Классификация соучастия (формы и виды соучастия)
В настоящее время в уголовном праве не имеется исчерпывающей и общепризнанной классификации разновидностей соучастия. Для практического использования наиболее приемлемой является классификация по способу объединения совместных усилий соучастников в процессе совершения преступления. В этой связи выделяют две формы соучастия:
– простое соучастие (соисполнительство);
–сложное соучастие (с разделением ролей).
При простом соучастии все совместно действующие лица своими действиями непосредственно выполняют объективную сторону преступления, то есть все соучастники являются соисполнителями преступления.
Иногда каждый из соисполнителей выполняет объективную сторону в полном объеме, согласовывая свои действия с иными соучастниками. Например, когда два лица, действуя по предварительному сговору, проникли с целью кражи в чужую квартиру, и оба непосредственно участвовали в изъятии и завладении чужим имуществом. В иных случаях соучастники могут распределять роли при совершении преступного деяния, выполняя его лишь частично. Так, при изнасиловании одно лицо может применить физическое насилие к потерпевшей с целью подавления ее воли, а второе – совершить с ней половой акт. Оба признаются исполнителями этого преступления.
При сложном соучастии совместно с исполнителем (исполнителями) в совершении преступления участвуют и те соучастники, которые непосредственно не выполняют деяния, объективную сторону преступления.
Речь идет о подстрекателе, пособнике, а также организаторе, не участвующем непосредственно в совершении преступления. Такие лица принимают опосредствованное участие в преступлении – через действия исполнителя, с которым состоят в сговоре. Так, Митрофанов склонил Семенова к совершению квартирной кражи. По предложению Семенова, Козин, зная о готовящейся краже, изготовил отмычку, с помощью которой Семенов проник в чужую квартиру и похитил имущество. В данном случае имеется сложная форма соучастия: Митрофанов является подстрекателем преступления, Козин – пособником, а исполнитель кражи – Семенов.
Уголовно-правовое значение данной классификации. При простой форме соучастия (соисполнительстве) действия всех соучастников квалифицируются по одной (общей для всех) статье Особенной части УК РФ. При сложном соучастии действия соучастников квалифицируются таким же образом. Однако при оценке деяний соучастников, не участвовавших в непосредственном совершении преступления, требуется ссылка на соответствующую часть статьи 33 УК РФ. Так, в вышеприведенном примере действия Семенова следует оценить по ч. 3 ст. 158 УК РФ (как совершение кражи с незаконным проникновением в жилище). Подстрекателю Митрофанову вменяется та же статья, но со ссылкой на часть 4 ст. 33 УК РФ. Юридическая формула обвинения пособника Козина будет выглядеть следующим образом – ч. 5 ст. 33 и ч. 3 ст. 158 УК РФ.
Виды группового соучастия
Многие статьи Особенной части содержат квалифицирующие признаки группового совершения преступления («группа лиц без предварительного сговора», «группа лиц по предварительному сговору», «организованная группа»). Преступление признается совершенным группой лиц, если в его совершении совместно участвовали два или более исполнителя.
В зависимости от наличия либо отсутствия предварительного соглашения (сговора) между соучастниками и степени их сплоченности, законодатель выделяет четыре вида группового совершения преступления(ст. 35 УК РФ):
1.Группа лиц без предварительного сговора. В соответствии с частью 1 статьи 35 УК РФ такая группа характеризуется следующими признаками:
– наличием двух и более исполнителей преступления;
– отсутствием между соисполнителями предварительного сговора на совместное совершение преступления.
Само соглашение о совместных действиях по исполнению преступления возникает, как правило, уже в процессе начавшегося покушения на преступление – когда к исполнителю, совершающему преступление, присоединяется другое лицо с целью объединения усилий по исполнению преступления. Однако бывает, что соглашение возникает одновременно с началом непосредственного совершения преступления. Например, когда двое лиц без подготовки и предварительного сговора одновременно напали на потерпевшего и нанесли ему совместными действиями побои.
2. Группа лиц с предварительным сговором(ч. 2 ст. 35 УК РФ) характеризуется следующими признаками:
– имеются два или более соисполнителя преступления;
– они действуют по предварительному сговору, то есть соучастники заранее, до начала действий, непосредственно направленных на совершение преступления, договорились о совместном участии в преступлении. Таким образом, здесь сговор достигается на стадии приготовления к преступлению: устно или письменно, иногда и с помощью жестов.
В отличие от группы лиц без предварительного сговора, группа лиц по предварительному сговору обычно представляет большую общественную опасность: она лучше организована, между соучастниками сформирована субъективная связь, позволяющая детально согласовывать их действия в процессе совершения преступления.
От группового совершения преступления следует отличать ситуации, при которых соучастие имеется, однако оно не является групповым. Например, Макаров и Кальмин сговорились убить потерпевшего. Для реализации этой цели Макаров изготовил нож и передал в качестве орудия преступления Кальмину. Последний встретил на улице потерпевшего и убил ударом ножа. В такой ситуации виновным не может вменяться квалифицирующий признак убийства «группа лиц по предварительному сговору» (пункт «ж» части 2 ст. 105 УК РФ). Собственно, сговор на совместное совершение преступления у соучастников имелся. Однако исполнял преступление только один соучастник (Кальмин), а Макаров являлся пособником убийства.
3. Организованная группа. В соответствии с частью 3 ст. 35 УК РФ организованной признается группа лиц:
а) заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений;
б) обладающая признаком устойчивости. Именно по этому признаку организованная группа отличается от «простой» группы лиц по предварительному сговору.
Устойчивость группы определяется целым рядом обстоятельств в различном их сочетании. Так, об ее устойчивости могут свидетельствовать следующие признаки (в различном своем сочетании):
– большой временной промежуток существования группы;
– неоднократность совершения преступлений членами группы;
– наличие в группе лидера;
– распределение в группе ролей при совершении преступной деятельности;
– тщательная подготовка совершаемых преступлений;
– своеобразие методов совершения преступлений;
– использование при их совершении сложных технических устройств и специальных средств;
– прочные связи между соучастниками и высокая степень согласованности в процессе совершения преступлений;
– относительная обособленность и изолированность группы;
– конспиративный характер отношений между ее членами;
– наличие в группе своих правил поведения, субординации отношений, строгой дисциплины, общей казны и другие.
Особенность функционирования организованной группы в том, что каждый ее член принимает участие в преступной деятельности на том месте, которое ему отведено, выполняет в группе свои, строго определенные обязанности. Зачастую в организованной группе отпадает необходимость участия в непосредственном совершении преступлений всех входящих в группу соучастников. Тот же лидер либо лица, ответственные за сохранность и исправность технических средств, хранение общей денежной кассы, обеспечение конспирации, могут лично не совершать деяния, составляющих объективную сторону конкретных преступлений. По общему правилу их нельзя отнести к исполнителям преступления. Однако организованный характер группы, создающий ее повышенную общественную опасность, позволил законодателю установить особое правило квалификации: все члены организованной группы, принимавшие какое-либо участие в совершенных группой конкретных преступлениях, признаются их исполнителями. При этом не имеет значения место и выполняемая роль, определенные лицу при осуществлении запланированной преступной деятельности.
4. Преступное сообщество (преступная организация) – наиболее опасный вид группового соучастия. От организованной группы преступное сообщество отличается следующими признаками:
– сплоченностью (тогда как организованная группа обладает лишь устойчивостью);
– целевой установкой на совершение тяжких и особо тяжких преступлений (организованная группа может быть создана и для совершения преступлений, относящихся к категориям небольшой или средней тяжести).
Таким образом, преступное сообщество – это та же организованная группа, но характеризующаяся качественно иным, более высоким уровнем устойчивости – сплоченностью сообщников. К сожалению, законодатель не раскрывает четких ориентиров отграничения устойчивости от сплоченности. Надо полагать, что эти понятия отличаются по качественным и количественным показателям. С качественной стороны о сплоченности свидетельствуют упомянутые признаки устойчивости, но их качественное развитие на порядок выше, ярко выражено. С количественной стороны устойчивость группы можно констатировать при наличии двух-трех указанных признаков, тогда как сплоченность предполагает гораздо большее их число. Например, организованная группа может быть создана для совершения и одного преступления, но требующего тщательной долговременной подготовки, сложного в исполнении, в то время как преступное сообщество нацелено на совершение долговременной преступной деятельности. Преступная связь между его членами характеризуется долговременностью и особой устойчивостью. Для преступного сообщества свойственны признаки, которые лишь иногда встречаются в организованных группах: наличие связей с коррумпированными чиновниками из органов власти и правоохранительных органов, сложная иерархическая внутренняя структура организации, наличие у лидеров телохранителей, лиц, выполняющих специфические «полицейские» функции внутри сообщества, полное дистанцирование руководителей от рядовых членов и пр.
Ввиду опасности рассматриваемого вида группового соучастия законодатель сам факт создания преступного сообщества и участия в нем считает самостоятельным и оконченным преступлением, квалифицируемым по ст. 210 УК РФ.
Организатор преступного сообщества подлежит уголовной ответственности за все совершенные преступным сообществом преступления, если они охватывались его умыслом (ч. 5 ст. 35 УК РФ).
По своей внутренней структуре преступное сообщество может быть как цельной (монолитной) организацией, так и объединением относительно самостоятельных организованных групп.
Уголовно-правовое значение группового совершения преступления:
1. Совершение преступления в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества (преступной организации) является обстоятельством, отягчающим наказание (пункт «в» части 1 ст. 63 УК РФ).
2. Во многих составах тот или иной вид группового соучастия предусматривается в качестве квалифицирующего признака преступления. Например, по пункту «а» части 2 ст. 158 УК РФ квалифицируется кража, совершенная «группой лиц по предварительному сговору», по пункту «а» части 4 ст. 158 УК РФ – кража, совершенная «организованной группой».
3. За создание, руководство и участие в преступном сообществе предусмотрена самостоятельная уголовная ответственность (ст. 210 УК РФ). Конкретные преступления, совершенные участниками такого сообщества, требуют самостоятельной уголовно-правовой оценки.