Текст письма должен соответствовать конкретному типу письма.

По содержанию и назначению выделяются следующие виды:

· письмо-сообщение (информационное);

· сопроводительное письмо;

· письмо-инструкция;

· гарантийное письмо;

· письмо-просьба;

· письмо-запрос;

· оферта (письмо-предложение);

· письмо-напоминание;137

· письмо-приглашение;

· рекламация (письмо-претензия);

· письмо-подтверждение;

· письмо-благодарность;

· письмо-ответ

Правила деловой переписки

Для ведения деловой переписки используется естественно официально-деловой стиль, его характеризует краткость и ясность изложения сути вопроса, стандартизация используемых фраз, соответствие нормам этикета.

Деловое письмо необходимо составлять по одному вопросу или нескольким, но взаимосвязанным. Если вам надо в одну и ту же организацию обратиться по различным тематикам, то напишите несколько писем в один адрес.

Согласно правилам ведения деловой переписки принято отвечать на все письма, за исключением присланных для сведения. Оперативно и четко отвечайте на все поставленные вопросы. Задержка с ответом расценивается как отказ от сотрудничества.

Текст делового письма должен быть написан простыми фразами (не нужны витиеватые обороты речи) в нейтральном тоне (не надо никакой эмоциональности, чрезмерной любезности, грубости) без излишних подробностей (которые не относятся к рассматриваемому вопросу). Постарайтесь обойтись без орфографических и пунктуационных ошибок.

Вы должны четко представлять цель делового письма – новое сотрудничество, увеличение продаж, изложить претензии, ускорить оплату услуг, выразить соболезнование, пригласить на презентацию, поздравить и т.д.

Правилами деловой переписки в соответствии с этикетом допускаются такие варианты обращения:

· «Уважаемый господин Новосельцев!» – предполагает дистанцию и носит более официальный характер,

· «Уважаемая Евгения Станиславовна!» – показывает налаженность деловых отношений, преуменьшает дистанцию,

· «Уважаемые господа!» – употребляется при коллективном обращении.

Структура текста делового письма обычно состоит из следующих частей:

· сначала объясняют причины, основания, цели написания письма,

· затем предлагаются с вашей точки зрения решения, выводы, просьбы, предложения, рекомендации,

· завершают послание кратким резюме, подведением итогов («надеемся…», «уверены…»).

Как излагается деловое письмо:

· Просим предоставить данные о..., подтверждаем получение…, направляем на рассмотрение проект договора… и т.п.

· Или ЗАО «Канитель» гарантирует оплату…, ООО «Капелька» сообщает о получении… и т.п.

В деловой переписке возможно использование фраз этикетного характера в заключительной части текста над подписью, например:

· «С уважением,» «Искренне Ваш»

или в более позитивном ключе –

· «С наилучшими пожеланиями»,

· «С надеждой на продолжение сотрудничества»,

· «С интересом ждем от Вас новых предложений»,

· «Всегда рады оказать Вам услугу» и др.

20.Формулы речевого этикета в официально деловом общении.

Формулы речевого этикета - это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трёх стадий разговора:

1.начало разговора (приветствие/знакомство)

2.основная часть

3.заключительная часть разговора

Начало разговора и его завершение

1.Любой разговор, как правило, начинается с приветствия, оно может быть вербальным и невербальным. Очередность приветствия также имеет значение, младший первым приветствует старшего, мужчина - женщину, молодая девушка - взрослого мужчину, младший по должности - старшего. Перечислим в таблице основные формы приветствия собеседника:

Формы приветствия в речевом этикете

Форма приветствия Пример

Пожелание здоровья Здравствуйте!

Указание на время встречи Добрый день!

Эмоциональные пожелания Очень рад!

Уважительная форма Моё почтение!

Специфическая форма Здравия желаю!

Основная часть разговора

2.Вслед за приветствием начинается разговор. Речевой этикет предусматривает три основных типа ситуаций, в которых применяются различные речевые формулы общения: торжественная, скорбная и рабочая ситуации. Первые фразы, произнесенные после приветствия, называют зачином разговора. Нередки ситуации, когда основная часть разговора состоит только из зачина и следующего за ним окончания разговора.

Примеры благодарности и комплиментов в речевом этикете

Благодарность Комплимент

Позвольте выразить благодарность Вы прекрасно выглядите

Фирма выражает благодарность сотрудникам Вы так сообразительны

Я вам очень благодарен за.. Вы прекрасный собеседник

Большое вам спасибо Вы отличный организатор

Примеры просьб и советов в речевом этикете

Просьба Совет

Сделайте одолжение, выполните... Позвольте вам дать совет

Если вас не затруднит, ... Разрешите предложить вам

Не сочтите за труд, пожалуйста, ... Вам лучше поступить таким образом

Могу ли я попросить вас Я бы хотел предложить вам

Убедительно прошу вас Я посоветовал бы вам

21.

Научный стиль

Научный стиль- это структурно- функциональный вариант литературного языка, играющая важную роль в современном обществе ,сферу деятельности науки и научное общение.

Выделяют 4 подстиля:

1. собственно-научный

2. учебно- научный

3. технический

4. научно-популярный

1.Собственно-научный:-представлен текстами которые ученый пишут для своих коллег чтобы сообщить в них научную информацию .

2.Учебно-научный- представлен в учебниках, рефератах, лекциях и тд. В этих жанрах происходит передача научных знаний людям стремящих получить образование.

3. Технический- обслуживает технические описание аппаратов, приборов, устройств.

4.Научно-популярный- предназначен для читателя интересуемого вопроса науки.

Жанры научного стиля:

1.малые жанры( аннотация)

2.средние жанры(статьи, доклады начные).

3.большие (монографии, десертации, курсы лекции).

Стилевые черты:

1.ясность которая обеспечивается точнстью и логичностью

2.высокая степень отвлеченности:выражается в широком употреблении абстрактной лесики.

3.объективная форма выражения связана с некатегоричностью оценок.

4.именной характер изменения выражается преобладанием имен над глаголами.

5.направленность на узкого адресата.

Средства усиления выразительности:

1.усилительные и ограничительные частицы (лишь ,только, абсолютно).

2.экспрессивные прилагательные

3.прилагательные превосходной степени

22. Публицистический стиль

Публицистический стиль- это структурно-функциональный вариант литературного языка обслуживающий сферу политико-идеологических общественных отношений.

Публицистический стиль тесно связан с 2 функциями:

1. Информативная

2. Воздействующая

Поскольку информируя о чем-либо журналист обязательно оказывает воздействие на читателя или слушателя формируя общественное мнение.

Стилевые черты:

1. Документально-фактологическая точность, т.е предельное достоверность и объективность возложения фактов.

2. Коммуникативнаяобщезначимость (характер информации того или иного средства СМИ)

3. Открытое авторская оценочность (журналист открыто выражается…)

4. Рекламность

5. Лозунговопризывной характер

Судебная речь– это официальная профессиональная речь, она является обязательным компонентом важнейшей судебной процедуры – судебных прений. Вместе с тем она существенно отличается от других видов публичных выступлений.

Судебные прения– часть судебного разбирательства, в которой стороны подводят итоги проведенного исследования фактических обстоятельств дела, анализируют собранные доказательства, высказывают и обосновывают мнения по поводу вопросов, подлежащих разрешению судом.

Судебные прения состоят из речей лиц, представляющих сторону обвинения или защиты. А судебная речь – это публичная речь, обращенная к суду, а также ко всем участвующим и присутствующим при рассмотрении уголовного или гражданского дела, произнесенная в судебном заседании и представляющая собой изложение выводов оратора по данному делу и его возражения другим ораторам.

Целью судебной речиявляется способствование формированию внутреннего убеждения судей, убедительно и аргументировано воздействовать на народных и присяжных заседателей, присутствующих в зале суда граждан.

Предметом судебной речи является деяние, за которое подсудимый привлекается к уголовной или иной ответственности.

Много внимания в научной и методической литературе уделяется проблемам делового общения, которое занимает значительное место в жизни многих людей. Ведь постоянно приходится обсуждать вопросы, связанные с выполнением должностных и служебных обязанностей, с организацией производства, с жизнью трудового коллектива, заключением договоров, принятием решений, оформлением документов и т. д.

Содержание судебной речи представляет собой совокупность вопросов, разрешаемых судом при постановлении приговора.

Материалом для судебной речи служат обстоятельства, связанные с конкретным уголовным или гражданским делом, факты, доказательства.

Специфическая особенность судебной речи– строгая процессуальная регламентированность. Например, обвинители и защитники, потерпевший и подсудимый, участвующие в судебных прениях по уголовному делу, высказывают соображения по поводу установленных в ходе судебного следствия фактических обстоятельств дела, доказанности и недоказанности обвинения, наступивших в результате преступления последствий, юридической оценки преступлений и т. д. Для профессиональных участников процесса (прокурора, обвинителя, адвоката-защитника) изложение и обоснование своей позиции по данным вопросам – процессуальная обязанность. В их речах должен быть сделан вывод о виновности или невиновности подсудимого, о юридической квалификации преступления, о наказании подсудимого или освобождении от наказания, о разрешении гражданского иска, а также других вопросов. А вот для подсудимого, обвиняемого, потерпевшего по делам

24 .Средства убеждения и воздействия в судебной речи.

Убеждение

Цель судебной речи – убедить судей и присяжных заседателей в правильности позиции оратора. Убедительная речь - речь, содержащая мысли, подтвержденные фактами, серьезными доводами; доказательная. Важными факторами убедительности речи являются убежденность оратора в правоте своей позиции по делу и культура его мышления. Убежденность - это твердая уверенность в истинности чего-либо.

Убедительность достигается приведением аргументов. Аргумент - это одно или несколько связанных между собой утверждений (суждений), предназначенных доя подтверждения истинности тезиса.

Убедительность судебной речи во многом зависит от качества аргументов. Судьи оценивают правильность мыслей прокурора и адвоката прежде всего по степени значимости и ценности фактического материала. Только сила аргументов, их убедительность имеют значение для полного внутреннего убеждения судей.

Воздействие

Судебная речь, как мы уже знаем, целенаправленное произведение, которое предполагает достижение запланированного эффекта, регулярное воздействие на адресатов. Воздействие - этопроцесс привлечения внимания слушающих к предмету речи с целью произвести изменения во взглядах получателя сообщения. Главным средством воздействия в судебной речи является организация материала, логическая доказательность. Судебный оратор с помощью убедительных фактов оказывает рациональное воздействие на судей. Если он не боится ставить острые вопросы и находить им правильное решение, его речь звучит убедительно.

частного обвинения выступление в суде – это право, которым они могут воспользоваться при желании.

Публичная речь – это основа ораторского искусства. Для того чтобы выступление было ярким и запоминающимся, нужно следовать некоторым правилам воздействия устной речи на слушателя:

1) выступающий должен сам всесторонне овладеть темой, четко представлять свои задачи и суть вопроса;

2) он должен быть убежден в своей правоте и постараться убедить в ней слушателя. Очень важно, чтобы лектор не сомневался в своих ответах;

3) нужно продемонстрировать личную заинтересованность в процессе, в теме, в раскрытии таковой и внимание к аудитории;

4) старайтесь психологически воздействовать на публику. Люди должны разделить ваш творческий поиск, пойти за вами;

5) необходим план вашего выступления: в виде тезисов, записей или конспекта, чтобы речь звучала интересно и логично. Но зритель не должен ощущать этого. Нельзя стоять все выступление, уткнувшись в записи. В идеале план должен быть у вас в голове;

6) правильное поведение во время выступления. Сюда входит как внешний вид оратора, так и его культура речи и тактичность поведения с возможными оппонентами.

К этим условиям можно причислить хорошее знание языка и умение пользоваться этим знанием.

Публичное выступление также допускает чтение по заранее приготовленному тексту, но зачастую это демонстрирует неумение автора выступать публично. Убедительнее и доходчивее звучит речь произносимая, а не зачитываемая с листа. Хотя следует отметить, что на официальных заседаниях, собраниях, где речь идет о цифрах и точных данных, нужно именно читать по подготовленному материалу, так как приблизительность здесь недопустима.

Большое значение при произнесении речи имеют произношение, ударение и интонации. Речь не должна быть слишком быстрой, пестрить слишком сложными словами или словами на иностранном языке. Слушатели должны ощущать внимание с вашей стороны, должна присутствовать обратная связь с аудиторией. Следует делать небольшие паузы и обсуждения по ходу выступления, чтобы понять, как публика реагирует на содержание. Но все это возможно при полном овладении материалом. Речь выступающего должна быть культурной вне зависимости от темы.

Между слушателями и оратором должен появиться психологический контакт. Особый интерес для говорящих и исследователей звучащей речи представляют паузы, сопровождающие эмоциональную речь. Они передают чувства, охватывающие говорящего. Хотя слишком длинные паузы в речи оратора скорее всего свидетельствуют не о раздумье, а о плохом знании предмета.

Публичная речь – сложный вид работы, поэтому готовиться к выступлению следует тщательно и заранее.

26 Разговорный стиль:

Разговорный стиль предназначен для повседневного общения, поэтому его иногда называют обиходно-бытовой. Он может использоваться как в устной, так и в письменной речи и служит для разговоров со знакомыми или незнакомыми людьми в обыденных ситуациях.

Цель разговорного стиля – неофициальное общение, обмен мыслями, чувствами, впечатлениями... Следовательно, к разговорной речи предъявляются менее жесткие требования, чем к речи в других стилях. Здесь допускаются нечеткость произнесения слов, лексическая неточность, широкое использование местоимений вместо имени.

В разговорном стиле даже может встречаться нелитературная, неправильная речь или так называемые сниженные разговорные языковые средства: разговорные слова и обороты (мешкать, столовка, вымахал, брякнуться, ни бе ни ме, с жиру беситься), просторечные слова (давеча, завсегда, ага).

В разговорной речи важную роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка.

Основная форма реализации разговорного стиля– диалог .

Пример разговорного стиля: — Ну, и где вы были вчера? Рассказывай! — Фильм смотрели. Новый. — Про что? — Детектив какой-то. — Как называется? — Да, не помню я, забыл. Из головы вылетело.

27.ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ. Художественный стиль речи отличается образностью, широким использованием изобразительно-выразительных средств языка. В языке художественной литературы могут употребляется просторечия и диалектизмы, слова высокого, поэтического стиля, жаргонные, грубые слова, профессионально деловые обороты речи, публицистика. ВСЕ ЭТИ СРЕДСТВА В художественном стиле речи ПОДЧИНЯЮТСЯОСНОВНОЙ ЕГО ФУНКЦИИ – ЭСТЕТИЧЕСКОЙ.художественный стиль речи предназначен для создания художественных, поэтических образов, эмоционально эстетического воздействия. Все языковые средства, включаемые в художественное произведения, меняют свою первичную функцию, подчиняются задачам данного художественного стиля. В литературе язык занимает особое положение, поскольку он является тем строительным материалом, той воспринимаемой на слух или зрение материей, без которой не может быть создано произведение. Самое лучшее в языке, сильнейшие его возможности и редчайшая красота - в произведениях художественной литературы, и все это достигается художественными средствами языка. Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Со многими из них вы уже знакомы. Это такие тропы, как эпитеты,, сравнения, метафоры, гиперболы и т.д.
Тропы – оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком либо отношении. Наиболее распространенные виды троп – аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метомия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет.
Например: О чем ты воешь, ветр ночной, о чем ты сетуешь безумно – олицетворение. Все флаги в гости будут к нам – синекдоха. Мужичек с ноготок, мальчик с пальчик – литота. Ну, скушай же тарелочку, мой милый – метонимия и т.д.
К выразительным средствам языка относятся и СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ речи или просто фигуры речи: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора.

28.

ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК

Речевые ошибки - это ошибки в употреблении слова. Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.)

  Вид ошибки Примеры
1. Повторы Недавно я прочитал одну книгу. Эта книга называется «Собачье сердце». В этой книге интересно рассказывается о героях.
2. Неудачный порядок слов Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе.
3. Нарушение лексической сочетаемости В стихотворениях Есенина особую роль имеют сравнения. Героем рассказа «Ионыч» является образ Старцева.
4. Употребление слова в несвойственном ему значении Вместе с духовным ростом у Павла и Ниловны растет их речь. Корчагин – зачинщик соревнования.
5. Употребление лишнего слова (плеоназм) Бесчисленное множество. Он негодовал от возмущения.

ВИДЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК

Грамматическая ошибка- это ошибка в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы - словообразовательной, морфологической, синтаксической.

  Вид ошибки Примеры
1. Ошибочное словообразование     Утопничество; взятничество; скучание.
2. Одновременное употребление полной и краткой формы прилагательного в составном сказуемом     Жизненный путь героя тяжел и трагичный.
3. Смешение прямой и косвенной речи     Базаров говорит Аркадию, что твой отец – человек отставной.
4. Неверное построение предложений с деепричастным оборотом     Читая статью, всегда делаются пометки.
5. Неправильный выбор падежного окончания Нет время; без рельс; мечта к свободе; согласно плана.

ВИДЫ ЛОГИЧЕСКИХ ОШИБОК

Логическая ошибка – это нарушение каких-либо законов логики, правил, их обычно связывают с различными логи­ческими операциями и видами умозаключений. Выде­ляют ошибки в определении понятий; ошибки в индуктивном выводе; ошибки в дедуктивных умозаключениях; ошибки в доказательстве: по отношению к тезису, к аргументам.)

1) нарушения последовательности высказывания;

2) отсутствие связи между частями и предложениями;

3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли;

4) раздробление одной микротемы другой микротемой;

5) несоразмерность частей высказывания;

6) отсутствие необходимых частей;

7) перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);

8) неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица).

ВИДЫ ФАКТИЧЕСКИХ ОШИБОК

Фактические ошибки – это ошибки, искажающие жизненную правду, действительность или какие-либо факты.


1) ошибки в обозначении места и времени события;

2) в передаче последовательности действий, причинно-следственных отношений и т. д.;

3) искажение жизненной правды;\

4) неточное воспроизведение

- книжных источников;

- имен собственных;

- дат;

- мест событий.

Наши рекомендации