Субъекты служебных преступлений
Ø Должностные лица
Ø Государственные и муниципальные служащие
Ø Лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях
Чаще всего служебные преступления совершаются должностными лицами. И не зря в период действия УК РСФСР эти преступления назывались должностными. Понятие должностного лица сформулировано в примечании к ст.285. Наряду с термином должностное лицо фигурируют еще и спец должностные лица - международные должностные лица.
Должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (примечание к ст. 285 УК).
Виды должностных лиц:
1. Представители власти
2. Лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в ВСРФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
Представителем властиявляется должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости (примечание к ст. 318 УК).
Ключевая фраза - это то лицо, которое наделено распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящимися от него в служебной зависимости. Т.е. обладает правом давать распоряжения лицам, которые не находятся от него в служебной зависимости. Начальник университета МВД? Надел свой генеральский мундир и пресекает преступление. Полицейский, если он действительно выполняет задачу, которая определена законом о полиции - пресечение правонарушения, он представитель власти. А когда он начальник университета, он не является представителем власти. Лица от него находятся в служебной зависимости. Поэтому полицейский, когда выполняет другие задачи, нужно смотреть, что он выполняет. Прокурор района. Когда он кого-то приглашает на беседу, он представитель власти. Когда дает распоряжение своему заместителю - он не представитель власти, потому что дает распоряжение своему подчиненному.
Лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в ВСРФ, других войсках и воинских формированиях РФ
Тут в отношении этих лиц важны три момента. Виды функций, по которым мы относим лиц к разряду должностных - организационно-распорядительные. В ПП Пленума дано развернутое определение организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций.
Организационно-распорядительные функции - это функция управления людьми, подчиненными, зависимыми по службе. Это, например, функция распределенияобязанностей, назначения на должности, поддержания дисциплины и т.д. кроме того, принятие решений должностным лицом, которое порождает юридически-значимые последствия, связанные с судьбой конкретного человека или конкретных людей. Например, преподаватель, когда выставляет оценки в ведомости, если он в гос учреждении или мун, это лицо, должностное, выполняющее орг-расп функции. Вроде не распоряжается преподаватель нами, но когда он выставляет оценку, он заполняет документ и по этому документу определяется наша после сессионная судьба. Поэтому вроде не распоряжение на прямую, но опосредовано преподаватель влияет на нашу судьбу таким образом. Можно ли признать прием любых экзаменов должностной функцией или нет?В ПП указано, что участие в ГАК-е это функция должностного лица. И сразу вопрос - а если семестровый или курсовой контроль? Это не функция должностного лица? Практика разрешила этот вопрос положительно. И преподавателей, берущих взятки за экзамен, судят по должностным преступлениям.То же самое врач, который заполняет лист о нетрудоспособности. Поэтому выдача таких документов тоже признается организационно-распорядительной функцией.
Возвращаясь к ПП, в зависимости от того, с какой структурой мы имеем дело, вопрос будет решаться специфически. Офицер и рядовой. Офицер всегда выше, чем рядовой. Уже по званию есть отношения начальник-подчиненный. А начальник это означает, что есть организационно-распорядительные полномочия в отношении подчиненного.
Задача - преподаватель побил студента, если это произошло в гражданском, военном, милицейском вузе. Нужно устанавливать кто он, в военном вузе - начальник и подчиненный, помимо того что это преподаватель и курсант. В военном вузе такие полномочия есть. Милицейский вуз тоже. Нужно смотреть н-п базу, обладает преподаватель вуза МВД полодиями такими в отношении студента МВД или нет.
Административно-хозяйственные функции. Максимально кратко - это функции по управлению имуществом. ПП Пленума –функции по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.
Управление имуществом - это может быть подходящей формулой. Когда начинаем квалифицировать по наличию функций, иногда возникают проблемы. Кассир, должностное лицо или нет? Кладовщик, экспедитор, страховой агент - выполняют адм-хоз функции? При отнесении этих лиц к разряду должностных необходимо четко определить границы управленческих полномочий в отношении имущества. В организации всегда их принимает руководитель. На уровне менеджеров эти решения принимаются. Заведующий складом тоже принимает решения. А воткладовщик и кассир не принимают, они исполняют эти управленческие решения, поэтому их нельзя относить к разряду должностных лиц.
Пример - зав отделения в гос учреждении медицинском, он еще и хирург, получает деньги отклиента от шедеврально проведенной операции. Он наделен орг-расп функциями. Получил взятку или нет? Зав отделения это лицо с двойным статусом - наделен орг-рас функциями, но и выполняет профессиональные обязанности, не относящиеся к этим функциям. Он получил деньги как лицо, выполняющее профессиональные обязанности. Если установим, что получил деньги, за хорошую палату и проведение операции, то, как должностное лицо получал. А если только за операцию, то он выполняет профессиональныефункции, и не является должностным лицом. Вот и преподаватель, пока говорит за кафедрой не должностное лицо, а на экзамене должностное.
Третий момент - где исполняются функции должностные. Вотпо тому, как будет разрешен вопрос где выполняютсяфункции мы и относим, совершены преступления против гос власти и интересов гос службы и местного самоуправления или против коммерческих организаций.
Нужно установить, что должностные полномочия осуществлялись:
1. В гос органах
2. В органах местного самоуправления
3. Гос и мун учреждениям. УЧРЕЖДЕНИЯХ не предприятиях! Есть иногда искушение отнести всякие ГУП-ы, это не правильно. Только учреждения
4. Гос корпорации
5. Те, кто выполняет эти функции в вооруженных силах,других войсках и воинских формированиях РФ.
Интересные вещи, связанные с тем, что некоторые лица обладают двойным статусом. Председатели ГАК-ов утверждаются Минобразования. Задачка, назначаются лица руководителем учреждения, а утверждаются министерством. Частное образовательное учреждение, ректор является председателем ГАК-а и утверждается в министерстве. Кто это? Как расцениватьпредставителягос власти в коммерческой организации, если голосует главным пакетом акции. Все зависит от того, где осуществляет функции. Если осуществляет в Газпроме, несмотря на то, что он как представитель власти, будет нести ответственности за преступления против интересов коммерческих организаций.
Должностные лица осуществляют полномочия:
1. Постоянно
2. Временно
3. По специальному полномочию
Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию- лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой.
Очень важное утверждение–Управленческие функции должны быть возложены на лицо надлежащим образом, в соответствии с нормативно-правовой базой.
Пошел пить кофе, и говорит, Маша попринимай посетителей. Маша в течение двух часов должностное лицо? Она там на карман взяла. Поскольку функции возложены ненадлежащим образом, она не может восприниматься должностным лицом. Есть даже и в ПП Пленума, что устное распоряжение не есть возложение должностных функций.
В доктрине долго обсуждался вопрос, может ли признаваться должностным лицом то лицо, которое было назначено с нарушением определенных формальностей. Например, на должность прокурора было назначено лицо, которое подделало диплом о высшем юр образовании. Прокурор работает, два года и потом это выясняется. Так вот ВС решил, что такие лица следует признавать должностными. Хотя в теории высказывалось две точки зрения - одна, которую потом принял вс. А вторая точка зрения имеет реализацию не применительно к другим преступлениям, в частности воинским. Например, дезертирство. Выясняется, что товарищ оказывается и не должен был быть призван на военную службу, поскольку он страдает заболеванием, при наличии которого нельзя призывать на воинскую службу. В таких случаях суды принимают оправдательные решения,поскольку лицо и в принципе не могло быть военнослужащим, то оно и не может совершить воинское преступление. Ученые пытались распространить эту логику и на должностные преступления. Но ВС решил по-другому, и, по мнению Щепелькова, оправданно. Прокурорский работник - это не обязанность человека, это нужно заслужить, и если самостоятельно фальсифицируется, то разговор строить излишне.Его деяния должны получить адекватную оценку, а такая адекватная оценка - это квалификация какдолжностного преступления.
Должностные полномочия осуществляются:
1. Непосредственно
2. Путем издания правовых актов
Постовые, сотрудники ГИБДД, которые жезлом показывают туда-сюда. А часто путем издания н-п актов. Например, депутат ГД не наделен отдавать распоряжения, но когда ГД приняла закон, все обязаны этот закон исполнять.
Далее вопрос - часто должностные лица принимают управленческие решения не в одиночку, а коллегиально. Все лица, которые имеют право управленческого голоса, признаются должностными лицами. Например, ГАК - 5 человек в нее включено, все 5 должностные лица. Часто решения принимается многоступенчато. Когда три решения принято, тогда только принимается окончательное решение. Так вот лица, которые задействованы в принятии решений на разных уровнях, также являются должностными. Врач поставил диагноз и выдал справку, что такой-то такой-то страдает заболеванием, она была предъявлена в военкомат, там работала комиссия. Комиссия принимает решение о негодности к прохождению гос службы. Врачполучил деньги за проставление диагноза. В этом случае врач должностное лицо? Если он ставит - болен гриппом, то врач не является должностным лицом. Но если это часть управленческого решения в выставлении диагноза, а это часто бывает, и это связано с принятием окончательного управленческого решения, врач будет признаваться должностным лицом. Т.е. его решение предрешает управленческое решение.