Финансовая деятельность государства и финансовая система Республики Беларусь.
Под государственной финансовой деятельностью государства понимают деятельность по образованию и использованию денежных фондов, представляющих собой материальную основу функционирования государства.
Финансовая деятельность государства осуществляется в соответствии с общими и специфическими принципами присущими только финансовому праву. Основными общими принципам являются:
- принцип законности;
- принцип гласности финансового процесса;
- принцип демократизации;
- принцип плановости.
Специфическими принципами финансовой деятельности являются: режим экономии, строго целевое расходование денежных средств, учет и контроль, накопление, хозяйственный расчет.
Под финансовой системой Республики Беларусь понимают совокупность финансовых институтов, с помощью которых государство осуществляет мобилизацию и распределение денежных средств, и совокупность специальных органов и учреждений, которые в пределах своей компетенции осуществляют финансовую деятельность.
Финансовая система Республики Беларусь состоит из следующих основных звеньев:
- финансы Республики Беларусь;
- финансы органов местного управления и самоуправления;
- республиканский бюджет;
- местные бюджеты;
- бюджеты свободных экономических зон;
- бюджет Союза Республики Беларусь и Российской Федерации;
- республиканские внебюджетные фон
- финансы предприятий и отраслей народного хозяйства;
- имущественное, личное страхование и страхование ответственности;
- государственный и банковский кредит.
Финансовый контроль в Республике Беларусь.
Финансовый контроль – это контроль, за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.
Особенностью финансового контроля является его всеобъемлющий и универсальный характер.
Главным назначением финансового контроля является обеспечение проведения в жизнь единой финансовой политики государства, обеспечение законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства.
Основные задачи финансового контроля заключаются в следующем:
- проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления, организациями и гражданами;
- проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;
- проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;
- выявление внутренних резервов производства;
- устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.
Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям. В зависимости от времени проведения, финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.
В зависимости от органов осуществляющих финансовый контроль выделяют финансовый контроль:
а) Президента;
б) представительных органов государственной власти и местного самоуправления;
в) исполнительных органов власти общей компетенции;
г) финансово-кредитных органов;
д) ведомственный и внутрихозяйственный;
е) аудиторский.
В Республике Беларусь придается большое значение финансовому контролю. Основополагающим законодательным актом, регулирующим эту сферу отношений, является Указ Президента Республики Беларусь №510 от 16 октября 2009г. в соответствии с которым, образован совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь.
Бюджетное право Республики Беларусь.
Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь.
Бюджетное устройство определяется админстративно-территориа-льным устройством Республики Беларусь как суверенного государства и представляет собой организацию бюджетной системы и принципы ее построения.
Под бюджетной системой Республики Беларусь понимается система, основанная на нормах законодательства, экономических отношениях, совокупность республиканского и местных бюджетов, а так же бюджетов свободных экономических зон и Союза Российской Федерации и Республики Беларусь.
Основным законодательным актом, регулирующим межбюджетные отношения, является Закон Республики Беларусь «Бюджетный кодекс Республики Беларусь.» от 16.07.2008г. №412-З.