Правовые основы денежной системы Российской Федерации

Денежная система любого государства является объектом пра­вового регулирования.

Конституция Российской Федерации относит финансовое и ва­лютное регулирование, денежную эмиссию, федеральные банки к предметам ведения Российской Федерации (п.«ж» ст. 71 Кон­ституции Российской Федерации). Следовательно, денежная сис­тема имеет конституционную основу, а нормы Конституции о ней являются одновременно нормами конституционного (государ­ственного) права и нормами финансового права.

Нормы финансового права детально фиксируют организацию денежной системы Российской Федерации. Кроме того, с помощью норм финансового права — о признаках платежеспособности де­нежных знаков, об обеспечении порядка обращения наличных денег, основ организации расчетов и т.п. обеспечивается ее нор­мальное функционирование.

Нормы гражданского права регулируют вопросы права собст­венности на деньги (денежные знаки), порядок расчетов при сдел­ках гражданско-правового характера.

Нормы административного права устанавливают ответствен­ность за административные правонарушения в сфере денежной системы, главным образом в процессе денежного обращения.

Наконец, нормы уголовного права предусматривают уголовную ответственность за совершение преступлений, направленных про­тив денежной системы (ранее это, в основном, фальшивомонетни­чество — изготовление или сбыт поддельных денег — ст. 186 УК РФ). В УК РФ, вступившем в действие с 1 января 1997 г., впервые введена ответственность за «Злоупотребление при выпуске ценных бумаг (эмиссии)» — ст. 185.

Таким образом, к денежной системе имеют непосредственное отношение нормы многих отраслей права.

Комплекс финансово-правовых норм, специально посвящен­ных денежной системе, содержится в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Кроме того, отдельные нормы, относящиеся к денежной системе, содержатся в Федеральном законе «О банках и банковской дея­тельности», в Гражданском кодексе Российской Федерации и в некоторых других законодательных актах Российской Феде­рации.

Вопросы финансово-технического характера, обеспечивающие функционирование денежной системы (изготовление денежных знаков, правила их перевозки, хранения и инкассации, создание резервных фондов денежных знаков, установление признаков и порядка платежности, замены и уничтожения поврежденных де­нежных знаков и другие), регулируются нормативными актами Банка России, издаваемыми на основе законодательства.

Основными целями финансово-правового регулирования денежной системы РФ являются разработка и нормативно-правовое закрепление системы мер, обеспечивающих экономиче­ский рост, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса, смягчение структурных хо­зяйственных диспропорций в условиях рыночной экономики. К основному источнику финансового права, регулирующему правоотношения в сфере денежной системы, относится Феде­ральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Кроме того, указанные отношения регулиру­ются нормами федеральных законов «О банках и банковской деятельности», «О валютном регулировании и валютном контроле». Особое значение имеют правовые акты Банка России (как правило, в форме Положений, Указаний, носящих норма­тивный характер). Они уточняют и конкретизируют общие по­ложения федерального законодательства о денежной системе, чем способствуют их реализации. Банк России в соответствии с ч. 2 ст. 75 Конституции, а также ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и про­водит единую государственную кредитно-денежную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля. Перечень основных инструментов и методов этой политики закреплен в разделе VII названного Закона. Центральный банк РФ осуществляет свои полномочия в сфере денежного обращения независимо от других органов государственной власти.

Одним из способов обеспечения стабильности рубля являет­ся регулирование отношения рубля к иностранной валюте. Это достигается и посредством применения так называемого валют­ного коридора, когда Центральный банк РФ гарантирует допу­стимые пределы колебания курса иностранной валюты по отно­шению к рублю, используя свои резервы иностранной валюты на межбанковских торгах. Особое значение имеет и возмож­ность применения в качестве одного из инструментов денежно-кредитной политики Банка России валютных интервенций, т, е. купли-продажи Банком России иностранной валюты на валют­ном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Средством защиты рубля является и уста­новление признаков платежности денежных знаков, а также изъятие из обращения поврежденных и ветхих денежных ку­пюр, выпуск наличных денег, обладающих «средствами защи­ты», позволяющими избежать их подделки.

Денежно-кредитное регулирование экономики Российской Фе­дерации осуществляется Банком России. В порядке указанного регулирования Банк России определяет нормы обязательных резе­рвов, учетных ставок по кредитам, устанавливает экономические нормативы для коммерческих банков, проводит операции с цен­ными бумагами.

Банк России в соответствии с ч.2 ст. 75 Конституции РФ, а также со ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» во вза­имодействии с Правительством Российской Федерации разрабаты­вает и проводит единую государственную кредитно-денежную по­литику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля.

Денежное обращение — движение денег в наличной и безналич­ной формах, обслуживающее кругооборот товаров, а также нето­варные платежи и расчеты.

Имеется два вида денежного обращения.

Во-первых, это обращение наличных денег, т.е. денежных зна­ков (банкнот и монет). Средством платежа в данном случае явля­ются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за товары, работы и услуги или в других предусмотрен­ных законодательством случаях (например, штрафы).

Во-вторых, это безналичное денежное обращение. Оно состоит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта в кредитной организации и зачислении ее на счет другого субъекта в этой же или иной кредитной организации, либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа от­сутствуют.

Право выбирать форму расчетов — наличную или безналич­ную — принадлежит заинтересованным предприятиям, учрежде­ниям, другим организациям, гражданам. Только в специально предусмотренных законодательством случаях форма расчетов должна быть четко определенной. Это, к примеру, выплата заработ­ной платы, стипендий и пенсий, производимая в наличной форме.

Подчеркивая теснейшую связь обращения наличных и безна­личных денег, законодательство оперирует категорией «денежная масса».

Денежная масса — это денежные знаки, находящиеся в обращении; денежные средства на счетах и во вкладах юридичес­ких лиц и граждан; другие безусловные денежные обязательства банков.

Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики (ст. 43 Федерального закона «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Наши рекомендации