Темы занятий в рамках правового воспитания

1. Судебная атрибутика: история и современность.

2. Социальные нормы и асоциальное поведение (преступность, наркомания, алкоголизм)

3. Религия и ее роль в обществе. Традиции и радикализм.

4. Современные неформальные молодежные движения: за и против.

5. Нормы права и морали в обществе.

6. Профессиональная этика юриста.

7. Диспут «О культуре речи и поведении студента»

8. Революция в России: взгляд через столетие.

9. Подвиг как проявление духовной жизни человека. Герои Отечества

10. Подростковая преступность и ее причины.

11. Ответственность за вовлечение несовершеннолетних в пьянство

12. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

13. Уголовная ответственность несовершеннолетних

14. Жизнь без сигарет

15. «Мы непобедимы, если мы едины» открытое занятие, посвященное Дню народного единства

16. Проблемы толерантности и профилактики экстремизма в обществе.

17. Экологическая безопасность: актуальные проблемы.

18. Информационная безопасность в сетях Интернет.

19. «Профилактика зависимостей» лекция в поддержку здорового образа жизни среди молодежи

20. Здоровый образ жизни. Реализация государственной программы «Здоровая Россия».

21. Система гражданской обороны. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций.

22. Слабоалкогольные напитки и энергетики: сильный вред «слабых напитков».

Воспитательные мероприятия

1. Конкурс стенгазеты «Здоровый образ жизни»

2. Организация и проведение внутривузовской акции «Подари улыбку МИРУ», посвящённой всемирному Дню улыбки

3. Военизированный спортивный день «Один день в армии»

4. Организация и проведение соревнований среди студентов по шахматам, шашкам, армрестлингу

5. Знакомство студентов с историей и культурной жизнью Иркутска, организация экскурсий по городу и музеям

6. Организация мероприятий, приуроченных к Международному Дню борьбы с коррупцией: студенческий конкурс плакатов «Студенчество против коррупции».

7. Организация и проведение мероприятий, приуроченных к Дню юриста: студенческий конкурс плакатов, проведение лекций «Моя профессия - юрист».

8. Единый урок Памяти «Мы памяти этой верны!», посвященный годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

9. Пропаганда здорового образа жизни через обзорные выставки литературы и мероприятия в библиотеке имени И.И. Молчанова-Сибирского.

10. Организация и проведение встреч с участием представителей правоохранительных органов, органов здравоохранения в целях пропаганды здорового образа жизни среди обучающихся.

11. Просмотр и обсуждение видеороликов по теме «Профилактика правонарушений».

Примерная тематика интерактивных занятий

Темы занятий:

1. Личность преступника как базовый институт криминологии.

2. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.

3. Общие и специальные начала назначения наказания.

4. Организованная группа и преступное сообщество: уголовно-правовой и криминологический аспекты.

5. Освобождение от уголовной ответственности: понятие, виды.

6. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.

7. Понятие и значение состава преступления. Виды составов.

8. Понятие и социальная сущность преступления. Вопросы криминализации и декриминализации.

9. Понятие уголовного закона, эффективность и тенденции его развития.

10. Необходимая оборона как обстоятельство, исключающее преступность деяния.

11. Соучастие в преступлении: понятие и признаки. Виды и формы соучастия.

12. Преступления против личности: проблемы квалификации.

13. Преступления в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ: уголовно-правовой и криминологический аспекты.

14. Преступления в сфере экономики: вопросы квалификации.

15. Уголовная ответственность несовершеннолетних, ее особенности.

16. Уголовно-правовые проблемы борьбы с коррупцией.

Рекомендации для подготовки к интерактивным занятиям

Самыми распространенными среди преподавателей являются следующие интерактивные формы:

§ круглый стол (дискуссия, дебаты);

§ мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака);

§ сase-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ);

§ мастер-классы;

§ работа в малых группах;

§ обучающие игры (ролевые, имитационные, деловые, образовательные и др.);

§ использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);

§ социальные проекты и другие внеаудиторные формы обучения (соревнования, фильмы, спектакли, выставки и др.);

§ интерактивная лекция с применением видео- и аудиоматериалов;

§ сократический диалог;

§ обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (займи позицию, шкала мнений, ПОПС-формула);

§ «дерево решений», «анализ казусов», «переговоры и медиация», «лестницы и змейки»;

§ тренинги и др.

Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки занятия на основе интерактивных форм обучения перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной формы обучения для изучения конкретной темы, но и в возможности сочетания методов обучения, что, несомненно, способствует наиболее глубокому осмыслению темы. При этом нужно опираться на следующие методологические принципы:

§ интерактивное занятие - это не лекция, а совместная работа обучающихся по определенной проблеме;

§ все участники учебного процесса равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы;

§ каждый участник имеет право на собственное мнение по изучаемому вопросу.

§ критика личности недопустима (подвергнуться критике может только идея или неверная информация).

Алгоритм проведения интерактивного занятия:

1. Подготовка занятия

Ведущий производит подбор темы, ситуации, определение дефиниций. При разработке интерактивного занятия рекомендуем обратить особое внимание на следующие компоненты:

§ возраст участников, их интересы, будущая профессия;

§ временные рамки проведения занятия;

§ заинтересованность группы в данном занятии.

2.Перечень необходимых условий:

§ четкое определение цели занятия;

§ уточнение проблем, которые предстоит решить;

§ подготовка программы занятия;

§ подготовка раздаточного материала;

§ обеспеченность технического оборудования;

§ подбор основных вопросов, определение их последовательности;

§ подбор практических примеров из жизни;

§ использование графиков, иллюстраций, схем, символов;

§ доверительные, позитивные отношения между обучающимися;

§ многообразие форм и методов предоставления информации, форм деятельности обучающихся и др.

Вступление занятиясостоит из сообщения темы и цели занятия.Участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, ставят перед собой цель, определяют задачи. Педагог информирует участников об условиях, дает четкие инструкции о правилах работы в группах. Если есть необходимость, то нужно представить участников (в случае, если занятие межгрупповое, междисциплинарное).

В ходе занятия следует добиваться однозначного семантического понимания терминов, понятий и т. п. Для этого с помощью вопросов и ответов следует уточнить понятийный аппарат, рабочее определение изучаемой темы. Своевременное уточнение понятийного аппарата сформирует у студентов привычку оперировать только хорошо понятными терминами, избегать малознакомых слов или попутно выяснять их значение, систематически пользоваться справочной литературой.

3.Примерные правила работы в группе:

§ быть активным и доброжелательным;

§ не перебивать собеседников, уважать мнение других участников;

§ быть открытым для взаимодействия;

§ стремиться дойти до истины;

§ придерживаться регламента;

§ проявлять креативность и т.д.

Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия. Определение позиций участников следует делать очень корректно. Интерактивное позиционирование участников заключается в осмыслении общего для их позиций содержания, а также в формировании нового набора позиций на основании приведенных фактов и доводов.

4. Рефлексияпроводится на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Обязательным этапом является оценочный,который определяет отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др. Рефлексия заканчивается общими выводами, сделанными обучающимися с помощью наводящих вопросов преподавателя.

Примерные вопросы для проведения рефлексии:

§ произвела ли на вас впечатление проведенная дискуссия?

§ была ли ситуация, которая удивила вас в процессе занятия?

§ чем вы руководствовались в процессе принятия решения?

§ учитывалось ли вами мнение других участников группы?

§ как вы оцениваете свои действия и действия группы?

§ что бы вы хотели изменить в организации подобных занятий?

Рассмотрим интерактивные методы обучения, которым отдают предпочтение преподаватели вуза, и отметим некоторые их особенности. Самыми популярными среди педагогов являются такие методы, как:

§ работа в малых группах, дающая возможность всем обучающимся участвовать в работе группы, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения, разрешать возникающие разногласия;

§ ролевая игра, в ходе которой происходит разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями, отражающими определенные жизненные ситуации;

§ мини-лекция - одна из эффективных форм преподнесения теоретического материала, излагаемого на доступном для обучающихся языке, при этом каждому термину обязательно дается определение со ссылкой на авторитетных авторов и источники. По окончании выступления происходит обсуждение возникших вопросов, а также способы использования полученной информацию на практике;

§ разработка проекта позволяет участникам мысленно выйти за пределы аудитории и составить проект действий по обсуждаемому вопросу, главное, чтобы каждый имел возможность защитить свой проект, доказать его преимущество перед другими;

§ «мозговой штурм»,«мозговая атака» (метод «дельфи») - это метод, при котором принимается любой ответ обучающихся на заданный вопрос, при этом оценка высказываемым точкам зрения дается не сразу, а после всех выступлений, главное - это выяснение информированности и/или отношения участников к определенному вопросу;

§ лекция-вдвоемпозволяет распределить учебный материал проблемного содержания в диалогическом общении двух преподавателей, при этом профессиональные дискуссии как бы разворачиваются между разными специалистами, например, теоретиком и практиком, сторонником и противником определённой концепции. Этот вид лекций заставляет студентов активно включаться в мыслительный процесс, сравнивать разные точки зрения и свой выбор;

§ лекция с заранее запланированными ошибками направлена на умение студентов обнаружить ошибки занести их в конспект и вынести на обсуждение. Такая лекция выполняет, как правило, не только стимулирующую функцию, но и контрольную;

§ лекция-визуализация способствует преобразованию устной и письменной информации в визуальную форму при использовании схем, рисунков, чертежей и т.п. Такая лекция способствует успешному решению проблемной ситуации, т.к. активно включается мыслительная деятельность обучающихся при широком использовании наглядности и т.д.

Примерная тематика самостоятельной работы студента

1. Составить список вопросов для проведения блиц опроса по темам:

1. Система принципов в уголовном праве России.

2. Уголовный закон: понятие, строение и тенденции развития.

3. Понятие и признаки преступления. Классификация преступлений.

4. Понятие и значение состава преступления. Виды составов.

5. Соучастие в преступлении: понятие и признаки. Виды и формы соучастия.

6. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.

7. Освобождение от уголовной ответственности: понятие и виды.

8. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.

9. Проблемы квалификации преступлений по объективным и субъективным признакам.

10. Преступления против личности.

11. Преступления против собственности.

12. Преступления в сфере экономической деятельности.

13. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка.

14. Преступления в сфере компьютерной информации.

15. Должностные преступления.

По каждой из тем необходимо составить не менее 10 вопросов с ответами.

Пример:

Наши рекомендации