Понятие и предмет конституционного права, его место в системе права. Источники конституционного права Республики Беларусь.
Словосочетание «конституционное право» употребляется в нескольких значениях:
1) отрасль действующего в Республике Беларусь права;
2) наука;
3) учебная дисциплина.
Самостоятельность конституционного права в правовой системе Республики Беларусь обуславливается его особым предметом правового регулирования и методом правового воздействия на общественные отношения.
Под предметом конституционного права понимают чаще всего общественные отношения, которые образуют главные устои общества и государства и непосредственно связаны с реализацией государственной власти. Конституционное право регулирует базовые, основополагающие отношения политической, экономической, социальной, духовной сфер жизнедеятельности общества.
Конституционное право как отрасль права Республики Беларусь - это совокупность правовых норм, регулирующих основы правового положения личности, основы конституционного строя, основы организации и деятельности системы государственных органов, а также органов местного управления и самоуправления, отношения между индивидом и государством.
Конституционное право отличается от других отраслей права методом воздействия на общественные отношения. В конституционном праве применяются следующие методы:
1) Метод запрета – предписание не совершать определенные действия (например, ч. 3 ст. 5 Конституции Республики Беларусь гласит: «Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды»);
2) Метод обязывания – предписание осуществить определенное действие («Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции» - ст. 52 Конституции Республики Беларусь);
3) Метод дозволения – разрешение совершать определенные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению («Президент Республики Беларусь... имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей» – п. 24 ст. 84 Конституции Республики Беларусь).
В конституционном праве преобладающими являются императивные методы, которые предписывают поступать определенным образом.
Конституционное право регулирует общественные отношения, которые являются основополагающими для всех сфер жизни, для устройства общества и государства.
1. Основы всех сфер общественной жизни в комплексе регулируются только конституционным правом.
2. Нормы конституционного права являются исходными, главными, основными для других отраслей права, закрепляют их ведущие принципы.
3. Конституционное право занимает центральное, ведущее место во всей правовой системе страны в силу значимости общественных отношений, регулируемых данной отраслью права.
Источники конституционного права – это внешние формы выражения конституционно-правовых норм. Источниками конституционного права Республики Беларусь являются нормативные правовые акты, которые содержат нормы конституционного права. Нормативный правовой акт – это официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение (ст. 1 Закона от 10 января 2000 г. № 361-3 «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» с изменениями и дополнениями).
Источники конституционного права Республики Беларусь подразделяются:
1) в зависимости от территории действия источника конституционного права выделяют:
- источники, которые действуют на всей территории Республики Беларусь (например, Конституция, законы Республики Беларусь);
- источники, которые действуют на территории административно-территориальной единицы (например, постановление местного Совета депутатов о делегирование каких-либо полномочий местному исполнительному и распорядительному органу);
2) в зависимости от содержания, конкретного характера регулируемых общественных отношений (Закон от 1 августа 2002 г. № 136-3 «О гражданстве Республики Беларусь», Закон от 13 января 1995 г. №3515-ХП «О печати и других средствах массовой информации»);
3) в зависимости от круга участников конституционно-правовых отношений, на которые эти акты распространяются (например, положения Избирательного кодекса Республики Беларусь распространяются на граждан Республики Беларусь, а нормы Закона от 22 февраля 1995 г. № 3605-ХИ «О беженцах» - на иностранных граждан и лиц без гражданства).
Нормативные правовые акты – источники конституционного права Республики Беларусь различаются по своей юридической силе.
Иерархия нормативных правовых актов – источников конституционного права Республики Беларусь может быть представлена следующим образом:
1) Конституция Республики Беларусь – (Основной закон) Республики Беларусь. Является основным источником конституционного права.
2) Законы — нормативные правовые акты, которыми регулируются наиболее важные и устойчивые общественные отношения. Можно выделить следующие виды законов — источников конституционного права Республики Беларусь:
- конституционные законы — законы о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь, законы о введении в действие указанных законов, законы о толковании Конституции Республики Беларусь. Они считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 от полного состава каждой из палат Парламента;
- программные законы - законы об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь, о военной доктрине. Они считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 от полного состава каждой из палат Парламента;
- референдарные законы – законы, принимаемые путем референдума. По своей юридической силе они стоят выше обычных законов: как правило, их нельзя отменить или изменить обычным законом;
- обычные законы - регулируют отдельные виды общественных отношений, принимаются большинством голосов от полного состава палат Парламента.
3) Международные договоры, действующие на территории Республики Беларусь. В соответствии с ч. 3 ст. 8 Конституции