Истина как цель доказывания.
ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ЦЕЛЯМИ И ПРИНЦИПАМИ
УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА
Цель доказывания, как известно, — установление истины. Поэтому понятие истины является одним из ключевых в теории доказательств.
Однако эта цель промежуточна, подчинена другим, более общим целям. В связи с этим встает проблема ее соотношения с общими (конечными) целями (задачами) уголовного процесса.
К сожалению, эти цели (по новой терминологии — «назначение») определены в УПК РФ крайне ограниченно — только как защита прав и интересов сторон — потерпевшего и обвиняемого (ст. 6). Исключены все социальные цели — защита интересов государства (можно подумать, у нас нет ни шпионажа, ни других государственных преступлений), воспитательное значение уголовного процесса, предупреждение преступлений и др. В этом отношении действующий УПК не выдерживает никакого сравнения с прежним, в котором эти цели были определены гораздо более полно и в целом (если отвлечься от социалистической терминологии) грамотно (ст. 2 УПК РСФСР). Совершенно непонятно, зачем нужно было уродовать столь важное и принципиальное положение, определяющее саму суть уголовного процесса. Такое куцее определение задач уголовного процесса абсолютно не согласуется и с реальным положением вещей. Видимо, поэтому в УПК РФ все-таки остались некоторые нормы, направленные на достижение более общих, социальных целей (защита государственной тайны, представление следователя об обстоятельствах, способствовавших совершению преступления, и др.). Однако эти разрозненные и редкие положения, более похожие на реликты, не меняют общей безотрадной картины.
Все цели уголовного процесса сведены исключительно к защите прав сторон. Зачем тогда весь этот ритуал — «встать, суд идет», «Ваша честь», та же мантия, наконец. Какая, в конце концов, разница, в чем будет одет судья — в мантию, смокинг с бабочкой или потрепанный пиджачок? Как это может отразиться на правах сторон, их равенстве, состязательности и проч.? Видимо, здесь преследуется все-таки другая цель — воспитание уважительного отношения к
Доказывание и доказательства в уголовном процессе
суду. Но даже и эта, вроде бы нейтральная и безобидная цель, полностью лишенная какой-либо идеологической подоплеки, в УПК не указана.
В качестве грустного курьеза можно отметить такой факт: в гражданском процессе, где действует принцип диспозитивности, а не публичности, одной из задач является укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений, формирование уважительного отношения к суду (ст. 2 Гражданского процессуального кодекса РФ). Аналогичные задачи закреплены и в Арбитражном процессуальном кодексе РФ (ст. 2). Почему-то только разработчики УПК РФ сработали по традиционному нашему принципу: «разрушим до основания, а затем...»
Очевидно, что законодательная регламентация этого вопроса нуждается в существенном изменении и дополнении, чему, видимо, должна предшествовать соответствующая теоретическая разработка столь важной и сложной проблемы.
Вообще вопрос о целях (задачах) уголовного судопроизводства один из наиболее острых и спорных на протяжении многих лет. Здесь не место анализировать все имеющиеся по нему концепции1. Остановлюсь лишь на основном, ключевом вопросе этой проблемы — соотношение интересов личности и общества (государства). Точнее, чтб является основным определяющим, а что производным — интересы отдельной личности или более общие социальные цели. В настоящее время считается общепризнанным примат интересов человека, его прав и свобод. Он закреплен в Конституции РФ (ст. 2), во многих других законах и вообще расценивается как аксиома, не подлежащая сомнению и обсуждению2. Но можно ли считать это аксиомой?
Здесь необходимо выйти за рамки уголовного процесса и вообще права и попытаться охватить проблему шире, посмотреть на нее с большей высоты, поскольку ее решение базируется на гораздо более общих закономерностях, далеко выходящих за пределы права.
Сначала об аксиомах. В естественных, точных науках абсолютных аксиом вообще не бывает. Например, в математике можно взять одни аксиомы — получишь евклидову геометрию, возьмешь другие — геометрию Лобачевского или Римана. Аналогично и в логике — из одних постулатов вытекает индуктивная логика, из других дедуктивная. С социальными аксиомами нужно быть тем более осто-
Их обзор см.: Михайловская И.Б. Настольная книга судьи по доказыванию в уголовном процессе. М., 2008. С. 8 и след.
Например, в монографии И.Л. Петрухина одна из глав так и озаглавлена: «Человек как высшая ценность» {Петрухин ИЛ. Человек и власть. М., 1999. С. 15 и след.).
Глава 2. Истина как цель доказывания 13
рожным. Много было (да и есть) аксиом, аксиоматичность которых весьма проблематична, например «учение Маркса всесильно, потому что оно верно» или «нет бога кроме Аллаха». Позволю себе высказать другую аксиому, гораздо более убедительную. А именно: часть никогда не может быть больше и ценнее целого. Поэтому интересы отдельной личности не могут быть более ценными, чем интересы общества в целом.
Автор отлично отдает себе отчет в том, на какую священную корову он посягает. И тем не менее. Существуют законы природы и общества, которые от нас не зависят, изменить которые при всем желании невозможно.
Указанная закономерность — часть меньше целого (и поэтому всегда менее ценна) — верна для системы любого уровня. Так, на организменном уровне (не будем проникать далее в глубь природы) безжалостно удаляется, ампутируется любой орган, если он представляет опасность для организма в целом. Система, в которой превалируют интересы каких-то ее подсистем, обречена на неминуемый распад1. Абсолютно те же закономерности действуют и на социальном уровне. Любая отдельная личность — лишь частичка общества. Она связана множеством нитей с различными сообществами — семьей, трудовым коллективом, государством и др. Без общества индивид — ничто, он даже не станет личностью, человеком. Сейчас науке известны десятки случаев обнаружения детей, воспитанных животными. Ни один из них не стал человеком. В лучшем случае обучался лакать из миски, спать на подстилке, да выучивал полтора-два десятка слов. Все эти тарзаны и маугли — не более чем красивая легенда, сказка. Человек без общества — просто животное, причем уродливое. Все это — не открытие автора, а давно известные истины. Но ничего не поделаешь, приходится напоминать их сторонникам примата интересов личности.
Вернемся, однако, к праву. И здесь совершенно отчетливо проявляется та же закономерность. Когда речь заходит о более высоких социальных ценностях, интересы отдельной личности отходят на задний план либо вообще не принимаются в расчет. Не буду гово-
Вот наглядный пример эгоизма подсистемы на организменном уровне: «клетка злокачественной опухоли отличается от нормальной прежде всего тем, что она лишена генетической информации, необходимой для того, чтобы быть полезным членом сообщества клеток организма. Она ведет себя поэтому как одноклеточное животное или, точнее, как молодая эмбриональная клетка. Она не обладает никакой специальной структурой и размножается безудержно и бесцеремонно, так что опухолевая ткань, проникая в соседние, еще здоровые ткани, врастает в них и разрушает их» (Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человека. Цит. по: Фет А.И. Инстинкт и социальное поведение. Новосибирск, 2005. С. 99).
Доказывание и доказательства в уголовном процессе
рить о военном времени, когда командир, поднимая своих бойцов в атаку, посылает на верную гибель любого из них. Возьмем мирное время. Сейчас в случае захвата террористами воздушного судна, если существует реальная опасность экологической катастрофы или иных тяжких последствий, «применяется оружие и боевая техника для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения»1. Следовательно, государство намеренно убивает своих граждан, заведомо невиновных, в том числе женщин и детей. И это вполне оправданно, ибо в противном случае последствия будут еще более катастрофическими. Вот вам цена отдельной личности (даже многих личностей)! Нужны еще аргументы? (Для сведения апологетов западной демократии напоминаю, что точно такой же закон существует в США. Так что это вовсе не показатель недемократичности политической системы.)
Таким образом, примат интересов отдельной личности над социальными — не более чем химера, иллюзия, утешительный самообман, самомнение и притязание человеческого разума. Выражаясь религиозным языком, — гордыня человеческая. (Кстати порок, порицаемый всеми религиями. С древних времен существует множество легенд и сказаний о том, как жестоко карали боги людей, возомнивших себя хоть в чем-то богоравными.) Никогда права отдельного человека не были и никогда не будут высшей ценностью. Втом числе и право на жизнь, как было показано выше. По той простой причине, что это противоречит законам природы, которые, как известно, от нас не зависят и над которыми мы не властны. И никакие красивые лозунги ничего изменить не могут, как бы громко они ни звучали.
В качестве некоторого утешения фанатическим приверженцам этой идеи отмечу, что такого рода идеалистические представления, при всей их утопичности, могут выполнять и некоторые позитивные социальные функции. Можно выделить, как минимум, две такие функции — мобилизующую и утешительную. Примером первой могут быть коммунистические идеалы, во имя которых многие выдающиеся — и далеко не глупые — люди совершали героические поступки и даже жертвовали своей жизнью. Немаловажную роль сыграли эти идеалы и в победе над фашистской Германией. Утешительную функцию выполняют, например, религиозные представления о загробной жизни.
Возможно, и эта идея — примат личности над обществом — тоже играет какую-то позитивную роль — как антипод, противовес социалистической трактовке личности как «винтика» в государственном меха-
См.: постановление Правительства РФ от 6 июня 2007 г. № 352 «О мерах по реализации Федерального закона «О противодействии терроризму».
Глава 2. Истина как цель доказывания
низме, как стимулятор борьбы за соблюдение прав человека и др. Но несмотря на это, сама по себе идея примата личности над обществом — ложная, иллюзорная и, как всякая утопия, в реальном воплощении имеет гораздо больше минусов, чем плюсов. Укажу лишь на один из этих минусов, побочных эффектов. Она косвенно поощряет психологию крайнего индивидуализма и эгоизма и пренебрежительного отношения к своим социальным обязанностям, которая находит все большее распространение, особенно среди молодежи. Действительно, если интересы отдельной личности превыше всего, то слова «долг перед Родиной» становятся пустым звуком. Особенно отчетливо это проявляется в отношении к воинской обязанности. Если раньше «откосить от армии» было великим позором1, то теперь это — великая доблесть. Апологетам данной установки стоит задуматься об этом ее аспекте.
Предвидя обвинения чуть ли не в человеконенавистничестве, спешу оговориться. Сказанное вовсе не означает, что отдельная личность вообще не имеет никакой ценности. Нет, общество, в конце концов, состоит из отдельных личностей. И каждая из них нуждается и в защите, и в помощи. И это вытекает вовсе не из абстрактного гуманизма, а из той же неколебимой закономерности. Безжалостное отношение к подсистемам — верный путь к распаду и самоуничтожению системы. Это опять же относится к системам любого уровня. Плохо кончает человек, бездумно отравляющий свой организм алкоголем или наркотиками, плохо кончают и свирепые диктаторские режимы, безжалостно уничтожающие своих граждан. Поэтому необходим какой-то разумный баланс между интересами отдельной личности и общества в целом. Как и во всем другом, обе крайности одинаково губительны. Но в целом примат социальных интересов не подлежит сомнению, он просто диктуется объективными законами природы.
Отсюда следует и иерархия целей в уголовном процессе. Основной его целью является именно борьба с преступностью (раскрытие преступлений, изобличение виновных, принятие мер к предупреждению преступлений и др. — не буду предлагать сейчас точную и исчерпывающую формулировку). Именно для этого он и существует в первую очередь. Если бы преступность вдруг исчезла (представим себе на миг такой фантастический вариант), то автоматически отпала бы и надобность в уголовном процессе, он просто стал бы ненужным. Все остальное, в том числе и права человека — лишь условия существования этой цели (или подзадачи),
А в других странах — и сейчас. В Израиле, например, мужчина, не прошедший военной подготовки, считается неполноценным, ему даже на работу устроиться трудно.
Доказывание и доказательства в уголовном процессе
чтобы эта цель достигалась соразмерными средствами и принуждение (а уголовный процесс — прежде всего принуждение) было оправданным. В какой последовательности расположить эти производные цели (подзадачи), поставить на первом месте интересы обвиняемого или потерпевшего, не так уж и важно. (Отмечу в скобках, что провозглашение основной целью обеспечение прав обвиняемого (равно как и лозунг «уголовный процесс — для обвиняемого») помимо всего прочего звучит несколько парадоксально. Идеальное решение такой задачи — вообще отменить, запретить уголовный процесс. Тогда уж точно его интересы никак не будут затронуты. Но поскольку уголовный процесс все-таки существует и априори предполагает ограничение прав обвиняемого, значит, имеет и какие-то другие, более важные задачи, какой-то смысл своего существования. Поэтому обеспечение прав обвиняемого не может быть самоцелью уголовного процесса в принципе, по определению, по самому факту его существования.)
В настоящее время в науке появилась трактовка основной цели уголовного процесса (и его определение) — как разрешение спора, конфликта между личностью и государством1. (Своего рода уголовный иск.)
Вообще-то эта концепция не что иное, как проявление абсолютизации и гипертрофизация принципа состязательности, о котором речь пойдет ниже. Уголовный процесс не может быть сведен только к спору, состязанию, разрешению конфликта. Это не раздел дачного участка, который, действительно, касается только участников спора и никаких других, более высоких социальных ценностей не затрагивает. (Хотя и там, в гражданском процессе, суд более активен и может по своей инициативе что-то устанавливать и собирать дополнительные материалы, в отличие от уголовного процесса, где он жестко связан материалами, представленными сторонами.) В уголовном же процессе все обстоит совершенно иначе. Тут на первом месте — всегда социальные цели и интересы (или почти всегда — не будем брать в расчет дела частного обвинения). Находящийся на свободе преступник опасен для всего общества. Иесли весь город месяцами живет в страхе перед непойманным маньяком — это тоже не только спор и состязание. Далеко не только. Тут уже и эффективность уголовного процесса, и много кое-чего другого.
Так что нельзя сводить уголовный процесс только к спору, разрешению конфликта (опять же — это не тяжба по поводу садового участка). Слишком велики ставки, велика цена ошибки (или даже не-
См., напр.: Михайловская И.Б. Цели, функции и принципы российского уголовного судопроизводства. М., 2003. С. 36.
Глава 2. Истина как цель доказывания
умения), чтобы отдавать их на откуп спору и состязанию. А ценой здесь может быть человеческая жизнь. Причем не только при необоснованном осуждении, но и при необоснованном оправдании. Почему-то никто не удосужился подсчитать, сколько новых преступлений совершили оправданные (особенно судом присяжных), скольких безвинных жертв стоило такое оправдание.
Вернемся, однако, к истине.
Как бы то ни было, ее установление является промежуточной целью и необходимым условием достижения любой общей цели уголовного процесса, как бы она ни была сформулирована в законе (и даже если вообще не сформулирована, но реально существует). Без получения какого-то знания (иногда хотя бы вероятного) невозможно принятие решения по уголовному делу. Если ж истина не будет установлена, то в лучшем случае останется недостигнутой конечная цель уголовного процесса и не будет получено никакого положительного результата (не установлено лицо, совершившее преступление, потерпевшему не возмещен ущерб и т.д.), в худшем будет получен отрицательный результат, прямо противоположный желаемому (осуждение невиновного). Поэтому истина, хотя и является промежуточной целью, определяет достижение всех остальных и в конечном счете решает исход производства по уголовному делу. Видимо, поэтому проблемам истины всегда придавалось большое значение и в теории, и в практической деятельности.
В юридической литературе высказывалась точка зрения, что достижение истины является одновременно и целью, и принципом уголовного процесса1. В связи с этим следует остановиться на данном вопросе.
Представляется, что никакое положение не может быть одновременно и целью уголовного процесса, и его принципом. Цель — желаемый результат, который должен быть достигнут. Принцип определяет средства (или условия) его получения. Смешение этих понятий недопустимо. В рамках одной системы любое положение не может быть одновременно и целью, и средством ее достижения. Цели (задачи) уголовного процесса (в основных своих чертах) остаются неизменными на протяжении веков, со сменой исторических формаций меняются лишь их соотношение, иерархия. Принципы могут меняться на прямо противоположные. Например, и формальная и свободная системы оценки доказательств, преследовали цель достижения истины. Другой вопрос, насколько эффективны-
См.: Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. М., 1968. Т. 1. С. 135.
2 - 2521
18 Доказывание и доказательства в уголовном процессе
ми они оказались как познавательное средство. Как справедливо отмечает Г.М. Резник, разграничение понятий цели и принципа необходимо, во-первых, потому, что постановка цели отнюдь не предопределяет средств ее достижения, и, во-вторых, нарушение любого принципа уголовного процесса при всех условиях означает нарушение законности, чего нельзя сказать о недостижении цели1.
Любой отдельно взятый принцип может служить средством достижения какой-то одной или нескольких целей. Поскольку эти цели не всегда совпадают, может возникнуть конкуренция принципов. В связи с этим закон устанавливает различные ограничения, пределы действия отдельных принципов. Так, существует ряд изъятий из принципа гласности, если его действие противоречит другим более важным принципам (тайна переписки, телефонных и иных переговоров и др.)2.
Как же соотносятся принципы уголовного процесса с целью достижения истины? Каково их значение для реализации этой цели?
В этом отношении все принципы могут быть поделены на три категории.
Первая — принципы, препятствующие достижению этой цели. Таковых большинство. К ним относятся все принципы, гарантирующие права личности (неприкосновенность жилища, тайна переписки и др.). Они устанавливают различные ограничения в познавательных средствах. И это вполне оправданно. Истина может быть получена не любыми, а лишь соразмерными средствами. В процессе ее достижения не могут страдать другие, более высокие социальные ценности.
Вторая категория — нейтральные принципы, не влияющие на процесс достижения истины. К ним относится, например, одно из проявлений принципа осуществления правосудия только судом — право подсудимого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом (ч. 3 ст. 8 УПК). Очевидно, что в познавательном аспекте не имеет значения, какой конкретный суд или судья будет осуществлять данный познавательный процесс.
См.: Резник Г.М. Внутреннее убеждение при оценке доказательств. М., 1977. С. 53—54. Указанная концепция М.С. Строговича была подвергнута критике и другими авторами (см., напр.: Тыринев И.В. Принципы советского уголовного процесса. М., 1983. С. 19) и сколько-нибудь широкого распространения не получила.
В связи с этим вызывает возражения концепция И.В. Тыричева о «равновеликое™» всех принципов (см.: Тыринев И.В. Указ. соч. С. 7—8). Гораздо более плодотворной представляется идея о создании иерархии принципов (см.: Михайловская И.Б. Цели, функции и принципы российского уголовного судопроизводства. С. 113).
Глава 2. Истина как цель доказывания
И третья категория — принципы, способствующие установлению истины, содержащие максимальные гарантии достижения этой цели. К ним относится, например, принцип свободной оценки доказательств. Как известно, свободная система оценки доказательств (при всех ее недостатках) как гносеологический инструмент оказалась более совершенной, чем предшествующая ей формальная система.
Однако любой из принципов этой категории должен действовать только в тех рамках и пределах, в которых он способствует достижению данной цели, и не может превращаться в свою противоположность, абсолютизироваться и гипертрофизироваться. Ярким примером такой ситуации является принцип состязательности в той форме, в какой он приведен в законе. Остановимся на этом вопросе подробнее.
Как известно, в действующем УПК РФ возобладал принцип «чистой состязательности». Суд исключен из числа субъектов, ищущих истину, он не должен принимать никаких мер к ее установлению (даже в рамках предъявленного обвинения), как это было в прежнем УПК (и, кстати, как это существует в уголовном процессе европейских стран континентальной системы права — Франции, Германии и др.). Суд не вправе по собственной инициативе совершать какие-либо исследовательские действия (исключение сделано только для судебной экспертизы — ч. 1 ст. 183 УПК). И вообще суд лишь «создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав» (ч. 3 ст. 15)1.
Способствует ли такой порядок установлению истины? Ни в малейшей мере. Сужается круг субъектов, обязанных принимать меры к установлению истины, а следовательно, и число гарантий такого установления. И вообще, в любом состязании, в его чистом виде, в борьбе, схватке побеждает обычно не тот, кто прав, а тот, кто сильнее. Такой подход хорош в спортивном судействе, целью которого как раз и является определение сильнейшего. Но не в судебном процессе, где преследуются другие, более высокие цели, (между тем, например, в германском уголовном процессе даже защитник (!) является не просто участником схватки на манер сидящего в красном
Отмечу попутно, что и следователя сейчас никакая истина не интересует (во всяком случае в полном объеме). Исключен действовавший ранее принцип всесторонности, полноты и объективности исследования обстоятельств дела (ст. 20 УПК РСФСР). Следователь осуществляет лишь уголовное преследование (ст. 21 УПК РФ), т.е. процессуальную деятельность «в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления» (п. 55 ст. 5 УПК РФ). На практике все большее распространение получает тенденция, что установление оправдывающих и смягчающих обстоятельств — обязанность не следователя, а стороны защиты.
Доказывание и доказательства в уголовном процессе
или синем углу ринга боксера, а помощником суда в отыскании истины)1.
В чем причина такого вопиющего перехлеста, допущенного в новом УПК?2 По-видимому, основная — психологическая, стремление выправить «социальный крен» прежнего УПК в сторону укрепления прав отдельной личности с полной утратой при этом всякого чувства меры. Из одной крайности, как это у нас не раз бывало, шарахнулись в другую. Так что психологически такое рвение законодателя можно понять. Но оправдать нельзя. Известно, что любое похвальное устремление при неразумном осуществлении оборачивается свей противоположностью, дает обратные результаты. В философии такое явление называется «сбесившийся принцип» (или «сорвавшийся с цепи»). В истории человечества примеров таких принципов тьма. Широко известно, как такой, казалось бы, святой лозунг, как «свобода, равенство, братство» привел к кровавому якобинскому террору. «Все ужасы, которые мы с энтузиазмом проделали в XX веке, это ужасы сбесившихся идей и принципов. Не надо доводить принципы до абсолюта»3.
Применительно к уголовному процессу в данном случае мы имеем точно такой же пример доведения до абсурда самой благой идеи. Принцип состязательности — не самоцель, а лишь средство достижения других целей, и, прежде всего, достижения истины, это лишь метод искания истины. И он должен действовать только в тех пределах, в которых способствует этой цели. Уделю этому вопросу столь большое внимание потому, что он являет собой самый яркий пример действия в уголовном процессе «сбесившегося принципа», пример, взывающий к извлечению уроков на будущее4.
Чтобы не выглядеть голословным, сделаю хотя бы одну ссылку на авторитеты — мнение известного современного юриста В.Ф. Яковлева. «Одним из главных приоритетов судебной реформы была состязательность сторон в процессе. Судья перестал выступать в роли обвинителя, его дело — беспристрастно выслушать доводы сторон. Но что показало время? Состязательность стали противопоставлять активной роли суда. Это неправильно, — считает В.Ф. Яковлев. — Потому что реального равенства сторон нет: у одного власть, деньги и адвокаты, другой сражается в одиночку. Исход предугадать несложно. В мире уже поняли это... Причем пример подает Англия — родина состязательного процесса» (см.: Российская газета. 2006. 10 марта).
2 Впоследствии он, как и ряд других перекосов, выправлен Конституционным Су
дом РФ (определение Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2003 г. об отказе в при
нятии к рассмотрению жалоб гражданина СВ. Веккера). Но лишь частично.
Конституционный Суд признал право суда первой инстанции получать по собственной
инициативе новые доказательства, но только предназначенных для проверки уже имею
щихся в деле доказательств, что неоднократно подчеркивается в указанном определении.
3 Российская газета. 2005. 5 сент.
4 «Максимилиан Волошин называл доведенную до конца справедливость самой
кровавой из добродетелей. История убедительно показала нам губительность всякого
принципа, сорвавшегося с цепи» (см.: Российская газета. 2005. 5 сент.).
Глава 2. Истина как цель доказывания
Остановимся теперь на вопросе о характере истины, достигаемой в уголовно-процессуальном доказывании.
В советский период много лет велась дискуссия о том, является ли истина, устанавливаемая в процессе доказывания, абсолютной или относительной, исходя из марксистско-ленинского определения этих понятий1. Однако уже в то время некоторые ученые, в том числе автор этих строк, считали этот спор пустым и схоластическим, даже если не ставить под сомнение сам по себе марксистско-ленинский постулат. Поскольку этот вопрос иногда поднимается и в наше время, попробуем разобраться в нем2.
Согласно марксистско-ленинской трактовке под абсолютной истиной понимается такое знание, которое удовлетворяет следующим требованиям:
исчерпывающая полнота,
абсолютная точность,
неопровержимость, окончательность3.
Таким образом, абсолютной истиной признается знание, которое в принципе не может быть ни дополнено, ни уточнено, ни изменено. Относительной истиной считается знание, которое хотя и отражает действительность в целом правильно, но может быть уточнено, дополнено или даже частично изменено.
В уголовном судопроизводстве, как известно, устанавливаются не общие закономерности, а конкретные факты действительности. Такого рода «истины факта» (типа «Париж находится во Франции») классики марксизма-ленинизма пренебрежительно называли банальностями, плоскостями и какому-либо анализу их не подвергали4.
Однако в отношении фактов, устанавливаемых в ходе судебного доказывания, понятие абсолютной истины неприменимо даже в таком значении. Нетрудно заметить, что знание, получаемое в ходе уголовного судопроизводства, не обладает ни одним из названных выше признаков. Оно не является исчерпывающе полным и абсолютно точным. Полнота и точность, с которыми устанавливаются обстоятельства уголовного дела, достигаются лишь в определенных
См., напр.: Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. Т. 1. С. 316—317; Перлов И.Д. Приговор в советском уголовном процессе. М., 1960. С. 223 и след.; Трусов А.И. Основы теории доказательств. М., 1960. С. 118; Мухин И.И. Объективная истина и некоторые вопросы оценки доказательств при осуществлении правосудия. Л., 1971. С. 140-141.
2 См., напр.: Зинатуллин 3.3. Уголовно-процессуальное доказывание. Ижевск,
2003. С. 67-69.
3 См., напр.: Философский словарь. М, 1981. С. 3.
4 См.: Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 90; Ленин В.И. Поли. собр; соч. Т. 18.
С. 133-134.
22 Доказывание и доказательства в уголовном процессе
пределах, диктуемых целями доказывания и конкретной ситуацией. Такая истина не является абсолютно неопровержимой, окончательной, поскольку, как известно, закон оставляет возможность проверки и отмены или изменения даже вступившего в законную силу приговора. Поэтому считать истину, получаемую в уголовном судопроизводстве, абсолютной нет никаких оснований.
В то же время ее нельзя признать и относительной. Относительная истина всегда предполагает ее последующее уточнение, дополнение, и вообще она рассматривается как какой-то этап, момент в достижении истины абсолютной. В уголовном же процессе истина, зафиксированная в приговоре, представляет собой конечный итог познания и обычно не нуждается в каком-то дополнении, изменении и уточнении (хотя и не исключает этого полностью).
И, наконец, трактовка этой истины как одновременно и абсолютной, и относительной является просто тавтологией, так как любая истина содержит в себе элементы абсолютного знания, иначе она вообще не будет истиной.
Таким образом, для характеристики результатов судебного доказывания не подходят понятия ни абсолютной истины, ни относительной, ни той и другой вместе взятых. Но главное заключается в другом. Данные понятия вообще характеризуют лишь бесконечный процесс общечеловеческого познания. Абсолютная истина как недостижимый идеал, к которому можно до бесконечности приближаться, а относительная — как момент, этап в этом приближении. Если бы абсолютная истина оказалась достигнутой, то человечество «дошло бы до той точки, где бесконечность интеллектуального мира оказалась бы реально исчерпанной и тем самым совершилось бы пресловутое чудо сосчитанной бесконечности»1.
Не будем давать здесь оценку правильности и научной ценности данной концепции, оставим этот вопрос философам. Но очевидно, что такое понимание категорий абсолютной и относительной истины (как абстрактной цели и степени приближения к ней) очень мало подходит для характеристики такого частного вида познания, как судебное доказывание. Попытка использования их в теории доказательств, где они явно «не работают», представляет собой натяжку, надуманное, некритическое заимствование философских категорий, которые для юристов не представляют ни теоретического, ни практического интереса и не несут никакой полезной смысловой нагрузки.
Гораздо большую научную и практическую ценность имеет другой вопрос, касающийся характера истины, достигаемой в процессе
1 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 28.
Глава 2. Истина как цель доказывания
доказывания, — является ли она содержательной (объективной, материальной) или формальной (формализованной).
Под объективной истиной и в философии, и в уголовно-процессуальной науке понимается такое знание, содержание которого соответствует объективной действительности, правильно ее отражает. Это так называемое классическое (и самое простое) определение истины, еще со времен Аристотеля1. В настоящее время существует множество других, гораздо более сложных концепций истины2, но для нужд теории и практики судебного доказывания данного определения вполне достаточно (напомню, что такое доказывание является практическим познанием, там познаются не закономерности природы и общества, а конкретные факты действительности, устанавливается «истина факта»). В уголовно-процессуальной науке объективная истина именовалась также еще материальной3.
Под формальной истиной понимается соответствие выводов каким-то формальным условиям безотносительно к тому, соответствуют ли они объективной реальности или нет4.
В настоящее время в уголовном процессе существуют следующие разновидности формальной истины.
1. Преюдиции, т.е. факты, имеющие преюдициальное значение. К таковым относятся обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором суда либо определением суда или постановлением судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению. Преюдициальность означает «обязанность суда, рассматривающего дело, принять без проверки и доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу решением или приговором по какому-либо другому делу»5.
2. Обстоятельства, признаваемые судом установленными при рассмотрении уголовного дела в особом порядке принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявляемым ему обвинением, установленным гл. 40 УПК РФ.
В обоих этих случаях отсутствует познавательный процесслибо ввиду того, что он имелся ранее, в другом производстве, результаты
См., напр.: Философский энциклопедический словарь, М., 1983. С. 226—227; Чудинов Э.М. Природа научной истины. М., 1977. С. 10 и след.
2 Обзор концепций см., напр.: Корякин Е.А. Формирование истинности приговора
в состязательном судебном производстве: вопросы теории и практики. М., 2007. С. 6
и след.
3 См.: Строгович М.С. Материальная истина и судебные доказательства в совет
ском уголовном процессе. М., 1955.
4 См., напр.: Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. Т. 1.
С. 310-311.
5 Юридический энциклопедический словарь. М., 2003. С. 324.
Доказывание и доказательства в уголовном процессе
которого презюмируются истинными, постулируются, либо потому, что закон признает его проведение (при соблюдении ряда условий) нецелесообразным.
Если же познавательный процесс имел место, то достигаемая в его результате истина может быть только содержательной, а не формальной1.
Остановимся в связи с этим более подробно на понятии и значении формальной истины.
Вообще, в принципе формализованный путь познания вполне возможен и широко применяется в науке. Но для его осуществления необходимы два условия:
1) наличие достоверных, априори истинных посылок для вывода;
2) четкое правило, алгоритм получения вывода.
Как известно, таких условий в судебном доказывании не бывает. Попытка создать такой алгоритм ранее, когда господствовала формальная система оценки доказательств, оказалась несостоятельной по той простой причине, что такое невозможно в принципе. В уголовном процессе не существует заведомо достоверных доказательств, не может быть создано и никакой формулы определения их достаточности. Поэтому формализованный путь познания возможен только в точных науках, достигших высокой степени формализации (в математике, логике и др.). В уго<