Вопрос 6. Прекращение юридических лиц (понятие, реорганизация, ликвидация).
Субъектами, со стороны которых может быть инициирована ликвидация субъектов хозяйствования, по общему правилу являются:
1) собственник имущества (учредители, участники) либо орган юридического лица, уполномоченный уставом (учредительным договором);
2) хозяйственный суд;
3) регистрирующий орган.
Ликвидация коммерческой организации в добровольном порядке производится по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В подпункте 1 п.2 ст.57 ГК и подп. 3.1 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утв. Декретом № 1, дан примерный перечень оснований, при наличии одного из которых принимается решение о добровольной ликвидации юридического лица. К ним относятся:
- истечение срока, на который создано это юридическое лицо,
- достижение цели, ради которой создано юридическое лицо,
- признанием судом государственной регистрации данного юридического лица недействительной;
Ограничения на принятие решения собственником имущества (учредителями, участниками) либо уполномоченным органом: в случае, если юридическое лицо, включено в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, такое юридическое лицо не может быть ликвидировано до проведения и завершения плановой проверки.
Принудительная ликвидация юридического лица допускается по решению суда или иных органов в случаях, предусмотренных законодательными актами.
В соответствии с подп. 3.2. Положения, утв. Декретом № 1 (принудительная ликвидация осуществляется по решению хозяйственного суда в случае:
- непринятия решения о ликвидации по основаниям для добровольной ликвидации) (в соответствии с частью первой подпункта 3.1 п. 3 Положения) в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано;
- осуществления деятельности без надлежащего специального разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательными актами, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов, а также признания судом государственной регистрации юридического лица недействительной;
- экономической несостоятельности (банкротства) юридического лица;
- уменьшения стоимости чистых активов открытых акционерных обществ, закрытых акционерных обществ, иных коммерческих организаций, для которых с учетом пункта 2 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом, утвердившим Положение, соответствующим законодательством установлены минимальные размеры уставных фондов по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже минимального размера уставного фонда, определенного законодательством;
- в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.
В соответствии с подп. 3.3 Положения, утв. Декретом № 1 принудительная ликвидация осуществляется по решению регистрирующего органа в случае:
- неосуществления предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности;
- внесения налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием.
Что касается деятельности ИП, то она прекращается: во-первых, по соответствующим основаниям, предусмотренным для ликвидации юридических лиц; во-вторых, в случае смерти физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя.
Добровольный порядок ликвидации (прекращения деятельности)
В случае ликвидации юридического лица по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо уполномоченного на то уставом органа этого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
1. заявление о ликвидации по установленной форме с указанием в нем сведений о порядке и сроках ликвидации, составе ликвидационной комиссии, ее председателе или назначении ликвидатора;
2. решение о ликвидации
3. если собственником имущества (учредителями, участниками) являются иностранные организации также: легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иным эквивалентным доказательством юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения (выписка должна быть датирована не позднее одного года до дня подачи заявления о ликвидации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется).
При прекращении деятельности ИП в регистрирующий орган представляется заявление о прекращении деятельности по установленной форме с указанием в нем сведений о порядке и сроках прекращения деятельности, привлечении физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам
Форма заявления о ликвидации юридического лица и заявления о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя утверждена постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 27.01.2009 N 8 "О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. N 1".
На основании указанных документов регистрирующий орган:
в течение трех рабочих дней со дня их получения представляет в Министерство юстиции Республики Беларусь сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, для внесения в ЕГР;
не позднее рабочего дня, следующего за днем получения этих документов, направляет налоговым, таможенным органам, органам Фонда социальной защиты населения, Белгосстраху, территориальным архивам уведомление о начале процедуры ликвидации юридического лица.
Ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна принять все возможные меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности.
При ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо (прекращающий деятельность индивидуальный предприниматель) несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий, вознаграждений по авторским договорам, оплате труда лиц, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам;
в третью очередь погашается задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые внебюджетные фонды, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя), за счет и в пределах средств, полученных от реализации заложенного имущества;
в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Ликвидационная комиссия (ликвидатор) представляет в регистрирующий орган:
печати и штампы организации либо заявление собственника имущества (учредителей, участников) об их неизготовлении или сведения о публикации объявлений об их утрате;
ликвидационный баланс, подписанный членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) и утвержденный собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом коммерческой организации, уполномоченным на то уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора);
подлинник свидетельства о государственной регистрации юридического лица или заявление о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате;
копию публикации в газете "Рэспублiка" о ликвидации.
Индивидуальный предприниматель представляет в регистрирующий орган:
печати и штампы либо заявление индивидуального предпринимателя об их неизготовлении или сведения о публикации объявлений об их утрате;
подлинник свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, а при его отсутствии - заявление о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате;
копию публикации в газете "Рэспублiка" о прекращении деятельности.
При наличии основания, предусмотренного в законодательстве, коммерческие организации ликвидируются (деятельность индивидуальных предпринимателей прекращается) регистрирующими органами в упрощенном порядке без создания ликвидационной комиссии. Решение о начале такой процедуры ликвидации принимается регистрирующим органом при обнаружении указанного основания либо при получении соответствующего представления (предложения) уполномоченного органа.
Юридическое лицо считается ликвидированным, а деятельность индивидуального предпринимателя прекращенной с даты внесения регистрирующим органом записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении их из этого регистра.
Решения регистрирующих органов о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, иные действия (бездействие) регистрирующих органов, связанные с ликвидацией (прекращением деятельности) субъектов хозяйствования, могут быть обжалованы в хозяйственный суд.
Ликвидация субъектов хозяйствованиярегистрирующим органомпо первому основанию - неосуществление предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд и ненаправление коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности
Особенности:
А. Ликвидация осуществляется в упрощенном порядке без создания ликвидационной комиссии (п. 14 Положения).
Б. Не является основанием для прекращения деятельности индивидуального предпринимателя по данному основанию неосуществление им предпринимательской деятельности в период исполнения приговора, связанного с ограничением права заниматься предпринимательской деятельностью, постановления о наложении административного взыскания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью (ч. 5 п. 20 Положения).
В. Для ликвидации по данному основанию необходимо наличие двух условий в совокупности: во-первых, неосуществление предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд, во-вторых, ненаправление налоговому органу сообщения о причинах неосуществления предпринимательской деятельности. Тем самым, если субъект хозяйствования сообщил налоговому органу о причинах неосуществления предпринимательской деятельности, отсутствуют основания для его ликвидации по решению регистрирующего органа.
Алгоритм действий регистрирующего органа при ликвидации по его решению:
1. Обнаружение оснований для ликвидации либо получение соответствующего представления (предложения) от уполномоченного органа.
2. Принятие регистрирующим органом решения о начале процедуры ликвидации
3. Уведомление коммерческой организации (индивидуального предпринимателя), а также налоговых, таможенных органов, органов Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - ФСЗН), Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия "Белгосстрах" (далее - Белгосстрах) (его обособленного подразделения) в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о начале процедуры ликвидации.
4. В течение тридцати рабочих дней со дня получения уведомления о принятии решения о начале процедуры ликвидации в регистрирующий орган представляются документы, перечисленные в п. 9 Положения о ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования.
5. Регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем представления документов, запрашивает в архиве сведения о сдаче субъектом хозяйствования на хранение документов, в том числе по личному составу, подтверждающих трудовой стаж и оплату труда его работников.
Архив представляет сведения о сдаче субъектом хозяйствования на хранение документов, в том числе по личному составу, подтверждающих трудовой стаж и оплату труда его работников, в течение трех рабочих дней со дня получения запроса регистрирующего органа.
6. Внесение регистрирующим органом записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР) об исключении из него субъекта хозяйствования при наличии в совокупности следующих условий:
- субъектом хозяйствования представлены необходимые для ликвидации (прекращения деятельности) документы, предусмотренные п. 14 Положения;
- органами (организацией) не представлены документы, указанные в п. 9, и со дня направления регистрирующим органом уведомления о начале процедуры ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя) прошло не менее тридцати пяти рабочих дней либо органами (организацией) представлены справки об отсутствии соответствующей задолженности перед бюджетом, ФСЗН, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, информация об отсутствии непрекращенныхобязательств перед таможенными органами, информация о том, что коммерческая организация на соответствующем учете не состояла (не была зарегистрирована);
- соответствующим архивом представлены сведения о сдаче на хранение документов, в том числе по личному составу, подтверждающих трудовой стаж и оплату труда работников субъекта хозяйствования.
Ликвидация субъектов хозяйствования регистрирующим органом по второму основанию - внесение налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием
Особенности:
А. Ликвидация осуществляется в упрощенном порядке без создания ликвидационной комиссии (п. 14 Положения).
Б. При ликвидации по данному основанию не требуется:
1) представления ряда документов (для организации - печатей либо заявления собственника имущества (учредителей, участников) об их неизготовлении или сведений о публикации объявлений об их утрате, ликвидационного баланса, оригинала свидетельства о государственной регистрации юридического лица или заявления о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате, для индивидуального предпринимателя - печатей либо заявления об их неизготовлении или сведений о публикации объявлений об их утрате, оригинала свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, а при его отсутствии - заявления о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате, уведомления о завершении процесса прекращения деятельности);
2) совершения ряда действий (направления в Министерство юстиции Республики Беларусь сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, направления налоговым, таможенным органам, органам ФСЗН, Белгосстраху, территориальным (городским или районным) архивам местных исполнительных и распорядительных органов уведомления о начале процедуры ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя), направления запроса в архив о сдаче субъектом хозяйствования на хранение документов, в том числе по личному составу, подтверждающих трудовой стаж и оплату труда его работников).
Ликвидация юридических лиц и прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей по решению хозяйственного суда
Особенности:
А. Ликвидация (прекращение деятельности) субъекта хозяйствования в судебном порядке является исключительной мерой воздействия за допущенные нарушения законодательства и влечет прекращение деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательством, и при этом применяется в случаях, когда вопрос о наличии оснований для этого является спорным и требует обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов юридического лица или индивидуального предпринимателя (п. 2, 3 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22.12.2006 N 18(ред. от 26.11.2009) "О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей" (далее – Постановление N 18).
Б. Рассмотрение дела производится по правилам искового производства с последующим вынесением судебного постановления.
Хозяйственный суд может возложить обязанность по ликвидации юридического лица на собственника имущества (учредителей, участников) либо на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами (п. 13 постановления Пленума N 18).
По общему правилу в состав ликвидационной комиссии могут входить:
- один из учредителей (участников), собственник имущества юридического лица;
- руководитель ликвидируемой организации или индивидуальный предприниматель;
- представители трудового коллектива;
- представители регистрирующего органа;
- представители органов местного управления и самоуправления;
- представители контролирующих и иных органов, в отношении которых хозяйственный суд сочтет необходимым их участие в составе ликвидационной комиссии.
Назначение ликвидационной комиссии состоит еще и в том, что с момента ее назначения учредители (участники), собственник имущества не могут осуществлять свои права по управлению ликвидируемым юридическим лицом ни непосредственно, ни через уполномоченные им лица и органы, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (п. 17 постановления Пленума N 18), а председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) или лица, уполномоченные им в установленном законодательством порядке, вправе выступать в хозяйственном суде в качестве представителей ликвидируемого юридического лица (индивидуального предпринимателя, в отношении которого принято решение о прекращении деятельности).
В постановлении Пленума N 18 определен перечень обязанностей ликвидационной комиссии (п. 18), однако зачастую суды в решении определяют их с учетом конкретных обстоятельств дела. Так, ликвидационная комиссия судом обязывается:
1) поместить в газете "Р" объявление о ликвидации юридического лица с указанием адреса, контактных телефонов и режима работы ликвидационной комиссии, а также порядка и сроков заявления кредиторами своих требований. В некоторых случаях в решении содержится конкретный (например, двухнедельный) срок для опубликования сведений в печати
2) составить перечень кредиторов с указанием размера их требований;
3) письменно уведомить в месячный срок кредиторов и других заинтересованных лиц о ликвидации общества;
4) принять меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, в том числе находящегося у третьих лиц;
5) принять все возможные меры к выявлению кредиторов и взысканию дебиторской задолженности;
6) произвести опись (инвентаризацию) и оценку всего имущества;
7) закрыть филиалы и представительства;
8) утвердить смету расходов по ликвидации, в том числе по финансированию деятельности ликвидационной комиссии на период ее работы;
9) составить промежуточный ликвидационный баланс после окончания срока для предъявления требований кредиторами, который должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований с указанием сумм долга, а также сведения о результатах рассмотрения этих требований.
10) использовать в процессе ликвидации один текущий (расчетный) счет юридического лица в банке. Закрыть все другие счета ликвидируемого юридического лица;
11) закончить текущие дела, в том числе увольнение работников с соблюдением их прав и интересов в соответствии с законодательством;
12) провести собрание кредиторов (их полномочных представителей) для согласования с кредиторами плана ликвидации юридического лица, который должен отражать полную и объективную картину финансового состояния юридического лица, условия, порядок, очередность и пропорциональность удовлетворения требований кредиторов, перечень имущества, подлежащего продаже, способ, место и время продажи имущества; условия оплаты судебных расходов, труда членов ликвидационной комиссии, привлеченных к работе работников и других лиц.
После утверждения хозяйственным судом промежуточного ликвидационного баланса и плана ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя), отражающими в том числе очередность удовлетворения требований кредиторов в соответствии с законодательством, на их основании ликвидационная комиссия (ликвидатор) погашает задолженность перед кредиторами. Требования кредиторов каждой следующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди.
13) представлять хозяйственному суду информацию об изменениях (увеличении или уменьшении) в составе имущества ликвидируемого юридического лица, о размере фактически взысканных и поступивших денежных сумм на текущий (расчетный) счет, о ходе ликвидации. Периодичность представления информации устанавливается хозяйственным судом и, как правило, представляется ежемесячно;
14) предоставлять кредиторам, регистрирующему и налоговому органам, другим заинтересованным организациям и лицам необходимую информацию об имуществе юридического лица, о ходе ликвидации;
15) сообщать в правоохранительные органы обо всех выявленных фактах совершения содержащих признаки хищений, растрат, злоупотреблений и иных преступлений, повлекших причинение ущерба, и принимать исчерпывающие меры по его возмещению за счет виновных лиц;
16) передавать на хранение документы юридического лица, подлежащие обязательному хранению в соответствии с законодательством;
17) осуществлять иные функции в соответствии с законодательством.
По завершении ликвидацииюридического лица, удовлетворения погашения требований кредиторов ликвидационная комиссия обязана составить ликвидационный баланс и представить его хозяйственному суду для утверждения с письменным отчетом о работе ликвидационной комиссии. Как правило, срок представления ликвидационного баланса и отчета - за семь дней до окончания срока ликвидации
К ликвидационному балансу должны быть приложены:
- перечень невзысканной или частично взысканной дебиторской задолженности и иного имущества ликвидируемого юридического лица, списанных на убытки;
- протокол решения ликвидационной комиссии о подписании ликвидационного баланса и отчета (п. 30 постановления Пленума N 18).
После утверждения определением хозяйственного суда ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) в срок, установленный хозяйственным судом, обязана представить в регистрирующий орган документы:
1. для ликвидируемой организации:
- печати организации либо заявление собственника имущества (учредителей, участников) об их неизготовлении или сведения о публикации объявлений об их утрате;
- ликвидационный баланс, подписанный членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) и утвержденный собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом коммерческой организации, уполномоченным на то уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора);
- оригинал свидетельства о государственной регистрации юридического лица или заявление о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате;
2. для индивидуального предпринимателя при прекращении деятельности по решению суда:
- печати либо заявление об их неизготовлении или сведения о публикации объявлений об их утрате;
- оригинал свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, а при его отсутствии - заявление о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате;
- уведомление о завершении процесса прекращения деятельности с указанием сведений о завершении расчетов с кредиторами и отсутствии кредиторской задолженности по форме, установленной Министерством юстиции Республики Беларусь (п. 13 Положения).
Субъект хозяйствования, решение о ликвидации (прекращении деятельности) которого принято хозяйственным судом, по которому процесс ликвидации (прекращения деятельности) не может быть завершен по причине отсутствия и невозможности истребования печати, свидетельства о государственной регистрации, не имеющий задолженности и обязательств, в частности задолженности перед бюджетом, ФСЗН, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, непрекращенных обязательств перед таможенными органами, по истечении трех лет со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности) исключается из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ч. 4 п. 16 Положения).
Общая характеристика реорганизации:
1) субъекты процесса реорганизации - юридические лица;
2) формы - слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование;
3) субъекты, полномочные принять решение о реорганизации:
- собственник имущества юридического лица (учредители, участники),
- орган юридического лица, уполномоченный на то учредительными документами,
- уполномоченные государственные органы, в том числе суд (в случаях, предусмотренных законодательными актами).
В случаях, установленных законодательными актами, реорганизация может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов;
4) момент, с которого юридическое лицо считается реорганизованным:
- момент государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (при слиянии, разделении, выделении, преобразовании),
- момент внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР) записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (при присоединении);
5) правопреемство:
слияние | присоединение | разделение | выделение | преобразование (изменение организационно-правовой формы) |
права и обязанности каждого из юридических лиц (А, Б) переходят к вновь возникшему юридическому лицу (С), юридические лица «А» и «Б» ликвидируются | права и обязанности присоединенного юридического лица (А) переходят к другому юридическому лицу (С), юридическое лицо «А» ликвидируется | права и обязанности юридического лица (С) переходят к вновь возникшим юридическим лицам (А, Б), юридическое лицо «С» ликвидируется | к каждому выделенному юридическому лицу (А, Б) переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица (С), юридическое лицо «С» продолжает существование | к вновь возникшему юридическому лицу (УП «А») переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица (ООО «А»), за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать возникшему юридическому лицу |
основание перехода прав и обязанностей - передаточный акт | основание перехода прав и обязанностей - разделительный баланс | основание перехода прав и обязанностей - передаточный акт |
6) требования к передаточному акту и разделительному балансу - должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами; утверждаются собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о реорганизации юридического лица, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. Формы передаточного акта и разделительного баланса законодательством не установлено, на практике применяются формы бухгалтерского баланса;
7) соблюдение прав кредиторов реорганизуемого юридического лица - собственник имущества (учредители, участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов;
8) права кредиторов реорганизуемого юридического:
- требовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков;
- если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.
Приведенные общие нормы Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) одинаково применимы для регулирования соответствующих отношений с участием любых юридических лиц, поскольку законодатель не устанавливает особенностей для каких-либо организационно-правовых форм, используя категорию «юридическое лицо». В нормах ГК, регулирующих отдельные организационно-правовые формы коммерческих юридических лиц и в иных законодательных актах установлены специальные нормы о реорганизации.
Так, п. 1 ст. 65 ГК предусмотрено, что хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы по решению общего собрания участников в случаях и порядке, установленных законодательными актами, а также в унитарные предприятия в случаях, когда в составе товарищества или общества остался один участник. Установление в данном случае видов организационно-правовых форм ограничивает варианты, в которые могут быть преобразованы хозяйственные товарищества и общества, тем самым исключая иные. В приведенной норме, к примеру, исключено преобразование хозяйственных товариществ и обществ в крестьянские (фермерские) хозяйства.
Аналогично в п. 2 ст. 91 ГК для общества с ограниченной ответственностью (и исходя из п. 3 ст. 94 ГК – для общества с дополнительной ответственностью) очерчен круг возможных форм коммерческих юридических лиц, в которые возможно преобразование: акционерное общество, общество с дополнительной ответственностью (с учетом действия п. 3 ст. 94 ГК можно предположить, что для общества с дополнительной ответственностью возможно преобразование в общество с ограниченной ответственностью), хозяйственное товарищество или производственный кооператив, а также в унитарное предприятие в случае, когда в составе общества остался один участник. Соответственно для акционерного общества преобразование возможно в общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, хозяйственное товарищество или в производственный кооператив, а также в унитарное предприятие в случае, когда в составе общества остался один участник (п. 2 ст. 104 ГК).
Для производственного кооператива преобразование допускается в хозяйственное товарищество или общество в случае, когда в составе кооператива осталось менее трех членов, а также в унитарное предприятие в случае, когда в составе кооператива остался один член (п. 2 ст. 112 ГК).
Для унитарного предприятия реорганизация возможна лишь в нескольких случаях в силу того, что его имущество неделимо и долевая собственность на его имущество не допускается:
1. в случае раздела имущества, находящегося в совместной собственности супругов,
2. в случае перехода права собственности на имущество унитарного предприятия в порядке наследования, правопреемства либо иными не противоречащими законодательству способами к двум и более лицам.
При этом формами реорганизации в указанных случаях могут быть разделение (выделение) либо преобразование в хозяйственное товарищество или общество, а также в производственный кооператив в порядке, установленном законодательством и соглашением сторон (п. 9 ст. 113 ГК).
Что касается крестьянских (фермерских) хозяйств, то ни в ГК, ни в Законе Республики Беларусь от 18.02.1991 № 611-XII «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в ред. от 01.07.2010) специальных правил реорганизации не установлено, и ст. 30 Закона Республики Беларусь «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» отсылает к гражданскому законодательству и уставу крестьянского (фермерского) хозяйства для регламентации порядка реорганизации.Но при этом имеется оговорка о том, что члены вновь возникшего в результате реорганизации крестьянского (фермерского) хозяйства должны соответствовать требованиям: право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, и членами фермерского хозяйства могут быть дееспособные граждане, являющиеся членами одной семьи (п. 2 ст. 30 Закона РеспубликиБеларусь «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).
В этой связи хотим обратить внимание на дискуссионный вопрос о «смешанной» реорганизации. Реорганизацию называют «смешанной», если имеет место одна из двух ситуаций: сочетание нескольких форм реорганизации или участие в реорганизации (кроме преобразования) юридических различных организационно-правовых форм[7].
В законодательстве Республики Беларусь, в частности, в Законе Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» закреплена норма, предусматривающая, что реорганизация хозяйственного общества, в результате которой создаются юридические лица иных организационно-правовых форм, осуществляется в порядке, установленном названным выше Законом, с учетом особенностей, предусмотренных иными законодательными актами (ч. 2 ст. 15). Тот факт, что законодатель указывает на возможность создания в процессе реорганизации юридических лиц иных организационно-правовых форм, отличающихся от организационно-правовой формы реорганизуемого хозяйственного общества, при этом не имеет значения форма реорганизации. Иными словами, в результате реорганизации общества с ограниченной ответственностью в форме разделения могут быть созданы, к примеру, унитарное предприятие и производственный кооператив.
Данный вывод находит свое подтверждение и в норме ч. 3 ст. 15 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах», в соответствии с которой хозяйственное общество считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших хозяйственных обществ или юридических лиц иных организационно-правовых форм в порядке, определяемом законодательными актами. То есть вновь возникнуть в результате реорганизации могут как хозяйственные общества, так и юридические лица иных организационно-правовых форм.
При реорганизации хозяйственного общества в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР) записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (ч. 4 ст. 15 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах»). При этом вопрос о дальнейшей юридической судьбе присоединенного юридического лица не имеет смысла, поскольку присоединенное юридическое лицо как субъект права не существует ввиду его исключения из ЕГР. Тем не менее на практике может иметь место в какой-то степени обособление присоединенного юридического лица, выражающеес