Понятие и предмет Конституционного права Российской Федерации, и её место в системе российского права.

Из общей теории права известно, что единая система права в любой стране объединяет различные отрасли права. Среди основных и профилирующих отраслей системы права (наряду с уголовным, граж­данским и др.) особое место занимает конституционное (государс­твенное) право.

Дискуссия о конституционном или государственном праве восходит к началу 18 века. Это спор между защитниками государственного права как выражения неограниченной, преимущественно монархической власти государства, с одной стороны, и сторонниками конституционного права, как демократического ограничения государственного произвола с помощью конституции - с другой.

Государственное или конституционное право - этот вопрос был объектом научного спора в досоветской государственно-правовой литературе, являлся дискуссионным в советском государствоведении. В 60-х годах нынешнего столетия в СССР возобновилась дискуссия о предмете государственного (конституционного) права. Авторы данных основных концепций - В.Коток и А.Лепешкин - отстаивали противоположные подходы к определению предмета этой отрасли права и науки. В.Ф.Коток защищал позицию широкого понимания государственного права, отождествляя государственно-правовое регулирование с конституционным регулированием. Эта точка зрения была уязвимой в том отношении, что предмет государственного (конституционного) права не является узко-юридическим. А.И.Лепешкин включал в предмет государственного права те отношения, которые связаны с осуществлением государственной власти, то есть конституционное регулирование, по его мнению, включает нормы права, политики. В дальнейшем, выяснению специфики предмета регулирования государственного (конституционного) права как особой отрасли права было посвящено множество исследований, где высказывались различные взгляды. В течение 60-х, 70-х годов эти различия в основном приняли форму полемики сторонников "конституционного" и "государственного" права. Причем в каждом из этих направлений не было единства не только по вопросу о предмете данной отрасли права, но и о её названии. Некоторые сторонники переименования государственного права в конституционное считали, что название не имеет существенного значения. Другие, напротив, полагали, что данный вопрос имеет принципиальный характер. Они ссылались, в частности, на то, что всякое право есть система норм, установленных или санкционированных государством, и в этом смысле государственное. Говорилось также о целесообразности разделения государственного и конституционного права и об образовании отдельных дисциплин.

При обсуждении актуальных проблем науки конституционного права в Институте законодательства и сравнительного правоведения центральное место в дискуссии занял вопрос о понятии конституционного права и названии отрасли. В частности В.А.Кикоть отметил, что конституционное право не синоним и не новый этап развития государственного права. По мнению В.А.Кикотя, спор о конституционном или государственном праве становится терминологическим и те­ряет значение, когда цивилизованное государство становится демок­ратическим, социальным. Он высказался за выделение из государственного конституционного права как самостоятельной отрасли.

Профессор Н.А.Михалёва, полемизируя с В.А.Кикотем, показала идентичность объекта правового регулирования, структуры норм и системы институтов государственного и конституционного права, видя в этом беспочвенность и бесперспективность отделения от государственного права конституционного. Даже, она отметила, что дробление государственного права обесценит его содержание, которое в условиях демократизации государства и общества существенно меняется, гу­манизируется, утрачивает идеологическую окраску. Конституционное регулирование было и остаётся органической составной частью государственно-правового регулирования.

Профессор И.П.Ильинский видит разницу между конституционным и государственным правом в том, что конституционное право вбирает в себя нормы, относящиеся к разным отраслям права. Он считает малопродуктивным возобновлять спор о государственном или конституционном праве.

Итак, мнения о названии рассматриваемой отрасли разделились, впрочем, также как в недалёком прошлом. В каждом из рассуждений есть свои рациональные посылки. На наш взгляд, удачный выход из создавшейся проблемы находит Н.А.Богданова, отмечая, что оценочный подход позволяет отразить в названии отрасли и науки не только формальную, но и содержательную сторону предмета регулирования и исследования. Развитое конституционное право Н.А.Богданова видит лишь в конституционном государстве, являющимся реальным воплощением государства правового. Далее делается вывод: "Качественные признаки демократического государства определяют название отрасли, занимающей ведущее место в его правовой системе, а конституционное право представляет собой особый качественный этап в разви­тии государственного права".

В зарубежной практике называется ещё один аргумент в выборе названия рассматриваемой отрасли - формальное и фактическое определение приоритета во взаимосвязи государства и права. Если первенствующая роль признаётся за государство, то соответствующая отрасль должна называться государственным правом. Нормативное же закрепление идеи правового государства, подчинения государства праву, верховенство конституции и закона, последовательное обеспечение этих юридических провозглашений отражаются в наименовании отрасли - "конституционное право".

Сегодня лишь небольшая группа стран пользуется термином "государственное право", подавляющее же их большинство обозначает основополагающую отрасль системы права термином "конституционное право".

Конечно, для Российской Федерации в современный период названии отрасли "Конституционное право России" является в определен­ной степени условным, что объясняется незавершенностью конституци­онной реформы, а именно: сложностью воплощения объявленных на выс­шем правовом уровне - в Конституции РФ 1993 года демократических начал в государственную практику. Вместе с тем, поддерживая многих ученых, также рассчитывая на перспективу демократических преобразований, способных обеспечить стабильность конституционного строя России, термин "российское конституционное право" вполне обоснован, его допустимо и целесообразно использовать в наименовании соответствующих отрасли, науки, учебных курсов.

Итак, что же собой представляет конституционное право Российской Федерации? Чем отличается от других отраслей права?

Каждая отрасль права имеет свой предмет регулирования, который является первоначальным и основным критерием деления системы права на отрасли.

В общей теории права под предметом правового регулирования понимаются волевые общественные отношения, регулируемые правом, а также те виды и уровни деятельности, которые объективно требуют правового регулирования или те общественные отношения, которые подвергаются правовому регулированию.

Самостоятельность и специфика конституционного права России обусловливается в первую очередь особым предметом правового

(конституционного) регулирования, то есть теми специфическими общественными отношениями, которые регулируются его нормами. В наиболее общем виде предмет конституционного права России составляют общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с установлением, осуществлением, передачей государственной власти в различных формах; установлением пределов государственной власти; гарантированием прав и свобод человека и гражданина. Это отношения между человеком, обществом и государством и основополагающие отношения, определяющие устройство государства и его функционирование.

Из вышеотмеченного можно выделить следующие конкретные группы общественных отношений, которые входят в предмет конституционного права Российской Федерации:

1.Общественные отношения, вытекающие из основ конституционно­го строя Российской Федерации.

Эти отношения характеризуются тем, что содержат:

- главные принципы общества и государства;

- механизм реализации власти многонационального народа Российской Федерации;

- основы социальной политики Российской Федерации;

- основы экономической системы России;

- основы политической системы Российской Федерации.

2.Общественные отношения, вытекающие из основ правового статуса личности.

Конституционные нормы регулируют отношения, связанные:

- с принципами правового статуса человека и гражданина;

- с гражданством Российской Федерации;

- с основными правами, свободами и обязанностями человека и гражданина Российской Федерации;

- с юридическими гарантиями по обеспечению основных прав и свобод.

3.Общественные отношения, вытекающие из федеративного устройства России.

Здесь, общественные отношения характеризуют:

- структуру Российского государства;

- статус и компетенцию России и субъектов Российской Феде­рации;

- государственные символы России;

- систему органов исполнительной власти "по горизонтали" (центр - регионы).

4.Общественные отношения, выражающие принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.

Эти отношения характеризуются тем, что содержат:

- принципы выборов Президента Российской Федерации; его статус и компетенцию; порядок отрешения от должности;

- механизм формирования парламента России - Федерального Собрания; полномочия его палат: Совета Федераций и Государственной Думы; процедуру принятия законов;

- механизм формирования Правительства Российской Федерации; его компетенцию и ответственность;

- структуру и принципы деятельности судебной власти;

- принцип формирования и деятельности местного самоуправления в России.

Представляется, что обозначенные группы общественных отношений являются наиболее важными составляющими предметом конституци­онного регулирования.

Содержание коституционно-правовых отношений, их особенности и виды будут рассмотрены в последующих вопросах лекции. Кроме того, современная политическая и экономическая системы усложнились и будут развиваться дальше, что повлечёт за собой расширение предмета конституционного регулирования.

Следующим отличительным признаком каждой отрасли права является её метод.

Метод правового регулирования - совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных приёмов, способов юридического воздействия на специальную область общественных отношений.

В юридической науке сложилась концепция отраслевых методов правового регулирования, под которыми понимается совокупность приёмов, средств и форм систематического правового воздействия на участников общественных отношений, на весь комплекс социальных явлений, образующих предмет данной отрасли права. Специфика общественных отношений требует воздействия на них норм именно данной отрасли органически присущими ей способами. Регулируя общественные отношения, упорядочивая их развитие, законодатель избирает такие приёмы и способы, с помощью которых осуществляется наиболее эффективное правовое воздействие на общественные отношения.

Политическая практика является критерием истинности многих конституционных установлений. Политический фактор преобладает в конституционном праве, здесь, по сравнению с иными отраслями, он наиболее выражен. В этом одна из особенностей метода данной отрасли права. Вторая его существенная сторона состоит в широком использовании приёмов и средств, типичных для нравственного регулирования, для воздействия на поведение участников общественных отношений норм морали. Как и каждая отрасль, конституционное право содержит универсальные способы воздействия на общественные отношения, а именно: возложение обязанностей, запрет, дозволение.

Преобладающей формой конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод обязывания. Именно в такой форме провозглашается множество норм конституционного права: "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы" (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ); "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы" (ст.57 Конституции РФ).

В конституционном праве часто можно встретить запрещающие нормы: "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации" (ч. 4 ст. 3 Конституции РФ).

Конституционному праву известен и метод дозволения: "Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации" (ч.2 ст.27 Конституции РФ); "Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения" (ч.3 ст. 35 Конституции РФ).

Итак, конституционное право использует разнообразные приёмы, средства, формы воздействия на общественные отношения, ибо различны сами эти отношения, что и обусловливает своеобразие метода данной отрасли права.

Его суть - в сочетании и взаимопроникновении приёмов и способов воздействия на общественные отношения, типичных для политического, нравственного и правового регулирования.

Выявив предмет и метод конституционного права, раскрыв его существенные качества, можно сформулировать наиболее общее определение данной отрасли права.

Конституционное право России - это основополагающая (базовая) отрасль всей системы права Российской Федерации, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих основы конституционного строя, основы правового статуса личности, федеративное устройство, основы организации и деятельности системы органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Все отрасли права основываются на закреплённых конституционным правом принципах организации системы власти, компетенции и основных началах деятельности органов государства, выступающих субъектами всех отраслевых правоотношений.

Роль конституционного права как ведущей отрасли правовой системы обусловлены и тем, что именно ее нормами регулируется сам процесс создания права. Они определяют виды правовых актов, органы их издающие, соотношение их юридической силы.

Нормы конституционного права образуют наиболее важные (базовые) институты системы права, они являются определяющими для регулирования общественных отношений всеми другими отраслями права, которые исходят из принципов, закреплённых в конституционном праве.

Так нормы конституционного права России (ст.ст.77,78,гл.6 Конституции РФ),определяя систему органов исполнительной влас­ти, их правовой статус, компетенцию, устанавливают основные начала для административного права.

Для трудового права исходными положениями будут являться такие нормы конституционного права как: ст. ст. 7,37 Конституции РФ.

Закрепляя формы собственности (ч.2 ст.8;ч.2 ст.9 Конституции РФ), права собственника (ст.ст.34,35,36, Конституции РФ), принципы хозяйствования (ч.1 ст.8;ч.2 ст.34 Конституции РФ) - Конституци­онное право закладывает основы для гражданского, уголовного, земельного права.

Определяя основы бюджетной системы России, системы налогов (ст.ст.57,75 Конституции РФ), нормы конституционного права предопределяют основы финансового права.

Устанавливая систему органов судебной власти, конституционные принципы правосудия (гл.7 Конституции РФ), права граждан в сфере судопроизводства (ст.ст. 20,21,22,46,47 Конституции РФ и др.) - конституционное право содержит исходные начала для уголовного права, уголовно-процессуального права и др. отраслей.

Конституционное право тесно взаимодействует с другими отраслями не только посредством установления основополагающих принципов, определяющих общую целенаправленность правового регулирования основ отношений, обязательных для всего права, но и в процессе реализации конституционно-правовых норм. Так, конституционно-правовые нормы, закрепляющие права человека и гражданина, порождают отношения между государством и личностью. Реализуя же конкретным человеком любого конституционного права порождает правоотношения другой отраслевой принадлежности: административно-правовые, трудовые, гражданские, финансовые и т.д.

Центральное место конституционного права в системе российского права лишь устанавливает их важнейшие принципы, с которыми и согласуются многочисленные нормы, составляющие ту или иную отрасль права.

Наши рекомендации