Правовые основы банковской системы Российской Федерации

Понятие банковской системы.Основным элементом банков­ской системы является банк.

Банк —*это коммерческое юридическое лицо (хозяйственное общество), которому в соответствии с законом и на основании ли­цензии, выдаваемой Центральным банком РФ (Банком России), предоставлено право привлекать денежные средства от юридиче­ских и физических лиц и от своего имени размещать их на услови­ях возвратности, платности и срочности, а также открывать и вести банковские счета юридических и физических лиц.

Банки могут осуществлять следующие банковские операции:

• привлекать вклады (депозиты) и предоставлять их от сво­его имени заемщикам по соглашению с ними;

• осуществлять расчеты по поручению клиентов (физиче­ских и юридических лиц) и банков-корреспондентов и их кас­совое обслуживание;

• открывать и вести счета клиентов и банков-корреспонден­тов, в том числе иностранных;

• выдавать банковские гарантии;



Глава 5. Финансовое право

• осуществлять денежные переводы без открытия счета;

• выпускать, покупать, продавать и хранить платежные до­кументы и ценные бумаги (чеки, аккредитивы, векселя, акции, облигации и другие документы), осуществлять иные операции с ними;

• покупать и продавать наличную иностранную валюту и ва­люту, находящуюся на счетах и во вкладах (однако для осуще­ствления этих операций требуется отдельная лицензия Цен­трального банка РФ);

• привлекать и размещать средства и управлять ценными бумагами по поручению клиентов (доверительные операции);

• оказывать брокерские и консультативные услуги;

• осуществлять другие операции.

На территории Российской Федерации также возможно соз­дание небанковских кредитных организаций — таких организа­ций, не являющихся банками, которые могут выполнять отдель­ные банковские операции. В настоящее время такие учреж­дения широкого распространения не получили.

Как видно из самого определения банка, Центральный банк выделяется из массы других коммерческих банков наличием властных полномочий по отношению к последним и образует первый уровень банковской системы Российской Федерации. Второй уровень банковской системы включает коммерческие банки различных видов, а также небанковские кредитные орга­низации, получившие лицензию на осуществление отдельных банковских операций.

Необходимо отметить, что подобное построение банков­ской системы соответствует мировым стандартам: банковские системы большинства зарубежных стран построены по двух­уровневому принципу, что позволяет осуществлять наиболее эффективное правовое регулирование банковского дела в госу­дарстве.

Банковская система любой страны — это совокупность банков, других кредитных учреждений и связей между ними.

Центральный банк РФ (Банк России).Он обладает необыч­ной правовой природой: с одной стороны, он является юриди­ческим лицом, с другой — выступает как орган государственно-

s 8. Правовые основы банковской системы РФ 2 7 3

го управления. Банк России не имеет целью своей деятельности получение прибыли. Все это позволяет отнести Центральный банк РФ к особой организационно-правовой форме некоммер­ческих юридических лиц, которая не указана в Гражданском ко­дексе РФ.

Как юридическое лицо Банк России обладает своим обособ­ленным имуществом; является экономически самостоятельным субъектом, может от своего имени приобретать права и нести обязанности, выступать истцом или ответчиком в суде. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных дохо­дов, однако получение прибыли не является основной целью деятельности Центрального банка РФ.

Уставный капитал Центрального банка на сегодняшний день составляет 3 млрд. руб. Кроме того, Банк России создает за счет своей прибыли резервы и фонды различного назначе­ния в размерах, необходимых для осуществления им своих функций, а также независимо от прибыли и убытков фонд пе­реоценки по операциям с валютными ценностями. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федераль­ной собственностью и принадлежат ему на праве хозяйственно­го ведения. Это означает, что Центральный банк РФ не может распоряжаться недвижимым имуществом без согласия собст­венника (Российской Федерации). Кроме того, в соответствии с законодательством, Центральный банк РФ должен перечис­лять в федеральный бюджет 50% фактически полученной при­были. Иным имуществом Банк России распоряжается само­стоятельно.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не преду­смотрено федеральными законами.

Некоммерческая природа Центрального банка РФ подчер­кивается положением, согласно которому он не может участво­вать в капиталах кредитных организаций, в капиталах иных ор­ганизаций, если они не обеспечивают деятельность Банка Рос­сии, его учреждений, организаций и служащих, а также если иное не предусмотрено законом.

Как юридическое лицо Центральный банк имеет право осуще­ствлять следующие операции:

• предоставлять краткосрочные кредиты под обеспечение ценными бумагами;

274 Глава 5. Финансовое право

• покупать и продавать чеки, простые и переводные век­селя;

• покупать и продавать другие ценные бумаги;

• проводить расчетные, кассовые и депозитные операции;

• выдавать гарантии и поручительства;

• осуществлять другие банковские операции от своего имени.

Однако некоммерческий характер деятельности Централь­ного банка обусловил некоторые ограничения. Так, Банк Рос­сии не вправе осуществлять банковские операции с юридиче­скими лицами, не имеющими лицензии на проведение банков­ских операций, и с физическими лицами, приобретать доли (акции) кредитных и иных организаций, осуществлять опера­ции с недвижимостью, заниматься торговой и производствен­ной деятельностью.

Таким образом, вся деятельность Центрального банка как юридического лица, как самостоятельного хозяйствующего субъекта подчинена интересам и задачам Банка России, как го­сударственного органа.

Как орган государственного управления Банк России наде­лен государственно-властными полномочиями и действует как вневедомственный орган.

Основными целями его деятельности являются:

1) защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе по покупательной способности, и курса по отношению к ино­странным валютам;

2) развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

3) обеспечение эффективного и бесперебойного функцио­нирования системы расчетов.

Наши рекомендации