Методика проведения камеральной налоговой проверки.
Согласно Положению об отделе камеральных проверок Инспекции ФНС России № 6 по г. Москве, основными задачами отдела является:
1. Контроль за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, состоящими на учете в Инспекции, законодательства о налогах и сборах, и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и иных обязательных платежей.
2. Проведение камеральных налоговых проверок налогоплательщиков.
3. Осуществление взаимодействия с правоохранительными и иными контролирующими органами по предмету деятельности Отдела.
4. Отбор налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок.
Основными функциями отдела являются:
1. Мониторинг и проведение камеральных налоговых проверок налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, основных налогоплательщиков с учетом сопоставления показателей представленной отчетности и косвенной информации из внутренних и внешних источников.
2. Проведение камеральных налоговых проверок налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов прочих налогоплательщиков.
3. Проведение камеральных налоговых проверок правомерности возмещения входного НДС на внутреннем рынке.
4. Осуществление отбора налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок и анализ эффективности данного отбора по результатам проведенных выездных налоговых проверок указанных налогоплательщиков.
5. Принятие мер к налогоплательщикам, не представившим налоговые декларации в установленный срок, включая приостановление операций по счетам.
6. Анализ схем уклонения от налогообложения, в том числе крупнейших и основных налогоплательщиков, выработка предложений по их предотвращению.
7. Проведения камерального анализа налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов.
8. Оформление результатов камеральной налоговой проверки.
9. Передача отделу урегулирования задолженности имеющейся информации о движении денежных средств на счетах налогоплательщиков в банках, по которым налоговым органом вынесено решение о взыскании налога за счет денежных средств либо о приостановлении операций.
10. Передача в юридический отдел материалов камеральных налоговых проверок для обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях.
11. Передача в юридический отдел материалов для обеспечения производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах.
12. Передача в отдел ввода и обработки данных копий решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов камеральных проверок, и решений по результатам рассмотрения актов о нарушениях лицами, не являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, законодательства о налогах и сборах для ввода в базу «Системы ЭОД» и обеспечение вручения (отправки) указанных решений налогоплательщикам (налоговым агентам, плательщикам сборов) и (или) лицам, совершившим нарушения законодательства о налогах и сборах.
13. Информирование отдела регистрации и учета налогоплательщиков о наличии оснований для инициирования, ликвидации налогоплательщиков юридических лиц.
14. Осуществление взаимодействия с правоохранительными органами и иными контролирующими органами по предмету деятельности отдела.
15. Работа с органами, уполномоченными лицами, обязанными в соответствии с законодательством о налогах и сборах представлять в налоговые органы информацию, необходимую для налогового контроля.
16. Участие в подготовке ответов на письменные запросы налогоплательщиков по вопросам, входящим в компетенцию Отдела.
17. Формирование установленной отчетности по предмету деятельности Отдела.
18. Подготовка информационных материалов для руководства Инспекции по вопросам, находящимся в компетенции Отдела.
19. Участие в организации и осуществлении мероприятий по профессиональной подготовке и переподготовке кадров для налоговых органов, в проведении совещаний, семинаров по вопросам входящим в компетенции. Отдела.
20. Ведение в установленном порядке делопроизводства, хранение, сдача в архив документов Отдела.
Для выполнения требований статьи 88 (камеральная налоговая проверка) НК РФ необходимы в первую очередь активная правотворческая деятельность компетентных законодательных органов, основанная на сложившейся правоприменительной практике, а также разработка и внедрение механизмов, позволяющих более эффективно выполнять задачи новых технологий налоговых проверок и органов по сбору налогов, обеспечивать оперативное проведение проверок с максимальным охватом налогоплательщиков, повышение объективности информации, содержащейся в информационных базах данных, анализ информации о налогоплательщиках для рационального отбора налогоплательщиков на выездную налоговую проверку, проведение оптимальной предпроверочной подготовки специалистов перед выходом на проверку.
Как отмечалось выше, основными мероприятиями проведения налоговым органом камеральной проверки заключается в следующем:
1. анализ сопоставимости показателей налоговой отчетности отчетного периода с аналогичными показателями предшествующего периода.
На данном этапе проводятся мероприятия анализа данных, представленных в налоговых декларациях. Благодаря этому способу, появляется возможность проанализировать как финансовое состояние организации, так и целесообразность ведения коммерческой деятельности.
2. сопоставление отчетных данных проверяемой декларации с другими формами отчетности;
Данный этап позволяет определить правильность ведения как налогового учета организации, так и бухгалтерского.
3. оценка достоверности отраженной в отчетности информации, на основе имеющихся у налогового органа сведений о деятельности налогоплательщика;
Данным пункт дает возможность должностному лицу иметь больше преимуществ в ходе проведения проверки. К сведениям о деятельности налогоплательщика могут относиться данные, представленные из кредитных учреждений (банковские выписки), если в ходе проверки проверяются контрагенты, то материалы встречных проверок, а также любые другие документы, представленные самим налогоплательщиком, на основании ст. 93 НК РФ.
4. Сопоставление данных отчетности с данными аналогичных налогоплательщиков.
Благодаря данному этапу мероприятий проведения проверки относится, как отмечалось выше, определение и установление целесообразности ведения финансово-хозяйственной деятельности предприятия. А в данном случае, появляется возможность определить как среднеотраслевые, так и общие показатели.
Закон N 137-ФЗ не разрешил давно назревшую проблему истребования документов в рамках камеральной налоговой проверки, так как ст. ст. 88 и 172 НК РФ не предусматривают конкретного и закрытого перечня документов, обосновывающих вычеты, поэтому налоговые органы имеют возможность истребовать при проведении камеральной проверки широкий и неопределенный круг документов, в том числе и первичные учетные документы.
Как мы уже отмечали выше, законодательство Российской Федерации, регулирующее камеральные налоговые проверки, страдает нечеткостью и неопределенностью некоторых норм Налогового кодекса РФ. Примером этому может служить п. 3 ст. 88 НК РФ: "Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок". Из приведенной нормы вполне логично вытекает вопрос: является ли данное сообщение правом налогового органа или его обязанностью. Ведь если законодателем подразумевалось право налогового органа, значит, инспектор может по своему усмотрению сообщать о факте противоречия налоговой декларации или не делать этого. Если же данную норму трактовать как обязанность налогового органа, то в случае невыполнения налоговым инспектором данной процедуры налицо будет факт нарушения порядка проведения камеральной проверки. Необходимо отметить, что требование от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, частным случаем которого является, естественно, и требование в порядке абз. 3 ст. 88 НК РФ, названо в составе прав налоговых органов (пп. 8 п. 1 ст. 31 НК РФ). Казалось бы, это является доводом в пользу признания анализируемого действия как права. Однако само правомочие, поименованное в пп. 8 п. 1 ст. 31 НК РФ, как ни странно, структурно входит в общую обязанность по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах (пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ). Таким образом, анализ ст. ст. 31 и 32 НК РФ, посвященных правам и обязанностям налоговых органов, не позволяет сделать однозначный вывод о том, правом или обязанностью является направление требования о внесении исправлений в представленные в составе отчетности документы. Более того, в последнем абзаце ст. 88 НК РФ, в котором говорится о требовании об уплате сумм налога и пени, также используется нейтральное "направляет", в то время как пп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ прямо называет указанную налоговую процедуру как обязанность налогового органа. Арбитражная практика показывает, что данная норма Налогового кодекса РФ должна рассматриваться как обязанность налогового органа. Таким образом, не выполнив обязанности по сообщению налогоплательщику об обнаруженных в процессе камеральной проверки противоречиях между сведениями, содержащимися в представленных в налоговую инспекцию документах, налоговый орган фактически лишается возможности привлечь организацию к налоговой ответственности. Невыполнение требования налогового органа о внесении соответствующих исправлений в установленные сроки не является самостоятельным налоговым правонарушением и само по себе не влечет налоговой ответственности. На наш взгляд, для устранения подобных противоречий было бы целесообразным внести соответствующие изменения в п. 3 ст. 88 НК РФ.