Б.5.п.1.программа производственной практики

Б.5.П.1.ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

образовательной программы

по направлению подготовки 40.03.01.Юриспруденция

Направленность (профиль):«Уголовно-правовой»

Уровень высшего образования

БАКАЛАВРИАТ

Мурманск – 2017

УДК 378.147

Д 13

Давыдова А.В.

Программа производственной практики образовательной программы по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция. Направленность (профиль):«Уголовно-правовой». Уровень высшего образования – бакалавриат.– Мурманск.: СЗИ(Ф) МГЭУ, 2017. – 31с.

Программа производственной практики рассмотрена и утвержденана заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин, протокол № 6 от «27» января 2017 г.

Для студентов, научно-педагогических работников, научных руководителей курсовых и выпускных квалификационных работ, консультантов.

Рецензент канд. экон. наук, доцент С.С. Вопиловский

© СЗИ(Ф) МГЭУ, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………
1.1. Способы и формы проведения производственнойпрактики ………………………
1.2. Цели и задачи практики ………………………………………………………………
1.3. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении производственной практики …………………………………………………………………………  
1.4. Место практики в структуре ООП ВО, объем и продолжительность ……………..
   
II. ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО ПРАКТИКОЙ……………………………..
   
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ……………………….
3.1. Знакомство с организацией …………………………………………………………..
3.2. Практика в судебной системе Российской Федерации …………………………….
3.3. Практика в прокуратуре Российской Федерации …………………………………...
3.4. Практика в Министерстве юстиции Российской Федерации ………………………
3.5. Практика в Министерстве внутренних дел Российской Федерации ……………….
3.6. Практика в нотариате Российской Федерации ………………………………………
3.7. Базы практик …………………………………………………………………….........
   
IV. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРАКТИКЕ………………………………  
   
V. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИКИ……………………………  
   
VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА………………………………………..
   
VII. ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ………………………………………
7.1. Оформление отчета о производственной практике …………………………………
   
VIII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИКИ…………………………………………
   
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ «ИНТЕНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ……………………………..  
   
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………..

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Способы и формы проведения производственной практики

В соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01.62 Юриспруденция, профиль «Уголовно-правовой» в Блок 2 «Практики» входят учебная и производственная (в том числе преддипломная) практики.

Производственная практика для выпускника ООП бакалавриата проводится по следующим типам (формам):

- практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.

Способы проведения производственной практики: стационарная, выездная.

При разработке ООП бакалавриата образовательная организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата. Образовательная организация имеет право установить иные формы проведения практик дополнительно к установленным в настоящем ФГОС ВО.

Производственная практика проводится в сторонних организациях, юридических клиниках или на кафедрах образовательной организации, обладающих необходимым кадровым и научным потенциалом.

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик согласуется с требованием их доступности для данных обучающихся и состоянием здоровья.

Программа практик включаетв себя:

- указание вида практики, способа и формы (форм) еепроведения;

- перечень планируемыхрезультатов обучения при прохождении практики, соотнесенныхс планируемыми результатамиосвоения образовательной программы;

- указание места практикив структуре образовательной программы;

- указание объемапрактикивзачетныхединицахиеепродолжительности в неделях либо в академическихили астрономическихчасах;

- содержание практики;

- указание форм отчетности по практике;

- фонд оценочныхсредств для проведения промежуточнойаттестацииобучающихся по практике;

- переченьучебнойлитературы и ресурсов сети"Интернет", необходимыхдля проведения практики;

- перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационныхсправочных систем (при необходимости);

- описание материально-техническойбазы, необходимой для проведения практики.

Цели и задачи практики

Программа производственной практики рассчитана на студентов 3 и 4 курсов направления подготовки 40.03.01. Юриспруденция, профиль«Уголовно-правовой».

В программе предусматривается порядок организации производственной практики и дан подробный план ее прохождения в нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной и экспертно-консультационной деятельности в соответствующем органе, организации (учреждении).

Целью производственной практики является:

- закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами;

- развитие знаний и умений, полученных в период прохождения учебной практики;

- формирование практических навыков, устойчивых компетенций через активное участие обучающегося в деятельности соответствующего органа или организации;

- развитие способности самостоятельно и качественно выполнять задачи в сфере профессиональной деятельности; принимать обоснованные решения;

- укрепление связи обучения по избранному направлению и профилю подготовки с практической деятельностью;

- воспитание обучающихся в духе уважения к закону и праву.

Для реализации целей производственной практики необходимо реше­ние следующих задач:

- составление календарного графика прохождения практики;

- определение содержания практи­ки;

- знакомство с реальной практической работой государственного (муниципального) органа, негосударственной организации (учреждения), в которых проходит практика;

- анализ опыта организации подразделений, на которые возложена правовая работа в соответствующих органах, организациях (учреждениях);

- развитие навыков самостоятельного решения проблем и задач, связанных с проблематикой гражданско-правового профиля подготовки;

- овладение формами и методами работы, используемыми в организации (учреждении) при решении юридических вопросов;

- систематизация теоретических знаний, связанных со статусом и компетенцией органа (учреждения), в котором проходит практика;

- применение полученных в процессе обучения знаний для подготовки и последующего анализа юридических документов и дел;

- получение информации об особенностях юридической техники правотворчества и (или) правоприменения в тех органах, организациях (учреждениях), в которых проходит практика;

- изучение деловой документации, локальных нормативных правовых актов, правил делопроизводства, вопросов охраны труда и техники безопасности по месту прохождения практики;

- изучение и участие в разработке организационно-методических и нормативных документов для решения отдельных задач по месту прохождения практики.

1.3. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении

Производственной практики

Студенты в период практики должны получить практические навыки в соответствии с компетенциями определенных в ФГОС ВО:

- нормотворческая деятельность:

- правоприменительная деятельность:

- правоохранительная деятельность:

- экспертно-консультационная деятельность.

Студенты, освоившие программу бакалавриата, должны обладать следующими общекультурными компетенциями:

- способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

- способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-2);

- владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-3);

- способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-4);

- способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

- способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

- способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);

- готовностью пользоваться основными методами защитыпроизводственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-9).

Студенты, освоившие программу бакалавриата, должны обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

- способностью соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также иные нормативные правовые акты, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ОПК-1);

- способностью работать на благо общества и государства (ОПК-2);

- способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОПК-3);

- способностью сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу (ОПК-4);

- способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОПК-5);

- способностью повышать уровень своей профессиональной компетентности (ОПК-6).

- владением необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОПК-7).

Студенты, освоившие программу бакалавриата, должны обладать профессиональными компетенциями:

нормотворческая деятельность:

- способностью разрабатывать нормативные правовые акты в соответствии с профилем профессиональной деятельности (ПК-1);

правоприменительная деятельность:

- способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

- способностью обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

- способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

- способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

- способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

- владением навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

правоохранительная деятельность:

- готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

- способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

- способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

- способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

- способностью выявлять, давать оценку коррупционному поведению и содействовать его пресечению (ПК-12);

- способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

экспертно-консультационная деятельность:

- готовностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

- способностью толковать нормативные правовые акты (ПК-15);

- способностью давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).

Компетенции, которыми должен обладать студент после прохождения производственной практики представлены в Учебном плане СЗИ(Ф) МГЭУ / Компетенции / Распределение компетенций и в данной Программе выделены подчеркиванием.

III.СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Знакомство с организацией

Данный этап начинается с общего ознакомления с правоохранительными органами – суды, прокуратура, адвокатура, нотариат, органы юстиции, органы предварительного расследования, частные детективные и охранные учреждения, комиссии по делам несовершеннолетних и иные органы и организации , в той или иной степени обладающие полномочиями в сфере правоприменения, по результатам которого студенты раскрывают в отчете виды правоохранительной деятельности:

- организационно-правовая форма и название организации;

- содержание Устава;

- конституционный контроль;

- осуществление правосудия;

- прокурорский надзор;

- выявление и расследование преступлений;

- оперативно-розыскная деятельность;

- охрана общественного порядка;

- обеспечение государственной безопасности;

- оказание квалифицированной юридической помощи;

- удостоверение бесспорных прав и фактов.

Практика в Министерстве юстиции Российской Федерации

В ходе практики вМинюсте Россиистудент должен знать систему и структуру центральных и территориальных органов Минюста России.

Уметьоперировать юридическими категориями, свойственными правовой природе органов юстиции России: «обеспечение защиты нрав и свобод человека и гражданина», «регистрация некоммерческих организаций», «обеспечение установленного порядка деятельности судов», «контроль и надзор в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния», «судебные приставы», «исполнение уголовного наказания» и т.д.;

Владетьнавыками сравнения и сопоставления компетенции различных орга­нов юстиции.

Практика в Министерстве внутренних дел Российской Федерации

В ходе практики вМинюсте Россиистудент должен знать систему органов внутренних дел России, их предназначение, цели и задачи, особенности их деятельности.

Уметьоперировать юридическими категориями, свойственными правовому положению органов внутренних дел: «защита жизни, здоровья, прав и сво­бод граждан Российской Федерации», «охрана общественного порядка», «противодействие преступности», «безопасность дорожного движения», «охрана имущества физических и юридических лиц», «производство по де­лам об административных правонарушениях», «полиция», «внутренние во­йска», «оперативно-розыскная деятельность», «дознание и предварительное следствие», «розыск лиц и похищенного имущества», «дактилоскопическая регистрация», «Федеральная миграционная служба».

Владетьнавыками сравнения и сопоставления компетенции центральных и территориальных органов МВД России, включая органы полиции.

Базы практик

Таблица 18

Сведенияоместахпроведенияпроизводственнойпрактики

Местопроведенияпрактики Реквизиты и сроки действия договоров
1. Управление Федеральной службы судебных приставов по Мурманской области   договор от 28.02.2011г ., срок действия – бессрочный 183012, г. Мурманск, ул. Карла Либкнехта, д. 46, корп. 2
2. МБУ «Служба единого заказчика муниципального образования городское поселение Кильдинстрой»,   договор от договор от14.12.2012 г., срок действия – бессрочный 184367, МО, Кольский р-н, п. Кильдинскрой, ул Советская, д. 4
3. ООО Баренц, 184606 договор от договор от10.01.2013 г., срок действия – бессрочный г. Североморск, ул. Советская, д. 22 а
4. ЗАО Агросфера,   договор от договор от21.01.2013 г., срок действия – бессрочный 183038, г. Мурманск, Верхне-Ростинское шоссе, д.1.
5. Прокуратура Мурманской области,   договор от договор от12.03..2013 г., срок действия – бессрочный 183038, г. Мурманск, ул. Коммуны, 18а
6. Отдел полиции №1 УМВД России по МО   договор от договор от. 15.10.2012 г., срок действия – бессрочный г. Мурманск, ул. Дзержинского , д.7    
7. Управление федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Мурманской области,   договор от договор от12.03..2013 г., срок действия – бессрочный 183025, г. Мурманск, ул. Трудовые резервы, д.11а
8. Вычислительный центр Информационного центра УМВД России по Мурманской области,   договор от договор от10.09.2010 г., срок действия – бессрочный 183032, г. Мурманск, пр-т Ленина, д. 64
9. НФП электроэнергетики   договор от. 21.09.2011 г., срок действия – бессрочный 119072, г. Москва, Барсеневская набережная, д. 16, стр.5
10. ОАО «УРАЛСИБ»   договор от13.10.2011 г., срок действия – бессрочный 183038, г. Мурманск, ул. Софьи Перовской, д. 18
11. ООО «Страховая компания «Согласие»   договор от10.09.2012 г., срок действия – бессрочный 129110, г. Москва, ул. Гимеровского, д. 42
12. ООО Доломит   договор от19.01.2015 г., срок действия – бессрочный 183001, г. Мурманск, ул. Тралловая, д.16
13. ООО Корунд-Софт   договор от19.01.2015 г., срок действия – бессрочный 183025, Мурманск , ул. Марата, д.10
14. МО МОЭО Природа и молодежь   договор от19.01.2015 г., срок действия – бессрочный 183008, г. Мурманск, пр. Кольский, д.164, а/я 3354
15. Администрация Кольского района МО 184381, г. Кола, пр-т Советский, д.50 договор от02.04.2015 г., срок действия – бессрочный 184381, г. Кола, пр-т Советский, д.50
16. ООО «Делюкс» договор от 15.09.2015г., срок действия – до полного исполнения сторонами своих обязательств. г.Мурманск, пр.Кольский 158/1
17. АО «Страховая компания «Согаз-мед» договор от 15.09.2015г., срок действия – до полного исполнения сторонами своих обязательств. г.Мурманск, ул.Пушкинская, д.14
18. ООО «Галант-Мурман» договор от 16.09.2015г., срок действия – до полного исполнения сторонами своих обязательств. г.Мурманск, ул.Радищева, д.8
19. ООО «Инфотек норд» договор от 17.09.2015г., срок действия – до полного исполнения сторонами своих обязательств. г.Мурманск, пр.Ленина, д.89, оф.7.
20. ООО «Помор-Сервис» договор от 01.09.2015г., срок действия – до полного исполнения сторонами своих обязательств. г.Мурманск, тер.Рыбный порт
21. ООО «Дукос» договор от 17.09.2015г., срок действия – до полного исполнения сторонами своих обязательств. г.Мурманск, ул.Полярный круг, д.10, оф.1А.
22. ООО «Альта Виста» договор от 17.09.2015г., срок действия – до полного исполнения сторонами своих обязательств. г.Мурманск, ул.Полярный круг, д.10, оф.1А.
23. ФГКУ УМВД России по Мурманской области договор от 17.09.2015г., срок действия – до полного исполнения сторонами своих обязательств. г.Мурманск, ул.Папанина, д.8-25
24. ТУ Росимущества Мурманской области договор от 16.09.2015г., срок действия – до полного исполнения сторонами своих обязательств. г.Мурманск, ул.Пушкинская, д.12
25. ООО «Норд-Галант» договор от 17.09.2015г., срок действия – до полного исполнения сторонами своих обязательств. г.Мурманск, ул.Радищева, д.18
26. ООО ТД «Лазурит» договор от 01.09.2015г., срок действия – до полного исполнения сторонами своих обязательств.  
27. ООО «Морская компания» договор от 01.09.2015г., срок действия – до полного исполнения сторонами своих обязательств. г.Мурманск, ул.Траловая, 38.
28. ОАО «Дента» договор от 01.09.2015г., срок действия – до полного исполнения сторонами своих обязательств. г.Мурманск, ул.Комунны, 20
29. ООО «Компания» Ти Эй Си договор от 01.09.2015г., срок действия – до полного исполнения сторонами своих обязательств. г.Мурманск, ул.Халатина 13-28.
30. ООО «Абрис ЛИС» договор от 16.09.2015г., срок действия – до полного исполнения сторонами своих обязательств. г.Мурманск, ул.Радищева 9-6.
31. Мурманский филиал ООО «Т2 Мобайл» договор от 14.09.2015г., срок действия – до полного исполнения сторонами своих обязательств. г.Мурманск, пр.Героев Североморцев, д.33а.
32. ЗАО «Агросфера» договор от 17.09.2015г., срок действия – до полного исполнения сторонами своих обязательств. г.Мурманск, Нижне Ростинское шоссе, 1.
33. ООО «Энергосервис» договор от 01.09.2015г., срок действия – до полного исполнения сторонами своих обязательств. обл Мурманская, пос.Мурмаши, Южный переулок, 2.
34. ООО «Пан Тюльпан» договор от 21.09.2015г., срок действия – до полного исполнения сторонами своих обязательств. г.Мурманск, ул.Марата, 1.
35. Североморское Автотранспортное предприятие ПАО «Мурманскавтотранс» договор от 01.09.2015г., срок действия – до полного исполнения сторонами своих обязательств. г.Мурманск, ул.Транспортная. д.12.

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИКИ

В процессе организации практики руководителями от выпускающей кафедры и руководителем от предприятия (организации) должны применяться современные информационные технологии:

- Мультимедийные технологии: проекторы, ноутбуки, персональные компьютеры, комплекты презентаций, учебные фильмы.

- Дистанционная форма консультаций во время прохождения конкретных этапов учебной практики и подготовки отчета, которая обеспечивается: выходом в глобальную сеть Интернет, поисковыми системами Яндекс, Мейл, Гугл, системами электронной почты.

- Компьютерные технологии и программные продукты:Электронная-библиотечная система (ЭБС) i-books.ru (Айбукс-ру); Консультант плюс; Гарант; Наличие базы данных электронного каталога – АИБС LiberMedia; Windows 7; Office 2010.

Оформление отчета о производственной практике

Каждый студент представляет на кафедру отчет о производственной практике, который состоит из двух частей: текстовой и приложений.

Указания по оформлению текста:

- текст работы печатается на одной стороне стандартной белой бумаги формата А4 (размер - 210x297);

- текстовыйредактор WORD (Windows), шрифт Times new Roman. Размер шрифта 14, интервал 1,5, выравнивание по ширине, абзацный отступ - 1,25.

- размер полей страницы: левое - 30 мм - для переплета, правое — 10 мм; верхнее поле – 20 мм; нижнее поле –20 мм;

- заголовки печатаются: главы – прописными буквами, параграфы – строчными; каждая глава начинается с новой страницы;

- главы нумеруются римскими цифрами (например, ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ …), параграфы (подразделы) – арабскими (например, 1.1. Виды, формы …);

- цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в середине и верхнего поля страницы. Выпускная квалификационная работа имеет сквозную нумерацию (приложения не нумеруются);

- сноски оформляются: постраничные с нумерацией - 1, 2 и т.д. на каждой странице, шрифт TimesNewRoman, 10 шрифт.

- При постраничном цитировании следует придерживаться следующего: ссылка на источник предусматривает полное включение всей ее библиографической информации с указанием страницы (например, Финансовый менеджмент: учебник / под ред. В.И.

- Ильина. – М.: Омега-Л, 2013.- С.45); если источник тот же, тогда оформляется следующим образом – там же, - С.71.)

Страницы отчета с таблицами, рисунками и приложениями должны иметь сквозную нумерацию.

Первой страницей является титульный лист, на котором номер страницы не проставляется. Иллюстрации, таблицы, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц.

Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами. Номер страницы проставляется вверху по центру, без черточек (шрифт TimesnewRoman. Размер шрифта 14)

Заголовки глав (параграфов) отражают предельно кратко и точно суть излагаемых проблем, отделяются от основного текста пробелом в 2 интервала сверху и снизу. Если заголовки стоят в начале страницы, то отделяются от основного текста пробелом в 2 интервала снизу.

Заголовок набирается полужирным шрифтом, прописными буквами и выравнивается по центру. Точка в конце заголовка не ставится. Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через один междустрочный интервал. Заголовок не должен содержать переносов, то есть на конце строки слово должно быть обязательно полным.

Текст печатается на расстоянии 2 интервалов от заголовка в установленных границах полей.

Изложение текста отчета. Текст должен быть кратким, четким и не допускать различных толкований.

В работе большое значение имеет правильное определение абзацев. Абзацу должна быть присущи единая тема и логическая целостность.

Оформление таблиц, рисунков, формул в работе

Отдельные положения выпускной квалификационной работы должны быть иллюстрированы цифровыми данными из справочников, монографий и других источников, при необходимости оформленными в справочные или аналитические таблицы.

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Таблица – форма представления текста, документа, в котором характеризуются несколько объектов по ряду признаков.

При составлении аналитических таблиц исходные данные выносятся в приложение к выпускной квалификационной работе, а в тексте приводятся расчеты отдельных показателей.

Таблица должна занимать не более одной страницы. Если аналитическая таблица по размеру превышает одну страницу, ее следует включить в приложение. В отдельных случаях можно заимствовать таблицы из литературных источников.

На все таблицы должны быть ссылки в тексте. Ссылаться на таблицу нужно в том месте текста, где формулируется положение, подтверждаемое или иллюстрируемое ею. При ссылке следует сокращенно писать слово «табл.» с указанием её номера.

В тексте, анализирующем или комментирующем таблицу, не следует пересказывать ее содержание, а уместно формулировать основной вывод, к которому подводят табличные данные, или вводить дополнительные показатели, более отчетливо характеризующие то или иное явление или его отдельные стороны.

Таблицу следует располагать в выпускной квалификационной работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Таблицы слева, справа и снизу ограничиваются линиями.

Название таблицы, при его наличии, должно отражать её содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей по центру.

При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не поводят.

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и номер её указывают один раз справа над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1».

Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из оного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее – кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, символов не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблицы.

Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всего отчета. Номер следует размещать в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова «Таблица». Слово «Таблица» пишется с прописной буквы, точка в конце не ставится(Пример: Таблица 20).

Если всего одна таблица, ее не нумеруют и слово «Таблица» не пишут.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

Таблицы слева, справа, вверху и снизу, как правило, ограничивают линиями. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.

Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.

Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

Пример оформления таблицы:

Таблица 20

Среднегодовая доходность ценных бумаг США за 1926 – 1993 гг., %

Виды ценных бумаг Доходность Премия за риск
1. Казначейские векселя 3,74 -
2.Долгосрочные государственные облигации 5,36 1,62
3. Долгосрочные облигации корпораций 5,90 2,16
4. Обыкновенные акции 12,34 8,60
5. Изменение потребительских цен 3,25 -

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки, рисунки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются.

Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.

На все иллюстрации должны быть даны ссылки в отчете.

Иллюстрации, за исключение иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей выпускной квалификационной работы.

Иллюстрации должны иметь названия, которые помещают под иллюстрацией. При необходимости перед названием рисунка можно поместить поясняющие данные.

При построении графиков по осям координат откладываются соответствующие показатели, буквенные обозначения которых выносятся на концы координатных осей, фиксируемые стрелками. При необходимости вдоль координатных осей делаются поясняющие надписи.

Пример оформления рисунков:

б.5.п.1.программа производственной практики - student2.ru

Рис. 1. Выручка ОАО «ЛУКОЙЛ» за 2006-2010 гг., млн. долл.

Рис. 2. Структура собственников ОАО «Газпром» (3 квартал 2015 г.)

Формулы располагают отдельными строками в центре листа или внутри текстовых строк. В тексте рекомендуется помещать формулы короткие, простые, не имеющие самостоятельного значения и не пронумерованные.

Наиболее важные, а также длинные и громоздкие формулы, содержащие знаки суммирования, произведения, дифференцирования, интегрирования, располагают на отдельных строках и набираются в специализированных программах (например, MicrosoftEquation, MathType). Непосредственно в тексте обычно помещают короткие, простые формулы, не имеющие самостоятельного значения. Для экономии места несколько коротких однотипных формул, выделенных из текста, можно помещать на одной строке, а не одну под другой. При этом студенту следует пронумеровать наиболее важные формулы, на которые имеются ссылки в последующем тексте. Порядковые номера формул обозначают арабскими цифрами в круглых скобках у правого края страницы. В случае использования в формуле аббревиатур, сокращений или переобозначений принято после формулы размешать пояснения.

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия.

Пример оформления формул:

Эфр = (Ра (1 - Кн) -СП))ЗК/СК, (1)

где

Эфр – эффект финансового рычага;

Ра – экономическая рентабельность совокупного капитала до уплаты налогов (отношение суммы прибыли к среднегодовой сумме всего капитала);

Кн – коэффициент налогообложения (отношение суммы налогов к сумме прибыли);

СП – ставка ссудного процента, предусмотренного контрактом;

ЗК – заемный капитал;

СК – собственный капитал.

Список литературы должен содержать перечень источников (не менее 20), использованных при составлении отчета (Приложение 5).

Текстовая часть отчета должна быть написана на листах стандартного формата (А4), общим объемом 25–30 страниц, и отражать в первую очередь ту работу, которую студент проделал самостоятельно или вместе с работниками организации. В частности, здесь дается краткая организационная/экономическая/финансовая характеристика организации; описывается структура его финансовых служб, их функции; приводится характеристика отдельных направлений деятельности организации (с обязательным приложением к отчету заполненного комплекта документов и годовой отчетности, дополнительных отчетных форм, аналитических таблиц); обобщаются выводы, сделанные студентом в период прохождения практики.

Приложения к отчету состоят из набора заполненных форм первичных и сводных документов, копии Устава, копий финансовой отчетности и др., на которые студент обязательно ссылается при написании текстовой части отчета. Документы, входящие в приложения, должны иметь свою нумерацию и располагаться в таком порядке, в каком ссылаются на них в отчете. (Пример: Приложение 1).

Содержание отчета по производственной практике должно полностью соответствовать плану прохождения практики, утвержденному руководителем практики от организации – базы практики.

Отчет по производственной практике формируется в следующей последовательности:

1. Титульный лист (Приложение 1).

2. Дневник прохождения практики (Приложерие2).

3. Характеристика руководителя практики от организации (Приложение 3).

4. Содержание отчета (Приложение 4).

5. Текстовая часть.

6. Список литературы (Приложение5).

7. Приложения ( не нумеруются).

Нумерация страниц текстовой час<

Наши рекомендации