с судебной волокитой и на повышение уровня исполнения судебных решений в России, для этого в трех регионах страны начали действовать европейские эксперты.
Это не полный список всех мероприятий, направленных на совершенствование судебной системы в Российской Федерации в 2007-11 годах. В ходе реформы судебная система России приблизилась к европейским стандартам. Судопроизводство стало объективней, суд стал более независимым, обширно используются современные технологии.
!!! Данная информация относится к 2009 году, максимум к 2010му. Все что после – см. предыдущий вопрос, где основные направления последней реформы, рассчитанной до 20 года.
!!! Так же, данный вопрос может быть построен неправильно, и, в действительности, ей нужна будет история развития судебной деятельности в России ( а не в РФ, как указано в вопросе), поэтому создано специальное приложение № 1, где вопрос поставлен именно так.