Основные черты правового регулирования информации.
Информационные отношения регулируются большим количеством разнообразных актов.
Специализация правового регулирования - ФЗ ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ
На основе Закона можно выделить три основные группы отношений в этой области:
а) в ч.2 ст.1 Закона закреплено, что он не распространяется на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации. Т.о., имущественная составляющая права на информацию законодатель вынес за скобки общего информационного законодательства и полностью отдал в руки гражданско-правового законодательства.
б) согласно ч.2 ст.4 Закона, правовое регулирование отношений, связанных с организацией и деятельностью СМИ осуществляется в соответствии с законодательством о СМИ.
в) законодательство об архивном деле: ч.3 ст.4 – специальному регулированию подлежат отношения, связанные с архивным делом.
Законодательство детализирует предмет регулирования непосредственно информационных отношений.
В ФЗ провозглашается приоритет законодательного регулирования в области данных отношений.
Законодатель провозглашает приоритет законодательного регулирования; укрепляется и расширяется принцип императивности в регулировании информационных отношений, по крайней мере, в их публичной части. Это связано с указанием в законе на то, что гражданско-правовые отношения не могут противоречить тем принципам, которые установлены в Законе; а в ст.3 перечислены принципы
1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;
Статья 8. Право на доступ к информации
4. Не может быть ограничен доступ к:
1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
2) информации о состоянии окружающей среды;
3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
Иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.
Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.
6. Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.
8. Предоставляется бесплатно информация:
1) о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;
2) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;
3) иная установленная законом информация.
3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;
4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;
5) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;
6) достоверность информации и своевременность ее предоставления;
7) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;
Недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.
Укрепляется и расширяется принцип императивности в регулировании информационных отношений. Статья 5. Информация как объект правовых отношений
1. Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Окончательно устанавливается, что информация является объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений (ч.1 ст.5 Закона). Вместе с положениями ст.128 ГК РФ и соответствующими статьями УК это положение окончательно легализует понятие информации и возможное ее использование в юридической деятельности.
Когда мы говорим, что информация является объектом гражданско-правовых отношений, и на нее распространяется право собственности.
Сейчас согласно ст. 128 ГК информация непосредственно относится к объектам гражданских прав.
С 1 января 2008 года исчезнет информация из ст. 128 ГК, но будет в составе объектов интеллектуальной собственности.
Существует ряд законов, в которых признается право собственности на информацию.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О СОГЛАШЕНИЯХ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ
Статья 11. Право собственности на имущество и информацию
2. Вся первичная геологическая, геофизическая, геохимическая и иная информация, данные по ее интерпретации и производные данные, а также образцы горных пород, в том числе керн, пластовые жидкости, полученные инвестором в результате выполнения работ по соглашению, принадлежат на праве собственности государству. При соблюдении условий конфиденциальности, предусмотренных соглашением, инвестор имеет право свободно и безвозмездно пользоваться указанными информацией, данными и образцами в целях выполнения работ по соглашению. Порядок пользования указанными информацией, данными и образцами, а также порядок их вывоза за пределы Российской Федерации определяются соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ЗАКОН О НЕДРАХ от 21 февраля 1992 года N 2395-1
Статья 27. Геологическая информация о недрах
Информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, об условиях их разработки, а также иных качествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и иных материалах, может находиться в государственной собственности или в собственности пользователя недр.
Геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет государственных средств, является государственной собственностью и представляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, осуществляющие ее хранение и систематизацию. Порядок и условия использования указанной информации определяются федеральным органом управления государственным фондом недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, если ГП отнесет информацию к результатам интеллектуальной деятельности, то в других актах останется возможность признания информации объектом гражданских прав.
Право собственности на материальный носитель может признаваться как ГК, так и другими законодательными актами.
Правовой режим информации сильно зависит от категории информации.
Классификация информации:
- технико-технологические
1) в зависимости от формы сигнала/представления
(алфавит, электромагнитное излучение)
2) в зависимости от материального носителя
(бумага, микрофильмы)
Технико-технологические основания имеют значение при ограничении доступа, защите, представлению потребителю.
Особых требований нет, но есть например такое, что информация должна быть предоставлена в читабельном виде.
- правовые основания классификации информации:
1) по категориям доступа:
ФЗ ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ – ч. 2 ст. 5
Статья 5. Информация как объект правовых отношений
2. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступнуюинформацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Информация ограниченного доступа:
- связанная с государственной тайной
- связанная с коммерческой тайной
- связанная со служебной или профессиональной тайной (врачебная, адвокатская)
2) по порядку предоставления и распространения
ФЗ ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ – ч. 3 ст. 5
1) информация, свободно распространяемая;
2) информация, предоставляемая по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
3) информация, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; например, информация о федеральном бюджете.
4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
ФЗ ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ – ст. 9 – критерии ограничения доступа к информации
Статья 9. Ограничение доступа к информации
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.