Судебный порядок защиты прав и законных интересов в сфере налогообложения.
Судебный порядок защиты прав налогоплательщиков подразумевает обращение лица в порядке искового производства в надлежащий суд.
Законодательством РФ предусмотрены следующие способы судебной защиты прав налогоплательщиков:
– признание неконституционным законодательного акта полностью или в части Конституционным Судом РФ;
– признание судом общей юрисдикции закона субъекта РФ противоречащим Федеральному закону и, следовательно, недействующим или не подлежащим применению;
– признание арбитражными судами или судами общей юрисдикции недействительным нормативного либо ненормативного акта налогового органа, иного государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону и нарушающего право и законные интересы налогоплательщика;
– отмена арбитражными судами или судами общей юрисдикции не действительного нормативного либо ненормативного акта налогового органа, иного государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону и нарушающего право и законные интересы налогоплательщика;
– неприменение судом нормативного либо ненормативного акта государственного органа, органа местного самоуправления или иного органа, противоречащего закону;
– пересечение действий должностного лица налогового или иного госоргана, нарушающих права или законные интересы налогоплательщика;
– принуждение налоговых органов, иных органов государственной власти или их должностных лиц к выполнению законодательно установленных обязанностей, от выполнения которых они уклоняются;
– признание неподлежащим исполнению инкассового поручения (распоряжения) налогового или другого органа на списание с банковского счета налогоплательщика в бесспорном порядке сумм недоимок, пени, штрафов за нарушения налогового законодательства;
– возврат из бюджета необоснованно списанных в бесспорном порядке сумм недоимок, пени и штрафов;
– взыскание % за несвоевременный возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога, сбора, пеней;
– возмещение убытков, причиненных незаконными решениями, действиями (бездействием) налоговых органов или их должностных лиц.
Названные способы судебной защиты одновременно являются предметами исковых требований налогоплательщиков.
Согласно ст. 29. АПК РФ к подведомственности экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений
Арбитражные суды рассматривают следующие категории дел, связанных с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:
– об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
– об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
– об административных правонарушениях;
– о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если Федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
– другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если Федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
48. Налоговая ответственность: понятия, признаки и основания.
Налоговая ответственность — применение уполномоченными органами к налогоплательщикам и лицам, содействующим уплате налогов, налоговых санкций за совершение налогового правонарушения. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение правонарушения.
Ответственность за нарушение налогового законодательства существует в двух формах: компенсационной (погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога) и штрафной (дополнительные выплаты в качестве наказания). Налоговая ответственность предусмотрена положениями:
* Налогового кодекса РФ — при наличии признаков налоговых правонарушений;
» Кодекса РФ об административных правонарушениях;
* Уголовного кодекса РФ — при наличии признаков преступления.
В ст. 108 НК РФ определены общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, которые характеризуются:
* законностью — никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ;
* однократностью — никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового нарушения;
» комплексностью — привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации;
* взаимосвязью налоговой санкции и налоговой обязанности — взыскание с налогоплательщиков или налоговых агентов санкций за нарушение налогового законодательства не отменяет их обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени;
» презумпцией невиновности — 1) налогоплательщик не виновен в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда;
2) налогоплательщик не обязан доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения, эта обязанность возлагается на налоговые органы;
3) неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика в совершении им налогового правонарушения толкуются в его пользу.
Налогоплательщик в соответствии со ст. 81 НК РФ также освобождается от ответственности в случае самостоятельного обнаружения в поданной декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате. При этом налогоплательщик должен:
а) сделать заявление в налоговый орган о внесении в декларацию необходимых дополнений и изменений до того момента, когда он узнал об обнаружении налоговым органом нарушений либо о назначении выездной налоговой проверки;
б) уплатить недостающую сумму налога и пени до подачи заявления о внесении изменений и дополнений к налоговой декларации.