НАУЧНО–ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НАУЧНО–ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Направление подготовки: 40.04.01 Юриспруденция
Курс: 2
Семестр: 3
Форма обучения: очная /заочная
Срок освоения ООП по форме обучения: 2 года
Квалификация выпускника: магистр
Иркутск, 2017
Составитель: Романова Нелли Львовна, кандидат юридических наук, заместитель руководителя магистерской программы,
_______________ «___» ________ 201__г.
Рабочая программа учебной практики разработана в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция
Обсуждена на заседании кафедры уголовного права, протокол № от «___» ____________2017 г.
Зав. кафедрой _Островских Ж.В._______к.ю.н._________________________
(ФИО, ученая степень, ученое звание)
______________________________ «____»____________ 2016 г.
© ВСФ ФГБОУВО «РГУП», 2017
© Романова Н.Л., 2017
СОДЕРЖАНИЕ
1.Цели учебной практики
2.Задачи учебной практики
3.Место учебной практики в структуре ООП ВО
4.Формы проведения практики
5.Место и время проведения практики
6.Структура и содержание учебной практики
7.Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике
8.Форма промежуточной аттестации и отчетность
9.Материально-техническое обеспечение практики
1.
Научно-педагогическая практика является важнейшим компонентом и составной частью учебного процесса студентов, обучающихся в магистратуре. Данный вид практики выполняет функции общепрофессиональной подготовки в части подготовки студентов магистратуры к преподавательской деятельности в вузе.
1. Цель научно-педагогической практики:
Целью научно-педагогической практики является изучение основ учебно-методической работы в Университете, иных образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования, овладение педагогическими навыками проведения отдельных видов учебных занятий по дисциплинам специализированных программ магистерской подготовки. Научно-педагогическая практика организуется с целью выработки у студентов магистратуры навыков разработки учебного курса, самостоятельного проведения семинарских и практических учебных занятий, а также приобретения опыта организационной, методической и воспитательной работы.
Студента магистратуры, прошедшие практику, должны
уметь:
- организовать коллективную и индивидуальную работу студентов филиала, студентов ВУЗов и ССУЗов на учебном занятии;
- подготовить план учебного занятия, подобрать методический материал, использовать интернет-ресурсы при подготовке к учебным занятиям;
- использовать компьютерные технологии в обучении, интерактивные методики.
знать:
- методику и технологию организации и проведения учебных занятий.
- принципы педагогической работы со студентами.
владеть:
- методами научного познания;
- методиками и технологиями практической педагогической деятельности.
2. Задачи научно-педагогической практики:
Основные задачи научно-педагогической практики:
- закрепление знаний, умений и навыков, полученных студентами магистратуры в процессе изучения дисциплин магистерской программы;
- овладение методикой подготовки и проведения разнообразных форм проведения занятий;
- овладение методикой анализа учебных занятий;
- формирование представления о современных образовательных информационных технологиях;
- привитие навыков самообразования и самосовершенствования, содействие активизации научно-педагогической деятельности студентов – магистрантов.
3. Место практики в структуре основной образовательной программы:
Научно-педагогическая практика входит в раздел М.3 «Практики, НИР» учебного плана и базируется на использовании знаний, умений и навыков, полученных в результате изучения дисциплин направления «бакалавр юриспруденции» и на компетенциях, приобретенных в процессе изучения предшествующих дисциплин учебного плана магистерской программы. Обучающийся должен: быть способным к обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения; владеть основными способами получения и переработки информации.
Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоёмкость составляет 13,5 зачетных единиц (486 часов).
Требования к результатам прохождения практики:
В результате прохождения научно-педагогической практики (юридического консультирования) студентом магистратуры должны быть освоены:
общекультурные компетенции:
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
профессиональные компетенции:
- способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);
- способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);
- способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14);
- способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).
4. Формы проведения практики:
Научно-педагогическая практика включает в себя:
- учебную работу (проведение семинарских (практических) занятий для студентов дневной или заочной формы обучения филиала Университета, проведение учебных занятий в иных образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования);
- учебно-методическую работу (разработка методического обеспечения проведения учебных занятий, совместная работа практиканта с профессорско-преподавательским составом по решению текущих учебно-методических вопросов, разработка учебно-методических материалов для студентов различных форм обучения, по учебным дисциплинам, которые читаются на кафедре, за которой закреплен студент магистратуры);
- научную работу (внедрение результатов магистерского исследования в учебный процесс).
В целях подготовки к учебной работе студенты магистратуры:
- по согласованию с научным руководителем или заведующим выпускающей кафедрой составляют план учебной работы, который отражается в индивидуальном плане научно-педагогической практики студента магистратуры;
- посещают занятия своего научного руководителя и (или) других преподавателей кафедры, за которой закреплены;
- подбирают и формируют методический материал учебных занятий;
- подготавливают план проведения учебных занятий в соответствии с индивидуальным планом научно-педагогической практики;
- докладывают о результатах занятия научному руководителю;
- участвуют в разработке УМК по читаемому курсу.
Выполнение учебной работы заключается в самостоятельном проведении не менее 2-х учебных занятий.
Объем учебно-методической работы и виды учебно-методических материалов определяются научным руководителем студента магистратуры и отражаются в индивидуальном плане научно-педагогической практики студента магистратуры.
Научно-педагогическая работа студента магистратуры заключается, в том числе, в представлении докладов с предложением внедрения результатов магистерского исследования в учебный процесс, в деятельность органов судебной системы, правоохранительных органов, различных организаций и учреждений, участии в защите курсовых работ.
5. Место и время прохождения практики:
Местом прохождения научно-педагогической практики являются кафедры филиала Университета и иные образовательные организации среднего профессионального и высшего образования.
Практика у студентов магистратуры очной формы обучения, обучающихся за счет средств федерального бюджета, проходит на кафедрах филиала Университета путем проведения учебных занятий у студентов факультета непрерывного образования и факультета подготовки специалистов для судебной системы под руководством научного руководителя.
Практика у студентов магистратуры заочной формы обучения, проходит, как на кафедрах филиала Университета, так и в иных образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования путем подготовки занятия под руководством научного руководителя и самостоятельного проведения учебных занятий у студентов.
Прохождение научно-педагогической практики осуществляется в соответствии с учебными планами в 3 семестре на протяжении 9 недель (360 часов). Продолжительность рабочего дня студента магистратуры при прохождении научно-педагогической практики составляет не более 40 часов в неделю.
6. Структура и содержание научно-педагогической практики:
Конкретное содержание научно-педагогической практики планируется научным руководителем студента магистратуры, согласовывается с руководителем магистерской программы и отражается в отчете по практике и его индивидуальном плане. Программа практики для каждого студента может конкретизироваться и дополняться в зависимости от специфики места прохождения и характера выполняемой работы.
Содержание научно-педагогической практики студентов состоит из:
- непосредственной педагогической деятельности (самостоятельное проведение практических занятий, семинаров, пробных лекций по предложенной тематике);
- учебно-методической работы (включает в себя: разработку методического обеспечения проведения учебных занятий, совместную работу практиканта с профессорско-преподавательским составом по решению текущих учебно-методических вопросов);
- научно-педагогической работы (выступление по результатам магистерского исследования на учебных занятиях Университета, семинарах и совещаниях органов судебной системы, правоохранительных органов, других организаций и учреждений).
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды работ на практике, включая самостоятельную работу студентов магистратуры | Трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля |
1. | Подготовительный этап | Ознакомление с правами и обязанностями преподавателей. Изучение нормативно-правовой базы, методической литературы, федеральных государственных стандартов подготовки бакалавров по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, 40.02.01 Право и организация судебного администрирования | 40 часов | Записи в дневнике |
3. | Основной этап | Педагогическая деятельность: - выбор тематики учебных занятий; - подбор основной и дополнительной литературы в соответствии с тематикой и целями планируемых учебных занятий; - самостоятельная разработка плана и содержания учебных занятий; - проведение учебного занятия. | 280 часов | Записи в дневнике. Подбор материалов для формирования отчета по учебному занятию. |
Учебно-методическая деятельность: - разработка методического обеспечения проведения учебных занятий (подготовка методических рекомендаций по проведению учебных занятий, презентаций, видеоматериалов, раздаточного материала); - разработка методического обеспечения проведения занятия в интерактивной форме по предложенной тематике (подготовка сценария занятия в интерактивной форме, подготовка методических рекомендаций по проведению занятия в интерактивной форме, подготовка раздаточного материала для проведения занятия в интерактивной форме); - разработка методического обеспечения проведения самостоятельной работы студентов по предложенной тематике (подготовка методических рекомендаций по организации самостоятельной работы студентов по выбранной тематике, подготовка по выбранной тематике: тестов, кроссвордов, ситуационных задач, вопросов для самоконтроля, подбор учебной и научной литературы (учебники, учебные пособия, комментарии к кодексам и законам, монографии, научные статьи, авторефераты диссертаций, диссертации), подбор судебной и другой практики). Выполняются все задания, выбираются только темы. | Записи в дневнике. Подготовка методического обеспечения проведения учебных занятий. Подготовка методического обеспечения проведения интерактивных занятий. Подготовка методического обеспечения организации самостоятельной работы студентов. | |||
Научно-педагогическая деятельность. Научно-исследовательская работа студента магистратуры во время научно-педагогической практики проходит в форме (по выбору): - внедрения результатов магистерских исследований в учебный процесс посредством выступления с докладами на учебных занятиях в филиале Университета; - апробации результатов магистерского исследования в деятельность органов судебной системы, правоохранительных органов, различных организаций и учреждений (выступление с докладами перед соответствующими органами на семинарах и совещаниях); - участие в защите курсовых работ в форме определения актуальности темы, степени решения поставленных в курсовой работе задач, полноты изложения, степень научности (методы исследования, постановка проблем, анализ научных взглядов, обоснованность и аргументированность выводов и предложений, их значимость, самостоятельность автора в раскрытии вопросов темы и т.д.). | Записи в дневнике. Отчет о выступлении с докладом о внедрении результатов магистерского исследования на учебных занятиях. Отчет о выступлении с докладом об апробации результатов магистерского исследования на совещаниях и семинарах соответствующих органов. Отчет об участии в защите курсовых работ | |||
4. | Заключительный этап | Подготовка письменных документов по практике: - дневник практики; - планы и тексты проведенных учебных занятий; - методическое обеспечение проведения учебных занятий. - методическое обеспечение проведения интерактивных занятий. - методическое обеспечение организации самостоятельной работы студентов. - подготовка к защите отчета по практике; - защита отчета по практике | 40 часов | Отчет о прохождении научно-педагогической практики |
Примерная тематика учебных занятий, проводимых в филиале Университета
Темы семинарских занятий для очной формы обучения:
1. Система принципов в уголовном праве России.
2. Уголовный закон: понятие, строение и тенденции развития.
3. Понятие и признаки преступления. Классификация преступлений.
4. Понятие и значение состава преступления. Виды составов.
5. Соучастие в преступлении: понятие и признаки. Виды и формы соучастия.
6. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.
7. Общие и специальные начала назначения наказания.
8. Освобождение от уголовной ответственности: понятие и виды.
9. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.
10. Понятие и этапы квалификации преступлений.
11. Проблемы квалификации преступлений по объективным и субъективным признакам.
12. Преступления против личности.
13. Преступления против собственности.
14. Преступления в сфере экономической деятельности.
15. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка.
16. Преступления в сфере компьютерной информации.
17. Должностные преступления.
18. Преступления против мира и безопасности человечества.
Воспитательные мероприятия
1. Конкурс стенгазеты «Здоровый образ жизни»
2. Организация и проведение внутривузовской акции «Подари улыбку МИРУ», посвящённой всемирному Дню улыбки
3. Военизированный спортивный день «Один день в армии»
4. Организация и проведение соревнований среди студентов по шахматам, шашкам, армрестлингу
5. Знакомство студентов с историей и культурной жизнью Иркутска, организация экскурсий по городу и музеям
6. Организация мероприятий, приуроченных к Международному Дню борьбы с коррупцией: студенческий конкурс плакатов «Студенчество против коррупции».
7. Организация и проведение мероприятий, приуроченных к Дню юриста: студенческий конкурс плакатов, проведение лекций «Моя профессия - юрист».
8. Единый урок Памяти «Мы памяти этой верны!», посвященный годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
9. Пропаганда здорового образа жизни через обзорные выставки литературы и мероприятия в библиотеке имени И.И. Молчанова-Сибирского.
10. Организация и проведение встреч с участием представителей правоохранительных органов, органов здравоохранения в целях пропаганды здорового образа жизни среди обучающихся.
11. Просмотр и обсуждение видеороликов по теме «Профилактика правонарушений».
Примерная тематика интерактивных занятий
Темы занятий:
1. Личность преступника как базовый институт криминологии.
2. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.
3. Общие и специальные начала назначения наказания.
4. Организованная группа и преступное сообщество: уголовно-правовой и криминологический аспекты.
5. Освобождение от уголовной ответственности: понятие, виды.
6. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.
7. Понятие и значение состава преступления. Виды составов.
8. Понятие и социальная сущность преступления. Вопросы криминализации и декриминализации.
9. Понятие уголовного закона, эффективность и тенденции его развития.
10. Необходимая оборона как обстоятельство, исключающее преступность деяния.
11. Соучастие в преступлении: понятие и признаки. Виды и формы соучастия.
12. Преступления против личности: проблемы квалификации.
13. Преступления в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ: уголовно-правовой и криминологический аспекты.
14. Преступления в сфере экономики: вопросы квалификации.
15. Уголовная ответственность несовершеннолетних, ее особенности.
16. Уголовно-правовые проблемы борьбы с коррупцией.
Рекомендации для подготовки к интерактивным занятиям
Самыми распространенными среди преподавателей являются следующие интерактивные формы:
§ круглый стол (дискуссия, дебаты);
§ мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака);
§ сase-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ);
§ мастер-классы;
§ работа в малых группах;
§ обучающие игры (ролевые, имитационные, деловые, образовательные и др.);
§ использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);
§ социальные проекты и другие внеаудиторные формы обучения (соревнования, фильмы, спектакли, выставки и др.);
§ интерактивная лекция с применением видео- и аудиоматериалов;
§ сократический диалог;
§ обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (займи позицию, шкала мнений, ПОПС-формула);
§ «дерево решений», «анализ казусов», «переговоры и медиация», «лестницы и змейки»;
§ тренинги и др.
Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки занятия на основе интерактивных форм обучения перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной формы обучения для изучения конкретной темы, но и в возможности сочетания методов обучения, что, несомненно, способствует наиболее глубокому осмыслению темы. При этом нужно опираться на следующие методологические принципы:
§ интерактивное занятие - это не лекция, а совместная работа обучающихся по определенной проблеме;
§ все участники учебного процесса равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы;
§ каждый участник имеет право на собственное мнение по изучаемому вопросу.
§ критика личности недопустима (подвергнуться критике может только идея или неверная информация).
Алгоритм проведения интерактивного занятия:
1. Подготовка занятия
Ведущий производит подбор темы, ситуации, определение дефиниций. При разработке интерактивного занятия рекомендуем обратить особое внимание на следующие компоненты:
§ возраст участников, их интересы, будущая профессия;
§ временные рамки проведения занятия;
§ заинтересованность группы в данном занятии.
2.Перечень необходимых условий:
§ четкое определение цели занятия;
§ уточнение проблем, которые предстоит решить;
§ подготовка программы занятия;
§ подготовка раздаточного материала;
§ обеспеченность технического оборудования;
§ подбор основных вопросов, определение их последовательности;
§ подбор практических примеров из жизни;
§ использование графиков, иллюстраций, схем, символов;
§ доверительные, позитивные отношения между обучающимися;
§ многообразие форм и методов предоставления информации, форм деятельности обучающихся и др.
Вступление занятиясостоит из сообщения темы и цели занятия.Участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, ставят перед собой цель, определяют задачи. Педагог информирует участников об условиях, дает четкие инструкции о правилах работы в группах. Если есть необходимость, то нужно представить участников (в случае, если занятие межгрупповое, междисциплинарное).
В ходе занятия следует добиваться однозначного семантического понимания терминов, понятий и т. п. Для этого с помощью вопросов и ответов следует уточнить понятийный аппарат, рабочее определение изучаемой темы. Своевременное уточнение понятийного аппарата сформирует у студентов привычку оперировать только хорошо понятными терминами, избегать малознакомых слов или попутно выяснять их значение, систематически пользоваться справочной литературой.
3.Примерные правила работы в группе:
§ быть активным и доброжелательным;
§ не перебивать собеседников, уважать мнение других участников;
§ быть открытым для взаимодействия;
§ стремиться дойти до истины;
§ придерживаться регламента;
§ проявлять креативность и т.д.
Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия. Определение позиций участников следует делать очень корректно. Интерактивное позиционирование участников заключается в осмыслении общего для их позиций содержания, а также в формировании нового набора позиций на основании приведенных фактов и доводов.
4. Рефлексияпроводится на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Обязательным этапом является оценочный,который определяет отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др. Рефлексия заканчивается общими выводами, сделанными обучающимися с помощью наводящих вопросов преподавателя.
Примерные вопросы для проведения рефлексии:
§ произвела ли на вас впечатление проведенная дискуссия?
§ была ли ситуация, которая удивила вас в процессе занятия?
§ чем вы руководствовались в процессе принятия решения?
§ учитывалось ли вами мнение других участников группы?
§ как вы оцениваете свои действия и действия группы?
§ что бы вы хотели изменить в организации подобных занятий?
Рассмотрим интерактивные методы обучения, которым отдают предпочтение преподаватели вуза, и отметим некоторые их особенности. Самыми популярными среди педагогов являются такие методы, как:
§ работа в малых группах, дающая возможность всем обучающимся участвовать в работе группы, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения, разрешать возникающие разногласия;
§ ролевая игра, в ходе которой происходит разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями, отражающими определенные жизненные ситуации;
§ мини-лекция - одна из эффективных форм преподнесения теоретического материала, излагаемого на доступном для обучающихся языке, при этом каждому термину обязательно дается определение со ссылкой на авторитетных авторов и источники. По окончании выступления происходит обсуждение возникших вопросов, а также способы использования полученной информацию на практике;
§ разработка проекта позволяет участникам мысленно выйти за пределы аудитории и составить проект действий по обсуждаемому вопросу, главное, чтобы каждый имел возможность защитить свой проект, доказать его преимущество перед другими;
§ «мозговой штурм»,«мозговая атака» (метод «дельфи») - это метод, при котором принимается любой ответ обучающихся на заданный вопрос, при этом оценка высказываемым точкам зрения дается не сразу, а после всех выступлений, главное - это выяснение информированности и/или отношения участников к определенному вопросу;
§ лекция-вдвоемпозволяет распределить учебный материал проблемного содержания в диалогическом общении двух преподавателей, при этом профессиональные дискуссии как бы разворачиваются между разными специалистами, например, теоретиком и практиком, сторонником и противником определённой концепции. Этот вид лекций заставляет студентов активно включаться в мыслительный процесс, сравнивать разные точки зрения и свой выбор;
§ лекция с заранее запланированными ошибками направлена на умение студентов обнаружить ошибки занести их в конспект и вынести на обсуждение. Такая лекция выполняет, как правило, не только стимулирующую функцию, но и контрольную;
§ лекция-визуализация способствует преобразованию устной и письменной информации в визуальную форму при использовании схем, рисунков, чертежей и т.п. Такая лекция способствует успешному решению проблемной ситуации, т.к. активно включается мыслительная деятельность обучающихся при широком использовании наглядности и т.д.
Примерная тематика самостоятельной работы студента
1. Составить список вопросов для проведения блиц опроса по темам:
1. Система принципов в уголовном праве России.
2. Уголовный закон: понятие, строение и тенденции развития.
3. Понятие и признаки преступления. Классификация преступлений.
4. Понятие и значение состава преступления. Виды составов.
5. Соучастие в преступлении: понятие и признаки. Виды и формы соучастия.
6. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.
7. Освобождение от уголовной ответственности: понятие и виды.
8. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.
9. Проблемы квалификации преступлений по объективным и субъективным признакам.
10. Преступления против личности.
11. Преступления против собственности.
12. Преступления в сфере экономической деятельности.
13. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка.
14. Преступления в сфере компьютерной информации.
15. Должностные преступления.
По каждой из тем необходимо составить не менее 10 вопросов с ответами.
Пример:
Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые при научно-педагогической практике
При выполнении различных видов работ в научно-педагогической практике используются следующие образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии:
- интерактивные формы обучения, применяемые руководителями практики от университета и от организации-базы прохождения практики (деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги и др.);
- информационные технологии (компьютерные симуляции, работа с программными продуктами, используемыми в данной организации, Интернет-технологии и др.);
- методологические приемы осуществления исследований: анализ, синтез, дедукция, индукция, сопоставление и др.
Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики:
- книжный фонд (базовые учебники, а так же литература, рекомендованная УМО вузов по образованию в сфере юриспруденции, учебные пособия, словари, периодические издания) библиотеки ВСФ ФГБОУВО «РГУП»;
- методические указания и рекомендации к изучению, как всего объема дисциплины, так и отдельных, ключевых проблем (учебно-методическое обеспечение обновляется ежегодно, рабочие программы корректируются не реже одного раза в год);
- доступ к современным профессиональным базам данных, информационным, библиотечным, справочным и поисковым системам, специализирующимся на образовательной и научной литературе, а так же электронных учебниках для вузов (http://www.book.ru, http://www.biblioclub.ru, http://leb.nlr.ru, http://www.law.edu.ru, http://www.government.ru, http://www.infra-m.ru/live/elekrbiblio.asp, http://www.arbitr.ru, http://www.knigafund.ru и др.) и к иным Интернет-ресурсам во время самостоятельной подготовки;
- учебные аудитории оснащенные: для чтения лекций – мультимедийными проекторами, ноутбуками, экранами, компьютерными программами; для проведения семинарских занятий – мультимедийными проекторами, DVD-проигрывателями, ноутбуками и компьютерами;
- компьютерные классы, оргтехника, теле- и аудиоаппаратура (всё – в стандартной комплектации для лабораторных занятий и самостоятельной работы).
Основная литература:
17. Юридическая педагогика: Учебник / К.М. Левитан. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015.
18. Психология и педагогика: Учебное пособие / О.В. Пастюк. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.
19. Громкова, М. Т. Педагогика высшей школы [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / М. Т. Громкова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
20. Столяренко, А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / А. М. Столяренко. - 3-е изд., доп. - М.: ЮНИТИДАНА, 2012.
21. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2013.
Дополнительная литература:
1. Юридическая педагогика: Учебник / К.М. Левитан. - М.: НОРМА, 2008. - 432 с.
2. Педагогика и психология: Учебное пособие / Е.Е. Кравцова. - М.: Форум, 2009.
3. Психология и педагогика: Учеб. пособие / А.И. Кравченко. - М.: ИЦ РИОР, 2010.
Приложение 1
ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»
Содержание дневника
1. Содержание юридического консультирования:
Дата | Вид работы, включая самостоятельную работу студентов магистратуры, раздел программы научно-педагогической практики | Сроки выполнения |
Руководитель от органа (организации) –
места прохождения
научно-педагогической практики: _______________/_____________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Печать
Дата
Приложение 2
ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»
Приложение 3
Требования к отчету о прохождении научно-педагогической практики
1. Отчет подписывается руководителем практики от филиала.
2. Отчет составляется индивидуально каждым студентом и должен отражать проделанную им работу, полученные знания, приобретенные навыки и умения.
В качестве приложений к нему должны быть представлены:
1. Планы и конспекты проведенных учебных занятий с приложением используемых видеоматериалов, презентаций, раздаточных материалов и т.д. Занятия, проведенные в рамках воспитательной работы также должны иметь: конспекты занятий, сценарий проведенного мероприятия.
2. Анализ проведенного учебного занятия по предложенной форме (Приложение 5), подписанный преподавателем учебного заведения с указанием замечаний и предложений по проведенному занятию.
3. Методическое обеспечение проведения занятия в интерактивной форме по выбранной тематике (подготовка сценария занятия в интерактивной форме, подготовка методических рекомендаций по проведению занятия в интерактивной форме, подготовка раздаточного материала для проведения занятия в интерактивной форме и т.д.).
4. Методическое обеспечение проведения самостоятельной работы студентов по выбранной тематике (подготовка методических рекомендаций по организации самостоятельной работы студентов по выбранной тематике, подготовка с указанием выбранной темы:
4.1. Конспекта лекций (с указанием списка литературы),
4.2. Вопросов для проведения блиц-опросов,
4.3. Тестовых заданий,
4.4. Составление сравнительных таблиц,
4.5. Составление ситуационных задач
4.6. Составление кроссвордов,
4.7. Составление глоссария,
4.8. Подбор учебной и научной литературы (учебники, учебные пособия, комментарии к кодексам и законам, монографии, научные статьи, авторефераты диссертаций, диссертации), подбор судебной и другой практики).
5. Доклад, представленный на учебном занятии филиала с предложением внедрения результатов магистерского исследования в учебный процесс, либо доклад, представленный на семинарах и совещаниях соответствующих органов с апробацией результатов магистерского исследования в деятельность органов судебной системы, правоохранительных органов, различных организаций и учреждений, либо отчет об участии в защите курсовых работ в форме определения актуальности темы, степени решения поставленных в курсовой работе задач, полноты изложения, степень научности (методы исследования, постановка проблем, анализ научных взглядов, обоснованность и аргументированность выводов и предложений, их значимость, самостоятельность автора в раскрытии вопросов темы и т.д.).
3. Объем отчета зависит от объема выполненной во время прохождения практики работы.
4. Отчет состоит из следующих разделов: введения, основной части и заключения.
Введение должно раскрывать цели и задачи практики применительно к месту прохождения научно-педагогической практики.
Основная часть отчета должна содержать данные, отражающие существо, методику и основные результаты практики.
Основная часть должна содержать:
- последовательность прохождения практики;
- краткое описание выполненных работ и сроки их осуществления;
- описание проведенной учебных, учебно-методической, научной работы с указанием их направления, видов, методов и способов осуществления;
- предложения по организации научно-педагогической практики;
- затруднения, которые встретились при прохождении практики.
Заключение должно содержать обобщение и оценку результатов практики, в том числе:
- оценку полноты поставленных задач;
- оценку уровня проведенных учебных занятий;
- рекомендации по преодолению проблем, возникших в ходе прохождения практики;
- оценку возможности использования результатов научно-практических исследований в научно-исследовательской работе студента магистратуры и выпускной квалификационной работе.
Приложение 4
Характеристика
Приложение 5
Анализ учебного занятия студента магистратуры
Преподавателя _____ _________________________________________________________________________
(Ф.И.О., звание, степень)
Преподавателем ______ ___________________________ ____________________________________________
(Ф.И.О., звание, степень)
Дата проведения «___» __________ 201_г.
Группа ____________________________________________________________________