Вопрос 18 Понятие и характеристика налоговой системы
Налоговая система является важнейшим механизмом государственного регулирования национальной экономики, эффективное функционирование которой во многом зависит от того, насколько совершенна налоговая система страны.
Законодательно понятие налоговой системы в Российской Федерации не определено. В специальной литературе встречается достаточно много определений понятия «налоговая система». Например, Б.Х. Алиев определяет налоговую систему с точки зрения отношений между государством и налогоплательщиками. Он даёт следующее определение.
Налоговая система – это система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами и гражданами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путем отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляются по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе [19].
Если рассматривать налоговую систему с точки зрения системного подхода как совокупность взаимосвязанных элементов, выделенных из среды и взаимодействующих с ней как единое целое, то можно выделить следующие элементы налоговой системы:
1) система законодательства о налогах и сборах;
2) система налогов и сборов;
3) система налоговых органов;
4) плательщики налогов и сборов.
Налоговая система обладает рядом признаков, важнейшими из которых являются следующие:
— это открытая система, поскольку при реализации своих функций она активно взаимодействует с внешней средой – с бюджетной, таможенной, правоохранительной и другими системами;
— налоговая система является подсистемой системы более высокого порядка - финансовой системы;
— налоговая система является динамической системой, поскольку она постоянно изменяется под воздействием как внешних (социально-экономических, политических и др.), так и внутренних факторов.
Налоговую систему характеризует совокупность экономических, правовых, социальных и политических факторов.
К экономическим факторам, характеризующим налоговую систему, относятся следующие показатели:
1) налоговое бремя–показатель налоговой нагрузки на налогоплательщика при данной налоговой системе. Представляет собой отношение общей суммы налоговых платежей к валовому внутреннему продукту и показывает, какая часть произведенного обществом продукта перераспределяется посредством государственного бюджета.
В зависимости от уровня налоговой нагрузки налоговые системы можно разделить на:
— либерально фискальные, которые обеспечивают перераспределение посредством налогов до 30% ВВП (налоговые системы США, Австралии, Португалии, Японии, большинства стран Латинской Америки);
— умеренно фискальные, позволяющие перераспределять от 30 до 40% ВВП (налоговые системы Швейцарии, Германии, Великобритании, Греции, Канады, России и других стран);
— жёстко фискальные, обеспечивающие перераспределение более 40% ВВП (налоговые системы Норвегии, Нидерландов, Франции, Бельгии, Финляндии, Дании, Швеции) [Майбуров].
2) соотношение между прямыми и косвенными налогами. В странах с менее развитой экономикой доля косвенных налогов высока, так как механизм их взимания и контроля более прост, чем механизм взимания и контроля прямых налогов. Российская налоговая система ориентирована на налогообложение потребления, в ней косвенные налоги обеспечивают более 50% налоговых доходов.
К факторам политического и правового характера можно отнести:
1) распределение хозяйственных функций между федеральным центром и органами местного самоуправления;
2) роль налогов в системе доходов государства;
3) контроль деятельности органов местного самоуправления со стороны федерального центра и др.
В Российской Федерации федеральный уровень управления наделён подавляющим большинством налоговых полномочий. Более 65% совокупных налоговых поступлений являются доходами федерального бюджета.
Социальной характеристикой налоговой системы служит уровень неравенства доходов после их налогообложения. Российская налоговая система, включающая налоги с пропорциональными налоговыми ставками, обеспечивает неизменность экономического неравенства налогоплательщиков, оцениваемого по их доходам после уплаты налогов.