Государственная регистрация юридических лиц.
В соответствии с п.1 ст.51 ГК ЮЛ подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о гос. регистрации ЮЛ.
В настоящее время уполномоченным государственным органом выступает ФНС. Концепция…РФ указывает на целесообразность закрепления функций по регистрации всех ЮЛ и ведению ЕГРЮЛ за органами юстиции.
Основы регистрации определяются ФЗ от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации ЮЛ и индивидуальных предпринимателей», который, в
частности, устанавливает:
- срок регистрации: не более 5 рабочих дней со дня представления документов (п.1 ст.8 Закона о регистрации);
- место регистрации: оно определяется местом нахождения постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия – местом нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени ЮЛ без доверенности (п.2 ст.8 Закона о регистрации).
Данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, при этом действуют следующие принципы:
1) открытость реестра:, открытый для всеобщего ознакомления (п.2 ст.51 ГК) (сведения открыты и общедоступны, кроме некоторых – паспортные данные, банковские счета, место жительства; 5 дней);
2) публичная достоверность реестра:
= лицо, добросовестно полагавшееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. ЮЛ не вправе ссылаться на данные, не включенные в ЕГРЮЛ, а также на недостоверные данные в ЕГРЮЛ, кроме случаев, когда они включены в ЕГРЮЛ помимо воли ЮЛ (например, при неправомерных действиях третьих лиц);
= ЮЛ обязано возместить убытки, причиненные вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных (п.2 ст.51 ГК).
3) проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ данных: регистрирующий орган обязан провести в установленные законом порядке и сроки проверку достоверности данных, включаемых в ЕГРЮЛ (п.3 ст.51 ГК).
Отказ в регистрации (а равно во включении данных в ЕГРЮЛ) допускается только в случаях, установленных законом (п.5 ст.51 ГК). Применительно к созданию ЮЛ основными случаями являются:
- непредставление необходимых документов (в законе – «определенных настоящим Законом», но на практике это не так);
- представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
- подписание неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации;
- несоответствие наименования ЮЛ требованиям федерального закона (см. ст.23 Закона о регистрации).
Отказ (уклонение от регистрации) ЮЛ могут быть оспорены в суде (п.5 ст.51 ГК); убытки по вине регистрирующего органа подлежат возмещению за счет казны РФ (п.7 ст.51 ГК).
Для некоторых ЮЛ вводится специальный порядок регистрации, который, однако, не отменяет необходимости внесения записи в ЕГРЮЛ. Так, регистрационная процедура НКО включает два этапа:
1) принятие уполномоченным ФОИВ (его территориальным органом) (сейчас – Минюст России) решения о государственной регистрации;
2) внесение ФНС в ЕГРЮЛ соответствующих сведений на основании указанного решения (см. ст.13.1 ФЗ от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О НКО»). Свидетельство выдает первый орган!
Отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц, урегулированы ГК РФ, Федеральным законом от 8 августа 2001 г № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», нормами специального законодательства (об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о производственном кооперативе и др.).
Государственная регистрация – заключительный этап создания организации, она имеет правоустанавливающее значение.
Подгосударственной регистрацией юридических лиц понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с законодательством (ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Цели государственной регистрации субъектов предпринимательства:
- осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности;
- проведение налогообложения;
- получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер государственного регулирования экономики;
- предоставление всем участникам гражданского оборота, государственным органам, органам местного самоуправления информации о субъектах предпринимательской деятельности и т.д.
Процедура государственной регистрации юридических лиц включает в себя перечисленные ниже этапы.
1. Представление документов в регистрирующий орган, в качестве которого Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. № 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» определило налоговые органы РФ.
Для регистрации создаваемой организации необходимо представить следующие документы:
1) заявление о государственной регистрации с подтверждением соответствия учредительных документов требованиям законодательства, достоверности сведений, соблюдения порядка учреждения юридического лица, оплаты уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда. Подпись заявителя должна быть нотариально удостоверена;
2) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;
3) учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
4) выписка из реестра иностранных юридических лиц ответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
5) документ об уплате государственной пошлины.
2. Проведение правовой экспертизы документов осуществляет регистрирующий орган в целях установления соответствия документов требованиям законодательства как по форме, так и по содержанию.Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.По итогам экспертизы государственный служащий Федеральной налоговой службы РФ составляет заключение о соответствии (несоответствии) документов установленным требованиям.
3. Принятие решения о государственной регистрации юридического лица является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр, которое осуществляется путем присвоения организации очередного номера в журнале регистрации поступающих документов, проставления специальной надписи (штампа) с наименованием регистрирующего органа, номером и датой на первой странице учредительных документов, скрепляемой подписью должностного лица, ответственного за регистрацию.Моментом государственной регистрации признается внесение записи регистрирующим органом в реестр.
4. Выдача заявителю документа (регистрационного свидетельства), подтверждающего факт внесения записи в государственный реестр, осуществляется в срок не позднее одного дня с момента государственной регистрации юридического лица.В соответствии со ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» отказ в государственной регистрации допускается в случае:
а) непредставления необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) в иных случаях, указанных в законе (п. 2 ст. 20 или п. 4 ст. 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Отказ в государственной регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности не допускается. Существует уголовная ответственность за отказ в государственной регистрации. Регистрирующий орган не проверяет формы представленных документов на момент соответствия федеральному законодательству, они лишь проверяют заявление по государственной регистрации. Это сделано специально, чтобы была возможность зарегистрировать юридическое лицо.
Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято не позднее срока, установленного для государственной регистрации (пять рабочих дней) и должно содержать основания отказа.Решение об отказе в государственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения и может быть обжаловано в судебном порядке.
Исполнение обязательств.
Исполнение обязательства сводится к совершению должником действий (воздержанию от действий), юридическую меру которых определяют лежащие на нем обязанности. При этом именно на должника, по общему правилу, возлагается бремя несения расходов на исполнение обязательства.
Таким образом, основное внимание на стадии исполнения обращено к фигуре должника. Но в исполнении косвенно участвует и кредитор, ибо он принимает исполнение; причем на него могут возлагаться обязанности, обеспечивающие защиту должника от недобросовестности кредитора, не превращающие, тем не менее, последнего в должника. Однако, в силу закона или договора обязанность по принятию исполнения может рассматриваться и в качестве обязанности лица как должника
Ключевым принципом обязательственного права, касающимся и стадии исполнения обязательства, выступает принцип добросовестности – стороны обязаны действовать добросовестно:
= учитывая права и законные интересы друг друга,
= взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства,
= предоставляя друг другу необходимую информацию
Важнейшими специальными принципами исполнения обязательств являются:
1) принцип надлежащего исполнения, предполагающий, что обязательство должно быть исполнено надлежащим образом в соответствии:
Ö с условиями обязательства и требованиями правовых актов;
Ö при их отсутствии – с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями (тем самым, обычаи рассматриваются в качестве вида обычно предъявляемых требований).
Данная иерархия требований, которым должно соответствовать исполнение, как таковая направлена на защиту прав участников обязательственных правоотношений
2) принцип реального исполнения (исполнения обязательства в натуре), предполагающий, что предусмотренные условиями обязательства действия должны быть совершены фактически и не подлежат по общему правилу замене денежным и иным эквивалентом.
Иногда в литературе в качестве самостоятельного принципа выделяется принцип недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства (неизменности или стабильности обязательства). В соответствии с ГК односторонний отказ от исполнения обязательства (а равно одностороннее изменение его условий) по общему правилу не допускается
79. Ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.
Вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а вслучаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу.
В случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего, в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.
Вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста, возмещается за счет казны РФ, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта РФ или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
ГК РФ впервые предусмотрена регрессная ответственность перед казной должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, допустивших в отношении граждан незаконное привлечение к ответственности, незаконное осуждение или незаконный арест. Регрессная ответственность названных должностных лиц может наступить лишь при одном условии: их вина должна быть подтверждена вступившим в законную силу приговором суда.
Из-за допускаемых ошибок гражданам может быть причинен материальный и моральный вред. Материальный вред может слагаться из неполучения гражданами доходов, приостановки выплаты пенсии и пособий, конфискации имущества, иных затрат, связанных с восстановлением здоровья, увольнении с работы, прерывании трудового стажа, утраты жилища.
Возмещение материального ущерба от утраты заработка, других трудовых доходов, которых гражданин лишился, а также судебных издержек и иных сумм, производится не в гражданско-правовом порядке, а по правилам уголовно-процессуального законодательства, на основании постановления следователя, дознавателя, судьи.
Моральный вред - это нравственные и физические страдания, перенесенные от случившегося.
Российское гражданское законодательство определяет само государство в качестве субъекта гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами дознания, прокуратуры и суда, в лице федеральной казны, которое может в регрессном порядке обратить взыскание причиненных убытков к непосредственнымпричинителям вреда. В отдельных случаях субъектом ответственности может быть гражданин, в отношении которого совершаются фактические процессуальные действия.
Субъектами уголовно-процессуальных правоотношений в стадии возбуждения уголовного дела выступают потерпевший от преступления (другие заявители) и орган дознания, следователь, прокурор, судья. Субъектные составы гражданского правоотношения, по возмещению вреда, причиненного преступлением, и уголовно-процессуальные правоотношения не совпадают, ибо возникновение вреда не находится в причинно-следственной связи с процессуальными действиями должностных лиц на этой стадии. Вред причинен действиями правонарушителя, установление и наказание которого осуществляется от имени государства уполномоченными органами и должностными лицами в порядке, установленном законом.
Незаконность действий правоохранительных и судебных органов в ситуациях, предусмотренных п.1 ст.1070 ГК, должна быть подтверждена оправдательным приговором суда либо прекращением уголовного дела по реабилитирующим основаниям (отсутствие события преступления, отсутствие в деянии состава преступления, недоказанность участия гражданина в его совершении), а также прекращением дела об административном правонарушении. Прекращение дела по другим основаниям (амнистия, изменение обстановки и т.д.) исключает право требовать возмещения вреда.
Билет № 14