Система административного права Республики Беларусь.
Под системой административного права понимаются объединенные единой целью отрасль права, наука и учебная дисциплина которые могут выступать в роли самостоятельных системообразующих явлений.
Так, систему отрасли административного права можно представить как совокупность административно-правовых норм, институтов и административно-правовых отношений, объединенных предметом и методом регулирования.
Что же касается системы учебной дисциплины «Административное право», то на сегодняшний день существуют различные подходы к ее пониманию. Условно, эти подходы, можно разделить на две основные группы:
- первая позиция заключается в признании целесообразности деления административного права на две части – «Общую» и «Особенную»;
- вторая позиция выделяет три и более части административного права.
Сторонники первого подхода, в большинстве своем, в «Общую часть» включают пять групп институтов (подотраслей), которые регулируют и поддерживают:
· основные принципы государственного управления;
· правовое положение субъектов административного права (органов государственного управления, государственных служащих, негосударственных организаций, граждан);
· формы и методы управленческой (административной) деятельности (издание актов, убеждение, принуждение и т.п.);
· способы и порядок обеспечения законности в государственном управлении;
· основы административно-процессуальной деятельности.
Однако имеется мнение ученых, которые подразделяют систему учебного курса «Административное право» на три части:
1. Первая часть включает общетеоретические вопросы административного права: понятие и содержание предмета, методы системы административного права, административно-правовых норм и отношений субъектов и форм, административно-правовых актов.
2. Вторая часть состоит как из общетеоретических вопросов, так и из вопросов рассматривающих механизм управления в конкретных отраслях и сферах.
3. В третьей части обычно рассматривается административное принуждение, административная ответственность, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
При этом необходимо отметить проблему, связанную с выделением отдельными учеными из общего курса «Административного права» самостоятельного курса «Административный процесс».
Таким образом, система административного права является динамичной, развивающейся в соответствии с процессами, происходящими как в обществе, так и в науке.
6. Наука административного права, ее основные задачи.
Предметом науки ап является исследование законов
Э закономерностей, и особенностей в сфере деятельности исполнительной власти и складывающихся общественных отношений и административно-правовых норм, регулирующих эти отношения, анализ правоприментительной практики, выявление свойств, характерных для административно-правового регулирования. Основные задачи: 1.исследование предмета ап в современных условиях становления и развития исполнительной власти; 2. Исследование метода и форм правового регулирования исполнительно-распорядительной деятельности в условиях рыночных отношений; 3. Исследование правового статуса органов исполнительной власти как субъектов ап; 4. Исследование правового положения физических лиц в сфере гос. управления; 5. Исследование админ-правов. статуса госуд. и негосуд. служащих; 6. Исследование правового положения негосуд. и обществ. объединений в сфере управления; 7. Исследование административного производства и его видов; 8. Исследование административного процесса и его видов; 9. Исследование эффективности обеспечения законности и дисциплины в исполнительной деятельности.
Все эти задачи исследуются в единтстве, т.к. они тесно взаимосвязаны друг с другом и образуют предмет науки ап. Особым элементом предмета науки административного права является правотворческая и правоприментильная деятельность орган исолнительной власти.
Основная задача – исследовать предмет науки с целью выработки рекомендаций по созданию благоприятных условий для успешного функционирования государства и общества в целом.