Вопрос №1 Экономическая сущность налогов.

Налоги и налогообложение

1.Экономическая сущность налогов.

2.Функции налогов.

3.Классификация налогов

4.Элементы налога

5.Налог на добавленную стоимость.

6.Акцизы.

7.Налог на недвижимость.

8.Налог на землю.

9.Налог на прибыль.

10.Подоходный налог с физических лиц.

11.Упрощенная система налогообложения.

12.Налоговая система РБ и основные принципы ее построения.

Вопрос № 2. Функции налогов.

Функции любой экономической категории раскрывают ее сущность, внутреннее содержание и значение. Функция нало­га — это проявление его сущности в действии, способ выраже­ния его свойств. Функция показывает, каким образом реализу­ется общественное назначение данной экономической катего­рии как инструмента стоимостного распределения и перерас­пределения доходов.

В числе налоговых функций обычно выделяются: фискаль­ная, стимулирующая, распределительная, регулирующая, кон­трольная.

Фискальная функцияпроявляется в бесперебойном обеспе­чении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах разви­тия.

Фискальную роль налогов характеризуют, кроме того, дан­ные о суммах финансовых санкций, поступающих в бюджет, суммах расходов государства на содержание налоговых служб, а также данные о разнице между общей суммой налогов, утвержденной в бюджете, и их величиной в отчете об исполнении бюджета.

Стимулирующая функция налогов реализуется через сис­тему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязы­ваемых с льготообразующими признаками объекта налогооб­ложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.

Преференции (предпочтении) могут устанавливаться в виде инвестиционно­го налогового кредита и целевой налоговой льготы для финан­сирования инвестиционных и инновационных затрат.

Налоговый кредит, как и всякий кредит, предоставляется на условиях возвратности и платности, оформляется соответ­ствующим договором между хозяйствующим субъектом и нало­говым органом.

Целевая налоговая льгота, в отличие от инвестиционного кре­дита, может предоставляться любому хозяйствующему субъекту органами власти на взаимовыгодной основе, но в пределах сум­мы налоговых поступлений в бюджет.

Из сущности налогов вытекает распределительная,которая обеспечивает про­цесс перераспределения части совокупного общественного про­дукта, главным образом чистого дохода, и направление части его на расширенное воспроизводство израсходованных факто­ров производства (капитала, труда, природных ресурсов), а дру­гой его части — в централизованный фонд государственных ре­сурсов, то есть в бюджет государства, в форме налогов. В этой функции реализуется общественное назначение налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений: через налоги идет формирование финансовых ре­сурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе.

Регулирующая функция неотделима от других функций, в частности фискальной.

Осуществляя налоговое регулирование, государство прово­дит всесторонний экономический анализ экономических сис­тем и осуществляет налоговый контроль. Любое экономическое и, в частности, налоговое регулирование предполагает ряд дей­ствий, которыми являются экономический анализ и контроль. Налогам, как и финансам, присуща контрольная функция, которая способствует количественному и качественному отра­жению хода распределительного процесса, позволяет контро­лировать полноту и своевременность налоговых поступлений в бюджет и в конечном счете позволяет определять необходи­мость реформирования налоговой системы.

Вопрос № 6 Акцизы.

Плательщиками являются:

· организации с учетом особенностей,

· индивидуальные предприниматели с учетом особенностей,

· физические лица, на которых в соответствии с НК, ТК возложена обязанность по уплате акцизов, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь, ввозящие подакцизные товары, производящие и реализующие подакцизные товары.

На подакцизные товары установлено 2 вида ставок:

к стоимости подакцизных товаров – адвалорные;

на объем (т, л, шт.) – твердые (специфические).С 2016 года все ставки акцизов проиндексированы на 13%.

Объектами налогообложения акцизами признаются:

1. подакцизные товары, производимые плательщиками и реали­зуемые (передаваемые) ими на территории Республики Беларусь;

2. подакцизные товары, ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусь, при реализации (передаче).

Подакцизными товарами признаются:

1. спирт этиловый ректификованный технический;

2. алкогольная продукция: этиловый спирт, получаемый из пищевого сырья, алкогольные напитки.

3. непищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта из всех видов сырья, иных спиртосодержащих продуктов;

4. пиво;

5. слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта от 2 до 7 процентов;

6. табачные изделия;

7. автомобильные бензины;

8. дизельное и биодизельное топливо;

9. судовое топливо;

10. газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильного топлива;

11. масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

С 2016 в перечень подакцизных товаров включены энерготоники.

Не признаются подакцизными товарами:

1. спиртосодержащие растворы с денатурирующими добавками, компонентами, изменяющими органолептические свойства этилового спирта;

2. спиртосодержащие лекарственные средства;

3. спиртосодержащие парфюмерно-косметические средства;

4. побочные продукты и спиртосодержащие отходы, образующиеся в соответствии с технологическим процессом при производстве на терри­тории Республики Беларусь этилового спирта, алкогольной продукции;

5. коньячный и плодовый спирт, виноматериалы.

6. дезинфицирующие средства;

7. товары бытовой химии;

8. легковые автомобили, предназначенные для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов;

9. табак, используемый в качестве сырья для производства табачных изделий.

Налоговая база по акцизам в зависимости от установленных в отношении подакцизных товаров ставок акцизов определяется:

· при реализации (передаче) произведенных (в том числе из давальческого сырья) плательщиком подакцизных товаров:как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов;

· как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акцизов, — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду реализованных (переданных) подакцизных товаров;

Порядок исчисления акцизов.

Сумма акцизов по подакцизным товарам исчисляется как произведение налоговой базы и ставки акцизов.

Общая сумма акцизов, устанавливаемая по итогам налогового периода по всем операциям по реализации подакцизных товаров, определяется путем сложения сумм, исчисленных для каждого вида подакцизного товара.

Сумма акцизов, подлежащая уплате плательщиком в бюджет, определяется как разница между общей суммой акцизов, исчисленной по итогам налогового периода, и суммой налоговых вычетов этот налоговый период.

Налоговые вычеты

1. Общая сумма акцизов, уменьшается на налоговые вычеты.

2. Налоговыми вычетами признаются суммы акцизов:

1. предъявленные (уплаченные) на территории Республики Беларусь при приобретении (получении) подакцизных товаров (ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизных товаров), использованных для производства других подакцизных товаров;

2. уплаченные плательщиком, производящим подакцизные товары из давальческого сырья, при приобретении (ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь) подакцизных товаров, использованных им в производстве подакцизных товаров из давальческого сырья.

3. уплаченные при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизных товаров, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов, при последующей реализации таких подакцизных товаров на территории Республики Беларусь.

Вычет указанных сумм акцизов производится в пределах сумм акцизов, исчисленных при реализации этих подакцизных товаров на территории Республики Беларусь.

При реализации нескольких видов подакцизных товаров, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов, суммы акцизов, подлежащие вычету, определяются отдельно по каждому виду реализованного подакцизного товара.

1. Налоговым периодом акцизов признается календарный месяц.

2. Плательщики ежемесячно представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

3. Уплата акцизов производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Вопрос № 8 Налог на землю.

Внесено дополнение в статью 194 НК, а именно подпункт 1.33 пункта 1 указанной статьи дополнен определением, устанавливающим понятие объектов придорожного сервиса. Так, для целей главы 18 НК под объектами придорожного сервиса понимаются капитальные строения (здания, сооружения), расположенные на придорожной полосе (в контролируемой зоне) республиканских автомобильных дорог, а также расположенные на земельном участке, часть которого находится на придорожной полосе (в контролируемой зоне), а другая часть непосредственно прилегает к придорожной полосе (контролируемой зоне) республиканских автомобильных дорог, и предназначенные для обслуживания участников дорожного движения в пути следования (мотели, хостелы, гостиницы, кемпинги, станции технического обслуживания, торговые объекты и объекты общественного питания, мойки, охраняемые стоянки, стоянки для автофургонов и автоприцепов для жилья), за исключением объектов, расположенных на земельных участках, предоставленных для строительства и (или) обслуживания автозаправочных станций.

Учитывая необходимость комплексного закрепления в главе 18 НК всех льгот по земельному налогу, в статью 194 НК переносятся положения подпунктов 3.14.2 и 3.14.3 пункта 3 статьи 286 НК, предусматривающие освобождение от земельного налога сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения (пахотных земель, залежных земель, земель под постоянными культурами) плательщиков налога при упрощенной системе налогообложения, а также земельных участков плательщиков налога при упрощенной системе налогообложения, являющихся республиканскими государственно-общественными объединениями и организационными структурами республиканского государственно-общественного объединения «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь», созданными в виде юридических лиц.

Следует отметить, что в пункте 3 статьи 194 НК конкретизирован период, в котором утрачивается право на применение налоговых льгот. Так, для целей земельного налога месяцем, в котором утрачено право на льготу, является месяц, на который приходится последний день действия льготы.

Статьей 195 НК предусмотрен переход в определении налоговой базы земельного налога от кадастровой стоимости в долларах США к кадастровой стоимости в белорусских рублях, а именно в статью 195 НК внесено изменение, в соответствии с которым с 1 января 2017 г. налоговая база земельного налога (кадастровая стоимость) определяется в белорусских рублях на 1 января календарного года, за который производится исчисление налога.

Кроме того, статьей 6 Закона предусмотрено, что налоговая база земельного налога на 1 января 2017 г. для исчисления и уплаты земельного налога в 2017 г. определяется по видам функционального использования земель в следующем порядке:

§ для жилой усадебной зоны (включая садоводческие товарищества и дачные кооперативы), общественно-деловой зоны, производственной зоны и рекреационной зоны — в белорусских рублях путем пересчета кадастровой стоимости, определенной в долларах США, по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь, установленному на 1 января 2016 г., проиндексированных с применением прогнозного индекса роста потребительских цен;

§ для жилой многоквартирной зоны — в белорусских рублях на дату ее кадастровой оценки.

Ставки налога, установленные в белорусских рублях, проиндексированы в соответствии с уровнем инфляции. Одновременно пересчитаны и установлены новые границы кадастровой стоимости для применения ставок земельного налога, установленных в белорусских рублях.

Земельный налогвзимается за расположенные на территории Республики Беларусь земельные участки, находящиеся:

– в частной собственности, пожизненном наследуемом владении или временном пользовании физических лиц, а также принятые физическими лицами по наследству;

– в частной собственности, постоянном или временном пользовании организаций.

Налоговая база земельного налогапо общему правилу определяется в размере кадастровой стоимости земельного участка.

Ставки земельного налога зависят от назначения земельного участка. Местные Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать), но не более чем в два раза ставки земельного налога отдельным категориям плательщиков.

На земельные участки (части земельного участка), занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, применяются ставки земельного налога, увеличенные на коэффициент 2.

Налоговым периодом земельного налога признается календарный год.

Плательщики-организации представляют в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу ежегодно не позднее 20 февраля текущего года, а по вновь отведенным земельным участкам или при прекращении права постоянного, временного пользования или права частной собственности на земельный участок (за исключением земельных участков, в отношении которых решение, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок, принято уполномоченным государственным органом или прекращено право пользования земельным участком в декабре текущего года) не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором уполномоченным государственным органом принято решение, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок, или прекращено право пользования им.

Уплата земельного налога производится организациями:

по общему правилу по выбору организации без изменения в течение налогового периода один раз в год в размере исчисленной суммы за год - не позднее 22 февраля текущего года или ежеквартально не позднее 22-го числа второго месяца каждого квартала - в размере одной четвертой годовой суммы земельного налога;

за земли сельскохозяйственного назначения - по выбору организации без изменения в течение налогового периода один раз в год в размере исчисленной суммы за год не позднее 15 апреля текущего года, или не позднее 15 апреля, 15 июля, 15 сентября, 15 ноября - в размере одной четвертой годовой суммы земельного налога;

за земельные участки, предоставленные плательщикам с (после) 1 января текущего года, а также в случаях утраты права на льготу по исчислению земельного налога при переходе организаций с особого режима налогообложения на общий режим налогообложения; при уплате земельного налога за земельные участки, занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства; в случае сдачи организациями и индивидуальными предпринимателями в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование земельных участков, капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, расположенных на земельных участках, освобожденных от земельного налога, а также капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест бюджетных организаций уплата земельного налога производится не позднее даты, соответствующей ближайшему законодательно установленному сроку уплаты после представления налоговой декларации (расчета) по земельному налогу, а за земельные участки, по которым уполномоченным государственным органом принято решение, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок, в ноябре текущего года, - не позднее 22 декабря текущего года.

С 01.01 2016 года на земельные участки, занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, повышающий коэффициент 10 к ставкам земельного налога, вместо действующего коэффициента 2,5.

Налоговые органы РБ.

Методологическую функцию по вопросам налогообложения осуществляет Министерство по налогам и сборам. На местах данную функцию, а также контрольную – осуществляет ИМНС (инспекции министерства по налогам и сборам), по областям, городам и районам.

В структуре налоговой системы существуют: общая система налогообложения, упрощенная система налогообложения и особые режимы налогообложения.

Особые режимы налогообложения применяется для плательщиков:

· налога при упрощенной системе налогообложения;

· единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;

· единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции;

· налога на игорный бизнес;

· налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности;

· налога на доходы от проведения электронных интерактивных игр;

· сбора за осуществление ремесленной деятельности;

· сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.

Налоги и налогообложение

1.Экономическая сущность налогов.

2.Функции налогов.

3.Классификация налогов

4.Элементы налога

5.Налог на добавленную стоимость.

6.Акцизы.

7.Налог на недвижимость.

8.Налог на землю.

9.Налог на прибыль.

10.Подоходный налог с физических лиц.

11.Упрощенная система налогообложения.

12.Налоговая система РБ и основные принципы ее построения.

Вопрос №1 Экономическая сущность налогов.

Необходимость налогов вытекает из классических функций государства, которое выполняет разнообразную деятельность (политическую, экономическую, внешнеэкономическую, оборонную, социальную), требующую средств. Для государства налоги - основная статья доходов бюджета.

Налоговые отношения предполагают наличие двух субъектов: налогоплательщика и государства, между которыми возникает движение стоимости.Прямое безвозмездное движение стоимости в денежной форме является объектом налоговых отношений. Налоговые отношения носят односторонний характер: от налогоплательщика к государству, при этом отсутствует эквивалентность, т. е. плательщик конкретно за свой платеж ничего не получает.

Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с ввозом (вывозом) товаров на территорию (с территории) Республики Беларусь.

Налоги носят объективный характер, поскольку связаны непосредственно с объективной деятельностью и функциониро­ванием государства и отображают реально существующие фи­нансовые отношения. Подобно государственному кредиту, рас­ходам государства и т.п., они являются одним из элементов сис­темы финансовых отношений и находятся во взаимосвязи и взаимозависимости с другими финансовыми категориями, об­ладают свойствами, присущими другим финансовым категори­ям, и дают ключ к пониманию финансовой системы в целом.

В то же время налоги имеют специфические признаки:

- налоги, участвуя в перераспределительном процессе, обеспечивают государство финансовыми ресурсами. Источником налогов хозяйствующих субъектов выступает прибавочный продукт, созданный в про­изводстве трудом, капиталом и природными ресурсами, часть которого поступает хозяйствующему субъекту для расширен­ного воспроизводства. Эта часть прибавочного продукта в про­цессе первичного распределения находится вне налоговых от­ношений. Вторую часть получает государство посредством перераспределения прибавочного продукта в свою пользу. Налоги в этих условиях являются для государства глав­ным методом мобилизации части прибавочного продукта.

- принимая участие в перераспределительном процессе, на­логи или налоговые отношения предполагают наличие двух субъектов: налогоплательщика и государства, между которыми возникает движение стоимости.

- налоговые отношения носят одно­сторонний характер — от налогоплательщика к государству, при этом отсутствует эквивалентность, то есть плательщик кон­кретно за свой платеж ничего не получает. Налоги в этом качес­тве обладают специфической формой производственных отно­шений.

- налоги, функционируя в фазе распределения через разнооб­разные способы налогового изъятия,

- мобилизация части прибавочного продукта в денежной фор­ме осуществляется государством в форме нало­говых платежей, взимаемых как с хозяйствующих субъектов, так и с населения страны. Отчужденная и присвоенная часть новой стоимости превращается в централизо­ванный фонд финансовых ресурсов государства. Весь процесс, связанный с образованием государственного денежного фонда, выступает как содержание финансов.

Наши рекомендации