Вопрос 15: Понятие и виды источников уголовно-исполнительного права

1. Конституция РФ: ст. 71 - уголовно-исполнительное законодательство в ведении РФ.

2. Международно-правовые акты: уголовно-исполнительное законодательство должно базироваться и отражать в своих институтах и нормах общепризнанные принципы международного права о правах личности и гражданина и об обращении с осужденными. Международный договор РФ получает приоритет перед уголовно-исполнительным законодательством, если в нем установлены иные правила исполнения законодательства. Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными (ООН, 1955), Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (ООН, 1989), Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких или унижающих достоинство видов обращения и наказания (ООН, 1984).

3. УИК 1996 г. - основной закон, регулирующий исполнение всех видов уголовных наказаний. Ч. 1 ст. 2 УИК указывает, что УИ законодательство РФ состоит из УИК и других федеральных законов.

4. Иные ФЗ: Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 (в ред от 19.06.2007); ФЗ «Об исполнительном производстве» от 21. 07.1997 (в ред. от 26.06.2007); ФЗ «О судебных приставах» от 21.07.1997 (в ред. от 03.03.2007).

5. Указы Президента РФ «О реформировании УИС МВД РФ» от 8.10.1997, «О передаче УИС МВД РФ в ведение Минюста РФ» от 25.07.1998 г. (в ред. от 08.05.2005).

6. Постановления Правительства РФ - Положением об уголовно-исполнительных инспекциях 16.06.1997 (в ред. от 20.02.1999) определены задачи этих органов по исполнению наказаний, не связанных с изоляцией от общества, их основные обязанности и права; Положением о дисциплинарной воинской части от 4.06.1997 определены задачи и функции указанных воинских подразделений. УИК РФ передал Правительству РФ полномочия принять такие нормативные акты как Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы от 11.04.2005, Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания от 6.02.2004 + Постановление о медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к отбыванию наказания в связи с болезнью от 6.02.2004; Постановление о порядке обеспечения продуктами питания или деньгами на время проезда к месту жительства осужденных, освобождаемых от отбывания наказания от 24.10.1997.

7. Ведомственные акты - УИК РФ предусмотрел принятие Минюстом и Минобороны самостоятельно или совместно с другими ведомствами нормативных правовых актов по вопросам организации исполнения наказаний - Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (приказ Минюста от 3.11.2005), Правила отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими (приказ Минобороны от 29.07.1997 в ред. от 04.09.2006), Положение об отряде осужденных исправительного учреждения (от 25.03.2003 в ред. приказа Минюста от 08.07.2003).

8. НПА суб РФ.

9. НПА органов МСУ.

Еще одним источником являются международные договоры РФ. ; В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные нормы и принципы международного права являются составной частью право­вой системы РФ, а правила международных договоров РФ имеют прио­ритет над нормами национального законодательства. Впервые вопрос о соотношении норм международного и нацио­нального законодательства урегулирован в ст. 3 УИК РФ. Часть 2 этой статьи устанавливает безусловный приоритет правил международного договора над нормами уголовно-исполнительного законодательства РФ.

Вопрос 16: Основные задачи и формы участия общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания.

Ст. 23 УИК РФ - общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных.

Федеральный закон от 10.06.2008 N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания, в том числе в создании условий для их адаптации к жизни в обществе.

Субъекты: 1. Общественный контроль в соответствии с настоящим ФЗ осуществляют:

1) общественные наблюдательные комиссии, образуемые в субъектах РФ;

2) члены общественных наблюдательных комиссий.

Членом общественной наблюдательной комиссии может быть гражданин РФ, достигший возраста 25 лет и имеющий опыт работы в области защиты прав граждан (осуществляют свою деятельность на общественных началах), не может быть лицо, имеющее судимость либо признанное решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным, не могут быть адвокаты, сотрудники органов прокуратуры, лица, замещающие государственные должности РФ, должности фед гос службы, гос должности субъектов РФ, должности гос гражданской службы субъектов РФ, должности мун службы, а также лица, замещающие выборные должности в органах мсу.

Полномочия:

1) в составе не менее двух членов общественной наблюдательной комиссии без специального разрешения, вправе посещать камеры, карцеры, стационарные отделения, прогулочные дворики, библиотеки, столовые, штрафные и дисциплинарные изоляторы, одиночные камеры, помещения для обеспечения личной безопасности осужденных, иные помещения мест принудительного содержания, за исключением объектов и сооружений, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных, на посещение которых необходимо согласие начальников соответствующих мест принудительного содержания;

2) беседовать с лицами, подвергнутыми административному задержанию и административному аресту, военнослужащими, подвергнутыми дисциплинарному аресту, осужденными к лишению свободы, несовершеннолетними правонарушителями, несовершеннолетними, находящимися в учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа и местах принудительного содержания; 3) беседовать с подозреваемыми и (или) обвиняемыми, содержащимися под стражей, по вопросам обеспечения их прав в местах принудительного содержания; 4) принимать и рассматривать предложения, заявления и жалобы лиц, находящихся в местах принудительного содержания, иных лиц, которым стало известно о нарушении прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания; 5) запрашивать у администраций мест принудительного содержания и получать от них сведения и документы, необходимые для проведения общественного контроля и подготовки заключений, предложений или обращений общественной наблюдательной комиссии;

6) обращаться к должностным лицам администраций мест принудительного содержания, органов прокуратуры, органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов Министерства обороны Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, органов управления образованием Российской Федерации по вопросам обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.

Формы содействия раскрыты лишь применительно к воспитательным колониям: попечительский совет и родительский комитет. Попечительские советы образованы в воспитательных колониях для оказания помощи администрации в организации учебно-воспитательного процесса и укреплении материально-технической базы, в решении вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освобождающихся лиц.

Важна роль советов и в деле подготовки осужденных к освобождению, в заблаговременном выяснении обстановки в семье, при необходимости в решении вопроса о направлении подростка после освобождения в интернат, назначении попечителей, подыскании места работы. В воспитательных колониях могут создаваться также родительские комитеты. В них включаются с их согласия родители осужденных, содержащихся в колонии, лица, их заменяющие, и другие близкие родственники.

Наши рекомендации