Органы принудительного исполнения. Роль суда в исполнительном производстве. Субъекты исполнительного производства, их процессуальные права и обязанности.
Субъекты исполнительного производства занимают различное правовое положение, наделены неодинаковым кругом прав и обязанностей. Поэтому по своей процессуальной роли, возможностям воздействия на ход исполнительного производства, по характеру своей заинтересованности они делятся на следующие большие группы:
1) органы принудительного исполнения;
2) суды общей юрисдикции и арбитражные суды;
3) стороны исполнительного производства;
4) органы, исполняющие требования исполнительных документов;
5) лица, содействующие процессу исполнения.
Правила о субъектах исполнительного производства схожи с аналогичными положениями гражданского и арбитражного судопроизводства, нотариального и административного производства. Взаимосвязь проявляется в том, что лицо, наделенное, например, процессуальной правосубъектностью в арбитражном судопроизводстве, должно одновременно признаваться и субъектом исполнительного производства для того, чтобы выступать в качестве взыскателя либо должника. В этом смысле правосубъектность субъектов исполнительного производства носит производный характер от процессуальной и гражданской правосубъектности, компетенции в сфере публично-правовых отношений, одним словом - от оснований участия в соответствующих процессуальных и материальных правоотношениях, в рамках которых было разрешено юридическое дело и выдан исполнительный документ. числу органов принудительного исполнения относится в соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об исполнительном производстве» Служба судебных приставов Российской Федерации и Службы судебных приставов субъектов Российской Федерации. При этом непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению возлагается на судебного пристава-исполнителя. Поэтому юридически более правильно в качестве органа принудительного исполнения рассматривать судебного пристава-исполнителя. В пользу изложенного вывода говорят те положения законодательства об исполнительном производстве, согласно которым:
- судебный пристав-исполнитель является процессуально самостоятельным и относительно независимым лицом, действующим непосредственно на основании Федерального закона «Об исполнительном производстве»;
- судебный пристав-исполнитель принимает от своего имени решения, облекаемые в форму постановлений, и иные акты, непосредственно влияющие на динамику исполнительного производства;
- юридические действия судебного пристава-исполнителя являются самостоятельным объектом обжалования вышестоящим должностным лицам Службы судебных приставов либо в судебном порядке.
Следует иметь в виду, что Служба судебных приставов в настоящее время является не единственным органом среди федеральных органов исполнительной власти, а судебный пристав-исполнитель - неединственное должностное лицо, исполняющее требования исполнительных документов. К их числу временно относятся и федеральные органы налоговой полиции, которым согласно п. 12 ст. 11 Федерального закона «О федеральных органах налоговой полиции» предоставлено право, налагать административный арест на имущество юридических лиц с последующей реализацией этого имущества в случае невыполнения обязанностей по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 1998 г. № 604 «О мерах по обеспечению безусловного исполнения решений о взыскании задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам» впредь до формирования службы судебных при ставов в соответствии с Федеральным законом «О судебных при ставах» федеральные органы налоговой полиции осуществляют предусмотренные Федеральным законом «О федеральных органах налоговой полицию) меры, направленные на обеспечение взыскания задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам, на основании решений судов, постановлений Правительства Российской Федерации, а также решений иных органов, имеющих право принимать такие решения в соответствии с федеральными законами (органов, взимающих платежи в государственные обязательные внебюджетные фонды). Таким образом, в отличие от судебного пристава-исполнителя должностные лица органов налоговой полиции исполняют исполнительные документы, которые они выносят сами, и взыскание по которым осуществляется в интересах бюджета Российской Федерации. Компетенция судебного пристава исполнителя более широкая, поскольку судебный пристав-исполнитель занимается реализацией практически всех исполнительных документов, перечисленных в ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Согласно ч. 2 п. 1 ст. 47 НК взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента - организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном
Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей. Таким образом, и решения налоговых органов о взыскании налогов за счет имущества будут про изводиться в рамках исполнительного производства и под контролем судебного пристава-исполнителя, что обеспечивает большую процедурную урегулированность и соблюдение законодательства. Согласно ст. 3 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации абз. 2 п. 1 ст. 47 НК вводится в действие с 1 января 2000 г.
Участие органов судебной власти в исполнительном производстве сводится к следующему. Суды в основном осуществляют функции предварительного либо последующего судебного контроля за деятельностью судебного пристава-исполнителя, санкционируя совершение соответствующих действий судебного пристава-исполнителя либо разрешая возникающие споры
Во-первых, в компетенции суда (или судьи) общей юрисдикции либо арбитражного суда осталось решение ряда существенных вопросов исполнительного производства, например выдача исполнительного листа, решение вопросов восстановления пропущенного срока предъявления исполнительного документа к взысканию, о разъяснении судебного акта для целей его исполнения, отсрочке или рассрочке исполнения, изменении способа и порядка исполнения и целого ряда других вопросов в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве», ГПК и АПК. В таких случаях суды осуществляют функции либо предварительного судебного контроля (например, разрешая приостановление исполнительного производства), либо решения вопросов, связанных с правовым действием исполнительного документа и судебного акта, на основании которого документ был выдан (разъясняя решение суда).
Во-вторых, суд осуществляет последующий контроль за действиями судебного пристава-исполнителя в тех случаях, когда жалобы заинтересованных лиц на его действия и постановления подаются в суд или арбитражный суд в зависимости от вида исполнительного документа.