Организация научно-педагогической практики

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование

профиль Дошкольное образование

Симферополь, 2014

Развитие высшей школы выдвигает требование улучшения качества многоуровневой подготовки педагогических кадров. Решение этой задачи непосредственно связано с проблемой повышения качества профессиональной подготовки магистров педагогического образовании, через привлечение их к научно-педагогической практике, составными частями которой выступают учебная, научно-методическая, воспитательная работа, руководство педагогической практикой студентов младших курсов.

Структурными компонентами практики являются следующие виды работы студентов-магистрантов: выполнение научной работы, наблюдение за демонстрацией преподавателем вуза методов и приемов организации различных видов учебной и воспитательной деятельности студентов; самостоятельная деятельность магистрантов-практикантов по закреплению, углублению, расширению профессиональных умений и навыков педагогической деятельности; анализ и самоанализ, оценка и самооценка педагогических действий.

Студенты-магистранты выполняют различные виды работы:

- наблюдают и анализируют не менее четырехучебных занятий, которые проводят преподаватели;

- анализируют два учебных занятия, проводимых коллегами-магистрантами;

- проводят десять часов учебных занятий по педагогическим дисциплинам и частным методикам. Из них четыре занятия являются зачетными;

- проводят одно внеаудиторное воспитательное мероприятие в закрепленной академической группе;

- участвуют в одной из форм методической работы (организация методических выставок, уголков в педагогическом кабинете, обзор научно-методической литературы и т.д.);

- разрабатывают визуальное сопровождение темы одногоиз учебных курсов;

- совместно со студентами младших курсов 4-5 раз посещают дошкольные учреждения, осуществляют консультирование студентов по организации различных видов деятельности с детьми в ходе педагогической практики студентов

Конспекты учебных занятий и воспитательных мероприятий утверждаются преподавателем-методистом вуза за 4 дня до его проведения.

Конспекты всех занятий выполняются на стандартных листах формата А-4, на одной стороне, где оставляются широкие поля. На них делает пометки преподаватель и практикант по ходу ведения каждого конкретного занятия.

Научно-педагогическая практика в педагогическом вузе проводится в десятом семестре в течение шести недель (на дневной форме обучения) и непосредственно выводит студентов-магистрантов специальности «дошкольное воспитание» на получение образовательно-квалификационного уровня «магистр».

Цели практики:

1. Формировать научно-исследовательские умения.

2. Формировать готовность магистрантов к преподавательской деятельности в высших педагогических учебных заведениях разного уровня аккредитации.

Задачи практики:

1. Провести педагогический эксперимент в соответствии с планом магистерской работы.

2. Закрепить и углубить профессиональные знания и умения магистрантов в соответствии с содержанием программ учебных дисциплин. Обеспечить подготовку магистрантов к качественному преподаванию педагогических дисциплин и специальных методик в педагогических вузах разного уровня аккредитации.

3. Формировать умения структурировать учебный материал курса педагогики и частной методики, создавать оптимальные модели обучения студентов педагогических вузов в процессе проведения теоретических и практических занятий, руководства самостоятельной работой и педагогической практикой студентов.

4. Применять современные технологии обучения. Проводить дидактическую и методическую обработку научной психолого-педагогической литературы, трансформировать ее в материал для преподавания учебных дисциплин;

5. Формировать умения проводить в различных формах воспитательную работу со студентами. Формировать представление о гуманистическом подходе к личности студента педвуза как субъекта воспитывающей деятельности;

6. Формировать умения наблюдать и анализировать учебно-воспитательную работу в вузе;

7. Использовать в педагогическом процессе разные виды контроля знаний, уровень сформированности профессиональных умений студентов в процессе преподавания педагогических дисциплин и специальных методик;

8. Формировать умение по организации и руководству научной работой студентов;

9. Ознакомиться с различными видами работы и документацией кафедры;

10. Подготовить научное сообщение и выступить с ним на научно-практическом семинаре при кафедре;

11. Принимать активное участие в научной работе кафедры.

В результате педагогической практики в педагогическом вузе магистранты

должны знать:

- методику проведения педагогического эксперимента;

- функции преподавателя педвуза;

- содержание, формы и методы учебно-воспитательной работы с академической группой;

- основные требования к оформлению конспекта лекции и конспекта практического (семинарского), лабораторного занятия;

- структуру и содержание УМК педагогических дисциплин;

- современные вузовские образовательные технологии;

- содержание и формы контроля знаний студентов в вузе;

- обязанности куратора академической студенческой группы;

- виды кафедральной документации и требования к её ведению;

- требования к проведению педагогической практики студентов педвуза.

должны уметь:

- разрабатывать содержание и методику педагогического эксперимента;

- проводить педагогический эксперимент, обрабатывать экспериментальные данные и осуществлять их педагогическую интерпретацию;

- самостоятельно разрабатывать конспекты занятий (определить цель. задачи, содержание занятия);

- отбирать необходимый для занятия учебный материал;

- обоснованно применять оптимальные методы обучения в соответствии с целями занятия, особенностями, уровнем подготовки студентов;

- квалифицированно проводить учебный контроль и учебную оценку деятельности студентов;

- проводить занятия различных типов;

- руководить педагогической практикой студентов в школе;

- проводить воспитательные мероприятия со студентами;

- подготовить рецензию на теоретическую статью;

- подготовить небольшую творческую работу: выступление для научного семинара, научный реферат, подготовить библиографию литературы по определенной теме с правильным описанием литературных источников, подготовка теоретической статьи объемом 0,3-0,4 п.л.

Организация научно-педагогической практики

Организацию практики осуществляет факультетский руководитель, групповые руководители в педвузе.

Консультирование магистрантов-практикантов проводят преподаватели-методисты университета по дисциплинам педагогического цикла и частным методикам.

Содержание практики

Содержание работы магистрантов-практикантов развертывается в следующих разделах практики: учебной, научно-методической, воспитательной работе со студентами вуза, руководстве педагогической практикой студентов в образовательных учреждениях, в консультировании научной работы студентов.

Учебная работа.Работа преподавателя педвуза складывается из нескольких направлений. Ведущим является проведение учебных занятий со студентами. Магистранты-практиканты также проводят учебные занятия в период своей практики. Для успешного проведения занятий необходима тщательная подготовка практиканта. Можно выделить 3 этапа в подготовке к учебным занятиям.

Первый этап.

Наблюдение за учебными занятиями, проводимыми преподавателями,

сокурсниками (в ходе практики), их анализ.

Наши рекомендации