Вопрос № 86. Налоговая система, её характеристика. Единство и особенности налоговой системы в развитых странах

Налогообложение— это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а Налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе за­кона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных по­требностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, полу­чающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов госу­дарства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения — это равномерность и определенность. Равномерность — это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что поря­док налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

Денежные средства, вносимые в виде налогов не имеют целевого назначе­ния. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику, какой-либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей – это и есть их сущность.

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможно­стей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть про­грессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачи­вается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога оди­накова для всех облагаемых сумм).

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов но­сило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недо­пустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна остав­лять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учрежде­ний, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной эконо­мической политики.

Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.

Налоговые системы государств помимо фискальной функции наполнения бюджета успешно выполняют функции регулирования экономического и социального развития и внешнеэкономических связей. Последнему способствуют таможенные пошлины, акцизы, налог на добавленную стоимость. Система налогов является обычно трехуровневой. При этом общегосударственные налоги играют ведущую роль, а местные налоги — вспомогательную роль. Хотя их значение и соотношение в разных странах весьма различно. Нередко возникает вопрос, с чем связана множественность налогообложения? Дело в том, что «множественность налогов позволяет в большей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, сделать общее налоговое бремя психологически менее заметным, отразить разнообразие форм доходов, воздействовать на потребление и накопление. Но, разумеется, эффективное функционирование множества налоговых форм предполагает умеренность обложения каждым из налогов и всей их совокупностью. Многие налоги влияют на цену товара, деловая активность снижается из-за непомерного налогового бремени. Большинство российских предпринимателей уходят “в тень”. В данной курсовой работе будут рассматриваться влияние налогообложения на цены и деловую активность, налогообложение в других странах, сравнение ставок налогов и общего принципа налогообложения в России и других странах.

Налоги США

В федеральных доходах преобладают прямые налоги. Доходы штатов и местных органов власти формируются главным образом за счет косвенных налогов и поимущественного налогообложения.

Отчисления на социальное страхование уплачиваются как работодателем, так и наемным работником. В отличие от европейских стран (в том числе от России), где основную часть данного взноса делает работодатель, в США он делится пополам. Ставка меняется ежегодно при формировании бюджета. В начале 90-х годов общая ставка была 15,02% фонда заработной платы, причем работодатель и трудящийся вносили по 7,51%. Но облагается не весь фонд заработной платы, а только первые 48,6 тыс. долл. в год в расчете на каждого занятого. Отчисления имеют строго целевое назначение. Тенденция здесь — к повышению ставок.

Налог на доходы корпораций занимает лишь третье место в доходах бюджета. Его основная ставка — 34%. Но вносится он ступенчато. Корпорация уплачивает 15% за первые 50 тыс. долл. налогооблагаемого дохода, 25% за следующие 25 тыс. долл. и 34% на оставшуюся сумму. Кроме того, на доходы в пределах от 100 тыс. до 335 тыс. долл. установлен дополнительный сбор в размере 5%. Такое ступенчатое налогообложение имеет чрезвычайно важное значение для средних и малых предприятий. В соседней Канаде налог на корпорации ниже — 28%, и это тоже приходится учитывать.

Налоги на доходы корпораций взимаются также и в бюджеты штатов. Ставка обычно стабильна, хотя встречается и градуированная шкала штатного налога. Наиболее высок этот налог в штатах Айова — 12%, Коннектикут — 11,5, округе Колумбия (центр Вашингтон) — 10,25%. Наиболее низкие налоги в штатах Миссисипи — от 3 до 5%, Юта—5%.

Федеральные акцизные сборы имеют ограниченное значение и скромное место в доходах государственного бюджета. Федеральные акцизы установлены из товаров — на алкогольные и табачные изделия, из услуг — на дороги и воздушные перевозки.

Свою отдельную от федеральной налоговую систему имеет каждый штат. Штаты взимают подоходный налог с корпораций и с граждан. Причем вопросы обложения решать бывает подчас непросто. Так, штат имеет право взимать налог с доходов корпорации в том случае, если она имеет на его территории строения или служащих. Однако компания может не иметь на территории данного штата ни того, ни другого, но торговать здесь и таким образом получать прибыль, особенно при широком распространении торговли по каталогам. В настоящее время ставится вопрос о налогообложении штатами компаний и в этом случае.

Одним из основных источников доходов штатов, которым они делятся с городами, является налог с продаж, косвенный налог на потребление, схожий с налогом на добавленную стоимость. Обычно им не облагаются продовольственные товары за исключением ресторанов. В 1993— 1994 финансовом году налог с продаж применялся в 44 из 50 штатов США. Среди штатов, где этот налог отсутствует, штаты Аляска, Дэлавер, Нью-Джерси. В остальных ставка колеблется, поскольку устанавливается правительствами самих штатов. Наиболее низкая она в Колорадо и Вайоминге — 3%, в Алабаме, Луизиане, Мичигане, Джорджии, Южной Дакоте, Айове — 4, наиболее высокая — в Калифорнии — 7,25, 1; Иллинойсе — 8, Нью-Йорке — 8,25%. Кстати, в этом же интервале находится ставка налога на потребление в соседней Канаде — 7,0—7,5%. Некоторые штаты, например Калифорния, взимают налог на деловую активность. Налог включает два элемента. Налогообложение общего годового оборота предприятия обычно в пределах от 1 до 2,5% и налог на фонд заработной платы. В Калифорнии последний составляет 1,6%. Таким образом, финансы штатов базируются на подоходном налоге с граждан, налоге с корпораций, налоге с продаж и налоге на деловую активность.

Города США имеют свои налоговые источники. Главным из них можно назвать налог на имущество. Например, в Нью-Йорке этот налог обеспечивает в настоящее время 40% собственных доходов бюджета. В среднем налог на имущество в США составляет 1,4%.

Анализ структуры и ставок местных налогов в США и других западных странах позволяет классифицировать их по четырем основным группам.

Первая — это собственные налоги, которые собираются только на данной территории. Сюда относятся прямые и косвенные налоги. Из прямых основными являются поимущественные налоги, промысловые, поземельные, местные налоги с наследств и дарений. Косвенное налогообложение весьма разнообразно. Оно представлено как универсальным акцизом, т.е. налогом с продаж, так и специфическими акцизами.

Вторая группа местных налогов включает надбавки к общегосударственным налогам, отчисляющиеся в определенном проценте в местный . бюджет. По финансовой сущности эти надбавки отличаются от местных налогов только формой мобилизации финансовых ресурсов.

Третья группа — это налоги на транспортные средства, на зрелища, гостиницы, коммунальные сборы и пр. В Нью-Йорке, например, налог на проживание в гостиницах составлял в 1991 г. 19% стоимости проживания. Среди налогов на потребление в США можно отметить такие, как налог на регистрацию автомашин, налог на парковку автомобиля (в Нью-Йорке он равен 18,7% цены парковки), акциз на топливо, налог на пользование автострадами. Последний делится между бюджетами штата и городов. Ставки налога зависят от веса автомобиля.

Наконец, есть четвертая группа местных налогов. Эти налоги не носят фискального характера, а определяют политику местных органов управления. Это прежде всего экологические налоги направленные на защиту окружающей природной среды. В Нью-Йорке есть налог на очистку нефтяных пятен на водоемах.

НалогиФранцииможно классифицировать на три крупные группы: подоходные налоги, которые взимаются с дохода в момент его получения; налоги на потребление, взимаемые тогда, когда доход тратится; налоги на капитал, взимаемые с собственности, т.е. с овеществленного дохода. При этом налоговая система страны нацелена в основном на обложение потребления. Налоги на доходы (прибыль) и на собственность являются умеренными.

Основная ставка налога на добавленную стоимость в настоящее время равна 18,6%. Повышенная ставка —22% — применяется к некоторым видам товаров: автомобили, кинофототовары, табачные изделия, парфюмерия, ценные меха. Пониженная ставка 5,5% применяется для большинства продовольственных товаров и продукции сельского хозяйства, книг и медикаментов.

Налог на добавленную стоимость дополняется рядом косвенных пошлин (или акцизов), которые также представляют собой налоги на потребление. Некоторые из них взимаются в пользу государства, другие перечисляются в бюджеты местных органов управления.

Перейдем к подоходным налогам Франции. Налогообложению предприятий подлежит чистая прибыль. Общая ставка налога составляет 34%. В отдельных случаях она может повышаться до 42%. Более низкая ставка налога применяется прибыли от землепользования и от вкладов в ценные бумаги. Здесь ставки налога колеблются от 10 до 24%.

В отличие от США социальный налог во Франции уплачивают работодатели. Объектом налогообложения служит фонд заработной платы в денежной и натуральной формах, включая обязательные сборы, относящиеся к заработной плате. Налог носит прогрессивный характер. Он вносится в бюджет по ставке 4,5% для фонда заработной платы в сумме 35900 франков, по ставке 8,5% — в интервале от 3,5901 до 71 700 франков и 13,6% — для выплат выше указанной суммы.

Важное место в налоговой системе Франции занимают местные налоги. Местные органы представляют около 80 тыс. самостоятельных бюджетов (коммуны, объединения коммун, департаменты, регионы и т.д.). Местные органы власти являются важными субъектами экономической жизни.

В Великобритании налоги можно классифицировать по пяти крупным группам. В соответствии с этим структура налоговых поступлений 1992—1993 финансовый год была такова.

1. Прямые налоги на доходы — 45,9%. В эту группу входят: подоходный налог, налог на капитал, налог на наследство.

2. Косвенные налоги - 31,4%.

Наиболее крупным доходным источником из них служит налог на добавленную стоимость.

3. Местные налоги — 9,6%. Наиболее крупный из них — налог на недвижимость.

4. Налоги на деловую активность — 7,4%.

5. Прочие налоги — 5,7%.

Действуют три ставки подоходного налога. Облагаемый доход до 2500 фунтов стерлингов —20%, от 2501 до 23700 фунтов стерлингов — и свыше 23 700 фунтов стерлингов — 40%.

Ставка налога на прибыль корпораций за последние 10 лет постепенно снижалась следующим образом: 52% — 35—33%. Малому бизнесу предоставляется льгота в виде уменьшенной ставки — 25%. Критерием выступает не численность работающих в компании, а полученная прибыль. К малым относится предприятие с размером прибыли 250 тыс. фунтов стерлингов в год.

К прямым налогам можно отнести взносы на нужды социального страхования, расходуемые на выплату пенсий и пособий. Для лиц наемного труда и их работодателей размер взносов дифференцирован. Зарабатывающие менее 54 фунтов стерлингов в неделю полностью освобождены от уплаты взносов. Если же заработанный доход превышает эту сумму, то размер взносов составляет 2% от первых 54 фунтов и 9% с оставшейся части, но не свыше 405 фунтов стерлингов в неделю.

Как уже упоминалось, главное место среди косвенных налогов занимает налог на добавленную стоимость.

Стандартная ставка НДС в Великобритании 17,5%. Но при этом не облагаются следующие виды товаров и услуг: продовольственные товары, книги, лекарства, импортные и экспортные товары, топливо и энергия для домашнего пользования, оплата за воду и канализацию, строительство жилых домов, транспортные услуги, детская одежда, а также почтовые и финансовые услуги, страхование, ритуальные услуги.

Среди косвенных налогов второе место занимают акцизы. Подакцизными товарами являются алкогольные напитки, горючее, табачные изделия, транспортные средства. Акциз на спиртные напитки и горючее взимается в твердых суммах с единицы товара (с литра). Акциз на табачные изделия устанавливается в виде процентной надбавки к цене. товара. Ставка акцизных сборов колеблется обычно в пределах от 10 до 30%. К косвенным налогам относятся таможенные пошлины, гербовый сбор, налог с игорного бизнеса. Из местных налогов основным является налог на имущество.

Иначе обстоит дело вГермании. Наиболее крупные налоговые источники формируют сразу три или два бюджета. Так, подоходный налог физических лиц (этот основной источник государственных доходов) определяется следующим образом: 42,5% поступлений направляются федеральный бюджет, 42,5% — в бюджет соответствующей земли 5% — в местный бюджет. Налог на корпорации делится в пропорции на 50% между федеральным и земельным бюджетами. Налог на предпринимательскую деятельность взимается местными органами давления, но им остается 50%, а вторая половина перечисляется в федеральный и земельный бюджеты. Налог на добавленную стоимость распределяется по всем трем бюджетам. Говоря об этом налоге Германии, часто применяют термины «налог с продаж» или «налог с оборота». Соотношения распределения этого налога могут быть самыми различными и меняться с течением времени, поскольку он служит регулирующим источником дохода. Нужно отметить, что Германия — одна из немногих стран, где вменяется не только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов.

Основными видами налогов в Германии являются: подоходный налог физических лиц, налог на корпорации, налог на добавленную стоимость, промысловый налог, налог на имущество, поземельный налог, налог, уплачиваемый при покупке земельного участка, страховые взносы, налог с наследства и дарения, автомобильный налог, налог на содержание пожарной охраны, акцизы на кофе, сахар, минеральные масла, винно-водочные и табачные изделия, таможенные пошлины, сборы, идущие на развитие добычи нефти и газа на территории Германии.

Из налогов на юридических лиц наиболее высокие доходы приносит государству налог на добавленную стоимость. Его удельный вес в доходах бюджета равен примерно 28%. Общая ставка налога в настоящее время составляет 15%. Но основные продовольственные товары, а также книжно-журнальная продукция облагаются по уменьшенной ставке — 7%.

Налог на доходы корпораций взимается в среднем по ставке 42%.

Промысловый налог — один из основных местных налогов, им облагаются предприятия, товарищества, физические лица, занимающиеся промышленной, торговой и другими видами деятельности. Базой для исчисления налога служат прибыль от занятия промыслом и капитал компании. Налоговая ставка определяется муниципальными органами. Например, ставка 5% прибыли и 0,2% стоимости основных фондов. При этом необлагаемый минимум составляет 36 тыс. марок дохода и 120 тыс. марок капитала.

Акцизы в основном направляются в федеральный бюджет, кроме :акциза на пиво, идущего в бюджеты земель.

Социальные отчисления от фонда заработной платы составляют ,8%. Сумма отчислений, как и в США, делится в равной пропорции между нанимателем и работником.

Местные налоги носят не столько фискальный характер, сколько с их помощью регулируется деловая активность в регионах.

Наши рекомендации