Критерии эффективности проведения камеральной налоговой проверки.

Не секрет, что камеральные налоговые проверки являются важной и наиболее эффективной формой налогового контроля, основными задачами которого являются выявление и пресечение нарушений налогового законодательства РФ, а также предупреждение налоговых правонарушений.

Камеральные проверки являются отличным способом выбора из числа налогоплательщиков тех, деятельность которых требует более детального анализа в процессе выездных проверок.

В процессе камеральных проверок налоговые органы проводят большую долю работы, являющейся непосредственной подготовкой посещения налоговым инспектором налогоплательщика при выездной проверке. Предусмотренные в ст. 88 НК РФ правомочия, осуществляемые налоговыми органами в процессе камеральных проверок (возможность затребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения и дополнительные документы и т. д.), позволяют им в рамках данной формы налогового контроля выявить те проблемные моменты в деятельности нaлогоплательщика, более глубокий анализ которых может привести к столь желаемому для любого налогового инспектора результату, а именно доначислению в бюджет налогов и взысканию штрафных санкций.

Согласно статистическим дaнным ИФНС России № 6 по г. Москве установлено, что за 2012 г. в общем количестве проведена - 250 401 налоговая проверка, из них камеральных налоговых проверок – 250 196, на сумму доначисленных платежей – 85 692 тыс. руб.; выездных налоговых проверок – 205 проверки, на сумму доначисленных платежей – 1 108 689 тыс. руб.

Камеральной налоговой проверке подвергаются все налогоплательщики, представляющие в налоговый орган декларации и иную отчетность. Проверка может носить арифметический характер, могут быть проведены углубленные мероприятия налогового контроля по отдельным видам налогов и отдельным ситуациям в финансово-хозяйственной деятельности организаций: возмещение НДС из бюджета, убытки организаций по налогу на прибыль, проверка льгот по налогу на имущество, правильность исчисленная налоговой базы и определения ставок по транспортному налогу и т.д. Также данные мероприятия могут быть проведены у организаций, имеющих признак «фирм-однодневок».

В современной финансовой системе используются многочисленные схемы уклонения от уплаты налогов, перегона и обналичивания денежных средств, незаконного возмещения НДС из бюджета и др. Одной из наиболее распространенных является использование «серых» фирм. Однако практика показывает, что данный метод может привести не только к налоговому, но и к уголовному преследованию. Одним из способов воздействия и предотвращения таких недобросовестных действий со стороны плательщиков являются мероприятия налогового контроля, проводимые в ходе камеральной проверки, такие, как запросы документов по текущей деятельности организаций, запросы в банки по представлению выписок по счетам организаций, осмотры помещений и офисов, используемых в процессе экономической деятельности налогоплательщиков, опросы должностных лиц, иные запросы, направляемые в контролирующие и исполнительные органы.

- документы могут запрашиваться посредством выставления Требования (согласно ст. 93 НК РФ), либо сообщения (ст. 31, 88 НК РФ). Представленные документы проходят анализ на предмет правильности оформления, соответствия законодательству, реальность описанной в них информации. К примеру, в случае, если у инспектора возникают сомнения по поводу подписи должностного лица на счете-фактуре, который является важнейшим условием для признания вычета по налогу на добавленную стоимость, то по инициативе налогового органа может быть назначена почерковедческая экспертиза.

- запросы в банк помогают выявить различные движения денежных средств, не учтенные в декларациях и представленных документах.

- осмотры, осуществляемые налоговыми органами, зачастую проводятся с целью подтверждения факта наличия приобретенного товара, здания, имущества и иных активов, используемых для ведения предпринимательской деятельности.

- опросы должностных лиц помогают выявить директоров-номиналов, мнимые сделки, иную информацию, указывающую на недобросовестность налогоплательщика.

С недавнего времени самым популярным среди российских компаний способом обналичивания средств было использование подставных фирм. Основные признаки подобных фирм хорошо известны. Это регистрация по «массовому» адресу, по утерянным паспортам либо на директоров-номиналов, непредставление бухгалтерской отчетности, неуплата налогов и т.д. Суть данной схемы довольно проста: деньги фирмы, ведущей законный бизнес, переводятся на счета «фирм-однодневок», после чего снимаются с их расчетного счета наличными.

В данном случае действенным способом при проведении камеральной проверки является проведение «встречной проверки», при которой запрашиваются документы и информация в отношении контрагента проверяемого лица. Таким образом, удается подтвердить (или опровергнуть) реальность взаимоотношений среди участников различных сделок, связанных с проверяемым субъектом.

Наши рекомендации