Источники гражданского права рф
Понятие источников гражданского права и гражданского законодательства.Источники права – формы закрепления (внешнего выражения) правовых норм.
Источники гражданского права – формы выражения гражданско-правовых норм, они делятся на:
· правовые акты;
· обычаи.
Виды источников гражданского права:
· Конституция РФ (обладает наивысшей юридической силой);
· Гражданский кодекс РФ (имеет высшую юридическую силу среди других гражданских законов, и содержащие в них нормы не должны им противоречить);
· федеральные законы (Об акционерных обществах; Об обществах с ограниченной ответственностью; О несостоятельности (банкротстве); О залоге; и др.);
· законы Союза ССР и законы РСФСР (действуют на территории РФ в части, не отмененной и не противоречащей действующему законодательству РФ, принятому после 12 июня 1990г.);
· подзаконные акты (указы Президента, постановления Правительства РФ);
· международно-правовой договор;
· обычаи делового оборота (сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности, не закрепленные законодательством правила поведения);
· юридический прецедент официально НЕ признается источником гражданского права, но судебная практика играет большую роль в применении гражданского законодательства.
Все нормативные акты в зависимости от их юридической силы делятся на законы (законодательные акты) и подзаконные нормативные акты. Законы обладают большей юридической силой по отношению к подзаконным нормативным актам. В соответствии со ст. 76 Конституции РФ законы подразделяются на федеральные конституционные законы и федеральные законы. Федеральные конституционные законы обладают большей юридической силой по сравнению с федеральными законами. Поэтому федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.
Конституция РФ обладает высшей юридической силой по сравнению с другими нормативными актами. Будучи Основным Законом, Конституция РФ содержит в себе нормы различных отраслей права. Среди них есть и нормы гражданского права. В Конституции РФ содержатся основополагающие для гражданско-правового регулирования нормы. Это – нормы, определяющие формы и содержание права собственности (ст. 35,36 Конституции РФ), параметры правоспособности, право граждан на занятие предпринимательской деятельностью. В основе гражданско-правового регулирования личных неимущественных отношений, возникающих по поводу таких духовных ценностей, как честь, достоинство и доброе имя гражданина, его свобода и личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, лежат ст. 20-25 Конституции РФ.
Особое значение в системе гражданского законодательства занимает Гражданский кодекс РФ. Он является отраслевым кодифицированным законодательным нормативным актом. Гражданский кодекс РФ имеет высшую юридическую силу среди других гражданско-правовых нормативных актов, и содержащиеся в них нормы не должны ему противоречить.
17.Субъекты гражданских правоотношений.
Под субъектами понимаются участники гражданских правоотношений. В соответствии со ст. 2 ГК ими являются: гражданские лица, юридические лица, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.
Одни участники обладают правами и называются управомоченными лицами, другие несут обязанности и называются обязанными лицами.
Управомоченные и обязанные лица противостоят друг другу и не могут существовать один без другого.
Для того чтобы участвовать в гражданских правоотношениях, необходимо обладать гражданской правоспособностью - абстрактной, общей способностью лица иметь предусмотренные законом права (ст. 17, 49 ГК).
Правоспособностью участников гражданских правоотношений наделяет государство, признавая тем самым их в качестве субъектов права.
Для того чтобы своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя обязанности и исполнять их, субъекты гражданских правоотношений наделяются дееспособностью (ст. 21 ГК).
Термин "правосубъектность" объединяет правоспособность и дееспособность.
Правосубъектность определяется как социально- правовая способность быть участником гражданских правоотношений.
Термин "физические лица" включают в себя не только граждан РФ, но и иностранцев, лиц без гражданства, которые пользуются равными с гражданами России имущественными и неимущественными правами за изъятиями установленными в законе.
Так, в соответствии со ст. 23 "Воздушного кодекса" и ст. 41 "Торгового мореплавания" в состав воздушных и морских судов могут входить только Российские граждане.
Ограничения гражданской правоспособности иностранных граждан возможно по Постановлению Правительства РФ в качестве ответной меры (ресторсии) для граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения правоспособности российских граждан (ст. 162 Основ и ст. 562 ГК 1964 г.).
Юридические лица, вступающие в гражданские правоотношения, могут иметь общую и специальную правосность (см. юридические лица).
Обладают гражданской правосностью и дееспособностью РФ, субъекты РФ и муниципальные образования. Участвуя в гражданских правоотношениях, они не выступают в качестве носителей властных полномочий, имеют равные права по сравнению со своими контрагентами юридическими и физическими лицами.
К ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если они не вытекают из закона или особенностей данных субъектов (ст. 124 ГК).
Вместе с тем, и государственные образования не могут быть участниками всех гражданских правоотношений, например, государственные образования не могут выступать в наследственных правоотношениях в качестве наследодателя.
Состав участников правоотношения может меняться в результате правопреемства, под которыми понимается переход прав и обязанностей от одного лица - правопредшественника, к другому - правопреемнику, причем последний выступает в правоотношениях вместо своего предшественника.
Правопреемство может быть универсальным (общим) или синулярным (частным).
Особенность общего - правопреемник занимает место правопредшественника во всех правах и обязанностях, за исключением тех, которых закон не допускает правопреемство вообще (например, право авторства).
В соответствии со ст. 58 ГК при любой форме реорганизации (слияние, выделение, разделение, преобразование, присоединение) права и обязанности ранее существовавшего юридического лица переходит к вновь образуемым.
По наследству к наследнику переходят имущественные права и обязанности.
Под частными правопреемством понимается правопреемство, возникающее в одном или нескольких правоотношениях.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 382 ГК право требования, принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.
Однако не все права могут переходить от одного лица к другому.
Как следует из ст. 383 ГК, переход прав, неразрывно связанных с личностью кредитора (в частности права требования алиментов и возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью и т.д.), не допускается.
Содержание гражданского правоотношения - это составляющие его субъективные права (правомочия) и обязанности. Название "субъективные" они получили потому, что принадлежат конкретным участникам правоотношений.
18.Юридические лица. Их классификация.
В соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации «юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего лица приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».
Юридические лица могут классифицироваться:
по формам собственности. В зависимости от формы собственности, лежащей в основе юридического лица, выделяются государственные и частные (негосударственные) юридические лица. К числу государственных (в широком смысле, т. е. включая и муниципальные) относятся все унитарные предприятия, а также некоторые учреждения. Значение такого деления становится понятным, если учесть, что государственные юридические лица (даже коммерческого характера) с необходимостью должны преследовать общегосударственные интересы, чем и обусловливается специфика их правового регулирования. В данной классификации можно усмотреть прямую аналогию с принятым за рубежом делением организации на юридические лица публичного и частного права.
по целям деятельности. Коммерческие и некоммерческие организации разделяются по тому, каковы основные цели их деятельности: извлечение прибыли, а также ее распределение между участниками, либо иные цели, не связанные с предпринимательством. По общему правилу, некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это необходимо для достижения их уставных целей. При этом они не вправе распределять полученную прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 50 ГК).
по составу учредителей. В зависимости от состава учредителей можно выделять: юридические лица, учредителями которых могут выступать только юридические лица (союзы и ассоциации), только государство (унитарные предприятия и государственные корпорации) или же любые, за отдельными исключениями, субъекты права (все остальные юридические лица).
по характеру прав участников. Различный характер прав участников в отношении имущества юридического лица позволяет выделить:
— организации, на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право: государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения;
организации, в отношении которых их участники имеют обязательственные права: хозяйственные товарищества и общества, кооперативы, некоммерческие партнерства, государственные корпорации;
— организации, в отношении которых их участники не имеют имущественных прав: общественные объединения, религиозные организации, фонды, объединения юридических лиц и автономные некоммерческие организации.
в зависимости от объема вещных прав организации. В зависимости от объема прав самого юридического лица на используемое им имущество можно различать:
— юридические лица, обладающие правом оперативного у правления на имущество: учреждения и казенные предприятия;
— юридические лица, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество: государственные и муниципальные унитарные предприятия (кроме казенных);
— юридические лица, обладающие правом собственности на имущество: все другие юридические лица.
в зависимости от личного или имущественного участия. Хозяйственные товарищества и общества можно классифицировать по тому, что более важно для участников: объединение их личных усилий для достижения предпринимательских целей (товарищества) или объединение капиталов (общества). Наряду с этим по степени увеличения предпринимательского риска участников хозяйственные общества и товарищества могут выстраиваться в следующую цепочку: полное товарищество, товарищество на вере, общество с дополнительной ответственностью, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество.
по порядку образования. Порядок создания юридического лица также может выступать в качестве критерия классификации: в таком случае юридические лица делятся на образуемые в разрешительном или нормативно-явочном порядке.
по составу учредительных документов. По составу учредительных документов разграничиваются договорные юридические лица — хозяйственные товарищества, договорно-уставные — общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы, а также уставные юридические лица.
19.Понятие, предмет и метод административного права.
Административное право –это самостоятельная часть системы правы Российской Федерации, состоящая из юридических норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления (или в сфере деятельности ФОИВ).
В России в начале было полицейское право, потому что именно полиция осуществляла функции государственного управления. Только в начале 20 века выделилось административное право.
ПРЕДМЕТ административного права – это урегулируемые нормами административного права общественные отношения в сфере государственного управления.
Предмет отрасли права составляет круг общественных отношений, отличающихся принципиальной однородностью и регулируемых данной отраслью. Для понимания сущности и особенностей любой отрасли права важно понимание сферы общественных отношений, которая регулируется этой отраслью права.
В теории административного права отмечается, что административное право - это управленческое право.
Предмет административного права включает:
· управленческие отношения, имеющие государственное содержание – в сфере исполнительной власти (внешние);
· внутриорганизационные отношения в органах ветвей власти и иных государственных органах (внутренние).
Эти отношения образуют область государственного управления, в рамках которой субъекты государственного управления и прежде всего органы исполнительной власти реализуют задачи, определенные законодательством РФ в пределах своей компетенции.
При этом необходимо отметить, что в сферу административного права входят управленческие отношения, имеющие государственное содержание. Отсюда видно, что не все общественные отношения, по своей природе являющиеся управленческими, можно отнести к предмету административного права. В частности, отношения, возникающие в связи с функционированием негосударственных формирований (общественные объединения, коммерческие структуры и т.п.), не относятся к предмету административного права, но его нормы оказывают определенное регулирующее воздействие на них в тех случаях, когда это прямо предусматривается действующим законодательством.
Таким образом, что характерно для регулятивной роли административного права и в чем в наибольшей степени проявляются его особенности - это функционирование системы исполнительной власти. Соответственно административное право фактически выступает в качестве юридической формы реализации задач, функций, методов и полномочий, возлагаемых Конституцией и законодательством РФ на субъектов исполнительной власти, действующих в рамках разделения властей. Поэтому административное право отчетливо выражает все особенности, присущие государственно-управленческой деятельности, являясь по своему юридическому назначению управленческим правом (или правом управления).
Особенности административного права:
1. Административное право регулирует общественные отношения, возникающие прежде всего в связи с деятельностью органов исполнительной власти и иных органов, осуществляющих в соответствии с федеральным законом исполнительно-распорядительные полномочия, но не являющихся органами исполнительной власти (например, администрация государственных корпораций, холдингов и концернов, органы военного управления).
2. Административное право регулирует такие общественные отношения, в рамках которых в принципе исключено юридическое равенство их участников. Объясняется это тем, что в них непременно участвует субъект исполнительной власти, способный в силу предоставленных ему юридически властных полномочий подчинять поведение иных участников этих отношений своим односторонним волеизъявлениям.
3. Отношения, регулируемые административным правом, обусловлены исполнительно-распорядительной деятельностью субъектов государственного управления. Исполнительной эта деятельность является потому, что направлена на исполнение, претворение в жизнь законов и других нормативных актов. Распорядительной эта деятельность является, поскольку в процессе управления его субъекты обладают государственно-властными распорядительными полномочиями, правом действовать от имени государства, принимать обязательные к исполнению акты, применять меры государственного принуждения, т.е. осуществлять распорядительные полномочия.
Метод правового регулирования- определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения. Следовательно, если предмет позволяет определить сферу правового регулирования, то метод - средства этого регулирования.
Необходимо отметить, что любая отрасль российского права использует в качестве средств правового регулирования следующие три юридические возможности:
· предписание;
· запрет;
· дозволение.
Предписания - возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.
Запреты - фактически те же предписания, но иного характера, а именно: возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.
Дозволения - юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.
20.Источники административного права.
Источники административного права – это внешняя форма выражения административно-правовой нормы.
Нормативно-правовой акт является источником административного права, если он содержит административно-правовые нормы (регулирует общественные отношения в сфере государственного управления).
Источники административного права на федеральном уровне
I. Законодательные
1. Конституция Российской федерации
2. Федеральные Конституционные законы
3. Федеральные законы
4. Законы РСФСР; законы Российской Федерации; законы СССР
II. Подзаконные
1. Указы президента
2. Постановления правительства
3. Акты министерств и ведомств
Источники административного права на уровне субъектов
I. Законодательные
1. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации
2. Законодательство субъектов
II. Подзаконные
1. Президентские акты, акты глав администраций
2. Акты правительств субъектов
3. Акты министерств и ведомств субъектов
Источники административного права на уровне местного самоуправления (в случае наделения органами местного самоуправления необходимыми государственными полномочиями)
1. Акты представительных органов самоуправления
2. Акты исполнительных органов самоуправления
Источники административного права на межгосударственном уровне