Административно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов Р.Ф.
Наряду с органами государственного управления в единую систему исполнительной власти РФ входят также и органы исполнительной власти субъектов РФ (ст. 77 Конституции РФ), что обычно отражается в уставах и других законах субъектов Федерации. Система органов государственной власти, и в том числе ее исполнительных органов, в субъектах РФ устанавливается им же самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом, что закреплено в ст. 77 Конституции РФ.
В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти, возглавляемая высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, во главе с руководителем этого высшего исполнительного органа государственной власти. При этом конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ, а наименование этой должности формулируется с учетом исторических, национальных или иных традиций данного субъекта РФ. По сложившейся на сегодняшний день практике в национальных республиках России они обычно именуются президентами, а в других субъектах РФ - губернаторами или же главами администрации субъекта РФ (края, области и т.д.) Краткий курс по административному праву.
В подавляющем большинстве субъектов РФ основными структурными звеньями системы исполнительной власти субъекта выступают: губернатор (края или области), правительство (края, области), областные и территориальные исполнительные органы государственной власти (края или области).
Высшее должностное лицо субъекта РФ (президент республики, губернатор или же глава администрации края или области) возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ.
Исполнительный орган государственной власти субъекта РФ Административное право России:
1. Представляет субъект РФ в совокупности отношений с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей; при этом он вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ;
2. Обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо же отклоняет законы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ;
3. Формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ. В соответствии с законодательством этого субъекта он вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти этого субъекта РФ с правом совещательного органа.
Признаки органов исполнительно власти:
1. органы исполнительной власти сопутствуют органам законодательной власти;
2. органы исполнительной власти имеют особую функциональную нагрузку, и основной задачей органов исполнительной власти является повседневная реализация положений законодательства.
3. органы исполнительной власти обладают функциональной компетенционной самостоятельностью, т.е. у каждого органа исполнительной власти имеются свои цели и задачи.
4. каждый орган исполнительной власти наделяется своими правами и обязанностями.
5. Учитывая наличие самостоятельных полномочий органы исполнительной власти имеют право принимать юридически-властные решения и давать обязательные к исполнению указания.
6. с точки зрения организационно-правовой формы все органы исполнительной власти представляют из себя организацию (учреждение).
7. органы исполнительной власти имеют определённую организационную структуру, и как правило, эта структура прямо закреплена законодательством, более того, все органы исполнительной власти состоят из государственных служащих, при этом распределение прав и обязанностей между этими государственными служащими, определение объема полномочий также определяется внутренней структурой. При этом внутренняя структура строится в зависимости от целей и задач.
8. каждый орган исполнительной власти реализует свои полномочия в пределах определённой территории.
9. реализация полномочий от имени органов исполнительной власти осуществляется конкретными должностными лицами.
Основные принципы организации деятельности органов исполнительной власти (принципы – это основные руководящие начала):
1. самостоятельность органов исполнительной власти.
Наличие своих функции и своих полномочий. Органы органов исполнительной власти являются самостоятельными. Как система органов эти органы не зависят ни от органов законодательной, ни от органов судебной власти. Характер этих взаимоотношений определяется законодательством.
2. Единство системы органов исполнительной власти.
Органы исполнительной власти независимо от того, на каком они уровне находятся, они должны действовать как единый механизм.
Поэтому все полномочия распределены на 3 группы:
1) вопросы исключительного ведения РФ
2) вопросы совместного ведения
3) вопросы исключительного ведения субъектов РФ.
3. принцип федерализма – это принцип заключается в том, что, не смотря на то, что система органов исполнительной власти является единой, тем не менее, вопросы, находящиеся в ведении каждого из органов разделены по степени значимости.
Этот принцип позволяет принимать решения с учётом национальных, культурных и исторических традиций определённой территории.
4. принцип законности – речь идёт о том, что все органы исполнительной власти должны быть организованы и действовать в соответствии с законом.
5. принцип экономичности предполагает:
1) государство создаёт органов исполнительной власти только в том количестве, которое необходимо и достаточно;
2) установлена предельная численность; ведено определённое ограничение на количество госслужащих органов исполнительной власти.
6. принцип гласности – это открытость, доступность информации органов исполнительной власти;
7. принцип ответственности органов исполнительной власти перед населением (политическая, дисциплинарная, уголовная).
13. Судебный порядок обжалования действий субъектов административной власти (общая судебная жалоба)
1) подача жалобы:
А) жалоба рассматривается в течение 3 месяцев с момента обнаружения нарушений правил;
Б) в течение месяца в случае, если гражданин обращается с жалобой в административном порядке, но не получил ответа, либо получил не удовлетворительный ответ;
В) в суд подаются только индивидуальные жалобы.
2) рассмотрение жалобы в срок 10 дней
3) принятие решений по жалобе
4) исполнение решений по жалобе:
Решение об удовлетворение жалобы должно быть исполнено не позднее одного месяца со дня его вступления в силу.
12. Административный порядок обжалования действий субъектов административной власти (общая жалоба).
1) подача жалобы:
С общей административной жалобой может обратиться, как индивидуальный гражданин, так и может быть подана коллективная жалоба.
2) рассмотрение жалобы:
Рассмотрение жалобы должно быть в течение 1 месяца (30 дней),с момента её поступления, если требует дополнительной проверки, то срок может быть продлён на 1 месяц.
3) принятие решения по жалобе:
А) об удовлетворение жалобы;
Б) об отказе удовлетворения жалобы;
В) о частичном удовлетворение или не удовлетворение жалобы.
4) исполнение принятого по жалобе решения:
Зависит от принятого решения по конкретной жалобе.
Гражданин должен отразить в жалобе:
1. наименование органа в который она оправляется, либо ФИО соответсвующего должностного лица или же его должности.
2. свои ФИО
3. почтовый адрес по которому должен быть отправлен ответ
4. суть жалобы
5. личная подпись