Подзаконные нормативные правовые акты как источники налогового права

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполни­тельной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного

самоуправления и органы государственныхвнебюджетных фон­дов в предусмотренныхзаконодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, свя­занным с налогообложением и сборами, которые не могут изме­нять или дополнять законодательство о налогахи сборах.

Согласно Конституции РФ в состав "законодательства РФ" подзаконные акты не входят. Соответственно НК РФ также не включает подзаконные нормативные акты в состав законода­тельства РФ о налогах и сборах.

Подзаконные нормативные правовые акты, содержащие нормы налогового права, делятся на две группы:

акты органов общей компетенции;

акты органов специальной компетенции.

К актам органов общей компетенции относятся:

указы Президента РФ;

постановления Правительства РФ;

подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, свя­занным с налогообложением и сборами, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ;

подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, свя­занным с налогообложением и сборами, принятые исполни­тельными органами местного самоуправления.

Указы Президента РФ, которые не должны противоречить Конституции РФ и налоговому законодательству, имеют при­оритетное значение по отношению к другим подзаконным актам.

Указы Президента могут приниматься по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента РФ (ст. 90 Конститу­ции РФ), в т. ч. по вопросам, составляющим предмет налого­вого права. Исключение составляют случаи, когда отношения, связанные с налогообложением и сборами в соответствии с НК РФ могут быть урегулированы только законом.

Начиная с 1991 года Президентом РФ принято огромное коли­

чество указов по вопросам налогообложения. С принятием части первой НК РФ принятые до ее введения указы по вопросам налогообложения, противоречащие НК РФ, в соответствиис Указом Президента РФ "О приведении актов Президента РФ в соответствие с частью первой Налогового

кодекса РФ" от 03.08.99 № 977 были признаны утратившими силу. К действующим актам этой группы относятся:

• Указ Президента РФ "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению на­логовой и платежной дисциплины" от 08.05.96 № 685;

• Указ Президента РФ "О Министерстве РФ по налогам и сбо­рам" от 23.12.98 № 1635 (в ред. от 09.08.2000)и др. Правительство РФ обеспечивает проведение в России единой финансовой и налоговой * политики. Постановления Прави­тельства РФ принимаются на основании и во исполнение нормативных правовых актов, имеющих высшую по сравне­нию с ними юридическую силу.

В предусмотренных законодательством о налогах и сборах слу­чаях Правительство РФ вправе издавать подзаконные норма­тивные правовые акты по вопросам, связанным с налогообло­жением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. В частности, Правительст­во РФ вправе издавать акты, в которых могут устанавливаться:

ставки федеральных налогов в случаях, указанных в НК РФ,впорядке и в пределах, определенных НК РФ (п. 1 ст. 53 НК РФ);

порядок списания безнадежных недоимок по федеральным на­логам и сборам (п. 1 ст. 59 НК РФ);

перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер (п. 2 ст. 64 НК РФ);

порядок ведения Единого государственного реестра налогопла­тельщиков (п. 8 ст. 84 НК РФ);

• порядок и размеры выплат, причитающихся свидетелям, пере­водчикам, специалистам, экспертам и понятым (п. 4 ст. 131 НК РФ).

Пример актов этой группы:

Постановление Правительства РФ "О перечнях сезонных от­раслей и видов деятельности, применяемых для целей налого­обложения" от 06.04.99 № 382 (в ред. от 04.09.2001);

Постановление Правительства РФ "О порядке ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков" от 10.03.99 № 266.

Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связан­ным с налогообложением и сборами, принятые органами испол­нительной власти субъектов РФ, не могут изменять или до­полнять законодательство о налогах и сборах.

Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связан­ным с налогообложением и сборами, принятые исполнительными органами местного самоуправления, также не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

К актам органов специальной компетенции относятся ведомст­венные подзаконные нормативные правовые акты nq вопросам, связанным с налогообложением и сборами органов специаль­ной компетенции, издание которых прямо предусмотрено НК РФ, издаваемые:

Министерством РФ по налогам и сборам;

Министерством финансов РФ;

Государственным таможенным комитетом РФ;

органами государственных внебюджетных фондов;

другими органами государственной власти.

Например, ведомственными нормативными правовыми актами Министерства РФ по налогам и сборам утверждаются следующие

требования об уплате налога (п. 5 ст. 69 НК РФ);

налоговых уведомлений (ст. 52 НК РФ);

налоговых деклараций и инструкции по их заполнению, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, формы расчетов по налогам и сборам (п. 3 ст. 31, п. 3 ст. 80 НК РФ);

имеющие особенности постановки на учет крупнейших нало­гоплательщиков и особенности учета иностранных организа­ций (п. 1 ст. 83, п. 1 ст. 84 НК РФ);

заявления и свидетельства о постановке налогоплательщика на учет, порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика (ст. 84 НК РФ);

решения руководителя (заместителя руководителя) налогового ор­гана о проведении выездной налоговой проверки (ст. 89 НК РФ);

требования к составлению акта налоговой проверки (п. 3 ст. 100 НК РФ);

акта, составленного должностным лицом налогового органа при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении за­конодательства о налогах и сборах лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, и требование к его составлению (п. 3 ст. 101.1 НК РФ).

Наши рекомендации