Основые виды обращений граждан и порядок их рассмотрения в государственных органах.
Порядок рассмотрения обращений первого типа регулируется Законом Республики Беларусь "Об обращениях граждан от 6 июня 1996 г., который делит их на три вида.
Предложение - обращение граждан, направленное на совершенствование нормативного регулирования общественных отношений путем принятия новых актов законодательства или внесения изменений в действующие акты законодательства, улучшение деятельности учреждений, организаций, органов и предприятий.
Заявление - обращения граждан, направленные на устранение конкретных правонарушений или реализацию прав и законных интересов граждан.
Жалобы - обращения граждан, которые содержат требования восстановления их прав и законных интересов, нарушенных действиями или бездействиями должностных лиц или соответствующих органов, учреждений, организаций и предприятий.
Обращения могут быть индивидуальными или коллективными, устными или письменными.
Письменные обращения должны содержать подпись гражданина с указанием фамилии, имени, отчества, данные о месте жительства, работы (учебы), изложение сути обращения.
Обращения адресуются должностным лицам органов, учреждений, организаций и предприятий, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращении вопросов.
Запрещается передавать жалобы граждан должностным лицам, решения, действия или бездействия которых обжалуются.
Обращения, по которым не требуется дополнительных проверок, изучения, должны быть рассмотрены не позднее 15 дней, общий срок рассмотрения обращений граждан не свыше одного месяца.
При необходимости проведения специальных проверок, запроса дополнительных материалов руководитель может продлить указанный срок, но не более чем на два месяца, одновременно сообщив об этом заявителю.
Должностные лица за нарушение порядка рассмотрения обращений несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
18.Административно-правовой статус иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев.
Конституция, законы и международные договоры являются одновременно юридической базой для административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
Иностранным гражданами в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.
Лицами без гражданства в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.
Иностранные граждане подразделяются на постоянно и временно находящихся на территории республики. В их административно-правовом статусе есть различия, в частности, первым выдается вид на жительство. Среди постоянно проживающих можно выделить политэмигрантов. Временно находящиеся в стране иностранцы делятся на прибывших с деловыми целями, туристов, транзитных пассажиров и др.
БЕЖЕНЕЦ-это лицо, которое не является гражданином Республики Беларусь и находится на ее территории из-за вполне обоснованных опасений стать жертвой преследования в государстве свое национальной принадлежности по признаку расы, религии, гражданства, национальности, по принадлежности к определенной социальной группе или по своим политическим убеждениям и которое не может либо не желает вследствие таких опасений пользоваться защитой этого государства.
Рассмотрение ходатайства о признании иностранца беженцем в Республике Беларусь осуществляют территориальные органы по миграции, которые всесторонне оценивают:
· итоги анкетирования иностранца на основе проведения индивидуальных собеседований
· достоверность полученных сведений о данном иностранце и прибывших с ним членах его семьи
· обстоятельства прибытия на территорию Республики Беларусь
· содержание представленных документов
· заключение органов государственной безопасности и органов внутренних дел
· показания свидетелей, оформленные надлежащим образом, если таковые имеются
· иные документы
Иностранному гражданину, нарушающему законодательство о правовом положении иностранных граждан в Республике Беларусь, может быть сокращен определенный ему срок пребывания Республике Беларусь. Иностранные граждане могут быть выдворены за пределы РБ, если
· их действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка
· это необходимо для охраны здоровья, защиты прав законных интересов граждан РБ и иных ли
· они грубо нарушили законодательство о правовом положении иностранных граждан или ли без гражданства в РБ, таможенное, валютное или иное законодательство и нет оснований для привлечения их к уголовной ответственности.
Особое положение имеется у глав и сотрудников дипломатических и консульских представительств, а также у других ли, которые являются официальными представителями иностранных государств. Эти иностранные грждане в соответствии с законодательством и международными договорами РБ с соответствующим иностранным государством обладают дипломатическим иммунитетом, в силу чего не попадают под юрисдикцию РБ.