Порядок принятия и регистрации обращений граждан в ОВД. Порядок рассмотрения ОВД обращений граждан

Письменные обращения, не содержащие сведений о противоправном деянии, подлежат обязательной регистрации в подразделении делопроизводства в течение трех рабочих дней с момента поступления в орган внутренних дел, в течение суток докладываются руководителю и передаются в подразделение делопроизводства для регистрации.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию органов внутренних дел, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия

Прием заявлений (сообщений) о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии (далее о противоправном деянии) осуществляется при их непосредственном поступлении в территориальный орган МВД России или уполномоченным сотрудникам органов внутренних дел.

Заявления о противоправных деяниях могут поступать в дежурную часть территориального органа в письменном виде, по почте, по телеграфу, по информационным системам общего пользования, факсимильным или иным видом связи либо доставляются заявителем или его представителем лично, а сообщения — в устной форме.

Сотрудникам подразделения делопроизводства запрещается принимать и учитывать заявления, которые доставлены в территориальный орган МВД России непосредственно заявителями.

Вне пределов административных зданий территориальных органов МВД России или в административных зданиях территориальных органов МВД России, в которых дежурные части не предусмотрены, заявления (сообщения) о противоправном деянии принимаются любым уполномоченным сотрудником органов внутренних дел.

Сотрудник, получивший заявление (сообщение) о противоправном деянии, сообщает в дежурную часть территориального органа (по телефону, электронной почте, а также посредством иных доступных видов связи) информацию по существу принятого (полученного) заявления (сообщения) для незамедлительной регистрации в КУСП. В случае, если такая возможность отсутствует, сотрудник обязан принять меры к незамедлительному доставлению сообщения либо подлинника заявления (протокола принятия устного заявления и др.) в территориальный орган МВД России для передачи в дежурную часть.

Сообщение, сделанное при производстве следственного действия о ранее незарегистрированном преступлении, заносится в протокол следственного действия и одновременно оформляется рапортом сотрудника органа внутренних дел либо протоколом принятия устного заявления о преступлении в соответствии с УПК РФ.

При поступлении сообщения о преступлении, об административном правонарушении по телефону доверия принявший их уполномоченный сотрудник фиксирует сведения в «Журнале учета обращений по телефону доверия» (указываются: номер сообщения, сведения об абоненте (Ф.И.О.), адрес и контактный телефон абонента, содержание информации, данные сотрудника, получившего сообщение, дата направления рапорта в дежурную часть, дата и номер регистрации в КУСП, результаты рассмотрения), оформляет их рапортом и передает в дежурную часть территориального органа для незамедлительной регистрации в КУСП, докладывает начальнику территориального органа МВД России.

Регистрация заявлений (сообщений) о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии в том числе поступивших в электронной форме, осуществляется в дежурных частях территориальных органов круглосуточно, независимо от территории оперативного обслуживания.

Итак, в КУСП регистрируются:

заявления (сообщения) о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии;

сообщения, сделанные при производстве следственного действия о ранее незарегистрированном преступлении;

сообщения о ДТП с пострадавшими;

сообщения о срабатывании сигнализации на охраняемых объектах, если в результате реагирования на сигнал «тревога» выявлены признаки преступления либо административного правонарушения;

сообщения о противоправных деяниях, поступивших по телефону доверия;

анонимные заявления, поступившие по почте или информационным системам общего пользования, содержащие данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта. Если преступления, административные правонарушения или происшествия не относятся к компетенции органов внутренних дел или произошли на территории обслуживания другого территориального органа МВД России, то все имеющиеся материалы после регистрации в КУСП передаются по подведомственности, по подследственности, по подсудности в суд (по делам частного обвинения) или в иной территориальный орган МВД России по территориальности. Одновременно принимаются необходимые меры по предотвращению или пресечению преступления или административного правонарушения, а равно по сохранению их следов. К материалам прилагается талон-уведомление, о чем делается соответствующая отметка в КУСП.

При регистрации заявления о противоправном деянии, поступившего в дежурную часть территориального органа, на лицевой стороне (на свободном от текста месте) документа, зарегистрированного в КУСП, в обязательном порядке проставляется штамп о регистрации. В оттиск штампа оперативный дежурный[74] вносит регистрационный номер записи в КУСП, дату регистрации, наименование территориального органа МВД России, свои инициалы, фамилию и заверяет указанные сведения своей подписью.

При личном обращении заявителя — одновременно с регистрацией заявления в КУСП оперативный дежурный оформляет талон-уведомление и выдает его заявителю.

Талон состоит из двух частей: талон-корешок и талон-уведомление. Обе части талона имеют одинаковый регистрационный номер.

В талоне-корешке указываются: сведения о заявителе, краткое содержание заявления, регистрационный номер по КУСП, подпись сотрудника, его принявшего, дата приема.

В талоне-уведомлении указываются: сведения о сотруднике, принявшем заявление, регистрационный номер по КУСП, наименование территориального органа МВД России, адрес и служебный телефон, дата приема и подпись, инициалы и фамилия оперативного дежурного.

Заявитель расписывается за получение талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления.

Талоны-корешки остаются в дежурной части территориального органа и используются при сверках полноты регистрации заявлений, а также при рассмотрении жалоб заявителей на действия сотрудников органов внутренних дел.

Персональная ответственность за нарушение правил ведения КУСП и талонов-уведомлений, неполноту регистрации поступившей информации о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях возлагается на сотрудников дежурных частей и начальника территориального органа МВД России.

Наши рекомендации